Тема: Обобщение знаний о глаголе как части речи
Цели: Обобщить полученные знания о глаголах, совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу, определять число глагола; Развивать умение употреблять глагол в речи, мышление, внимание, память, речь; Воспитывать желание изучать русский язык, старательность, аккуратность.
Оборудование: 1. Презентация Power Point;2. Карточки для индивидуальной работы; 3. Музыкальная физкультминутка.
I. Оргначало. II. Сообщение темы и целей урока. Послушайте стихотворение. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- все в действие придет. Лети ракета, люди строят зданья. Цветут сады и в поле хлеб растет. О какой части речи мы поговорим?
III. Чистописание. Гл аг Без глагола предметы лишь названья.
IV. Работа по теме урока. Упражнение в распознавании глаголов.
Говорят: часы стоят. Говорят: часы спешат. Говорят: часы идут, Но немного отстают. Мы смотрели с Мишей вместе, Но часы висят на месте. ( В. Орлов)
- Выпишите глаголы с вопросами.
V. Физкультминутка. Существительные – дети хлопают в ладоши, глаголы – руки вперед(Сказка, небо, светит, дождь, льет, мальчик, дежурный, читать, решать, трава, растет).
VI. Закрепление изученного материала. Работа с фразеологическими оборотами. -Прочитайте. Соедините фразеологические обороты с глаголами.
Совать нос думать
Чесать языки обманывать
Клевать носом вмешиваться
Ломать голову убежать
Надуть губы болтать
Водить за нос дремать
Унести ноги обидеться
Работа со стихотворением. Послушайте стихотворение и скажите, какой глагол употребляется часто?
Пять рабочих ставят дом, Ставит опыт агроном.
Он растит такую рожь- С головой в неё уйдешь.
Ставит счётчики монтёр. Ставит фильмы режиссёр.
Снял он сказку «Колобок», Чтобы ты увидеть мог.
Мама ставит пироги: Подойди и помоги.
А диагноз ставит врач: «Просто насморк. Спи! Не плачь!»
Если кончился рассказ, Ставить точку в самый раз! (Г. Демыкина)
Объясните значение глагола, который употребляется часто в стихотворении. (Ставит- строит, проводит, устанавливает, снимает, готовит, определяет, закончить.)
3. Составление распространённого предложения и его комментированная запись. Каким членом предложения может быть глагол? Составим нераспространённое предложение. Найдём подлежащее и сказуемое и определим, какими частями речи они выражены. Составим распространённое предложение и запишем его в тетрадь.
4. Работа по карточкам 1 вариант: закончите пословицы. Для этого нужно подобрать глагол с противоположным значением.
Мир строит, а война …. Труд кормит, а лень …. Легко друга потерять, но трудно ….
2 вариант: составьте из слов предложения. весна, в, наступила, марте. светит, солнце, сильнее. высокому, плывут, облака, небу, по.
5. Работа по учебнику «Проверь себя» стр.85 В какие группы можно объединить данные глаголы упражнение 3 (Глаголы единственного и множественного числа). Запишем с комментированием в тетрадь.
VII. Итоги. -Что было самым интересным на уроке? Для чего употребляются в речи глаголы?
VIII. Домашнее задание: выписать из словаря глаголы и поставить вопросы.
Игра “Кто что делает?” Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.
Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн.ч. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием.
Повара - (варят) ветры – (дуют) Кузнецы - (куют) ягоды – (поспевают).
ручьи – (текут) Маляры - (красят) цветы - (цветут) Строители - (строят)
травы - (зеленеют) Врачи – (лечат) дожди – (идут) Учителя – (учат)
Игра “Найди глаголы” Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.
В понедельник я стирала Чашки в пятницу помыла,
Пол во вторник подметала, А в субботу торт купила,
В среду я пекла калач, Всех подружек в воскресенье
Весь четверг искала мяч. Позвала на день рожденья.