Тема урока: Время глагола. Класс –5 ( с русским языком обучения)
Цели урока:
Систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», научить определять грамматические признаки глагола как части речи, находить и различать в тексте глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени;
Путем создания проблемных ситуаций развивать у учащихся критическое мышление,прививать навыки самооценки, наблюдения и обобщения, умение аргументировать, делать выводы;
Воспитывать интерес к осознанному чтению, бережное чтение к книге, как к духовному наследию народа.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Оборудование урока: слайды №1,№2, оценочные жетоны, карточки.
ТСО: мультимедийный проектор
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Время глагола. »
Тема урока: Время глагола. Класс –5 ( с русским языком обучения)
Цели урока:
Систематизировать знания учащихся по теме «Глагол», научить определять грамматические признаки глагола как части речи, находить и различать в тексте глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени;
Путем создания проблемных ситуаций развивать у учащихся критическое мышление ,прививать навыки самооценки, наблюдения и обобщения, умение аргументировать, делать выводы;
Воспитывать интерес к осознанному чтению, бережное чтение к книге, как к духовному наследию народа.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Оборудование урока: слайды №1,№2, оценочные жетоны, карточки.
ТСО: мультимедийный проектор
Методы урока: разноуровневые задания, формула ПОПС, стратегии развития критического мышления «ассоциация», «пятистишие»,РАФТ.
Ход урока:
1.Пробуждение интереса
Дети работают в парах. Учитель урок начинает с отгадывания загадки:
Не дерево, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает.
Отгадка - книга.
Затем учитель предлагает учащимся текст «Книга – твой друг». Вопрос: Чего не хватает в тексте?
Книга – твой друг
Общество книг обычно с обществом друзей. Выбор книг , как и выбор друзей , - задача серьезная. Мы так же ответственны за то, что мы как и за то, что мы .
Чтобы от книги наибольшее удовольствие, мы для образования, а не для развлечения. Легкие и забавные книжки, словно сахар,они приятны и полезны,но нельзя же нужными только те книги, что нам в наших делах и занятиях. Они полезны, но это не высшая польза, которую книги.
Подлинно прекрасные книги нас в мир бескорыстной мысли, где почти горести и заботы повседневности.
Нет человека, который, проведя час с доброй и интересной книгой, не бы лучше и счастливее.
Ответ: глаголов.
Учащиеся записывают на листах ассоциации к слову «Глагол»:
После заполнения кластера «Глагол» на доску проецируется текст со вставленными глаголами.
Задание: найдите и выпишите глаголы. На какие вопросы они отвечают?
Книга – твой друг
Общество книг обычно сравнивают с обществом друзей. Выбор книг , как и выбор друзей , - задача серьезная. Мы так же ответственны за то, что мы читаем, как и за то, что мы делаем.
Чтобы получить от книги наибольшее удовольствие, мы должны для образования, а не для развлечения. Легкие и забавные книжки, словно сахар,они приятны и полезны,но нельзя же считать нужными только те книги, что помогают нам в наших делах и занятиях. Они полезны, но это не высшая польза, которую могут принести книги.
Подлинно прекрасные книги переносят нас в мир бескорыстной мысли, где почти забываются горести и заботы повседневности.
Нет человека, который, проведя час с доброй и интересной книгой, не стал бы лучше и счастливее.
Время глаголов показывает, когда совершилось (или совершается или будет совершаться) действие.
2.Поиск ответов.
Работа по алгоритму «Время глагола»( слайды №1,2).
Слайд №1
Если глагол обозначает действие,
Которое будет происходить или произойдет после момента речи, и отвечает на вопрос
Что будет что
делать? сделает)
Совпадающее с моментом речи
( отвечает на вопрос что делает?)
Происходившее или произошедшее до момента речи ( отвечает на вопрос что делал? или что сделал?)
1 2 3 4
настоящее
прошедшее
Сложное простое
будущее
В Р Е М Я
Слайд № 2 прилагается. Запомните: глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени.
Проанализировав содержание слайдов и материал на странице 212 учебника «Русский язык», учащимся дается задание - распределить выписанные глаголы из текста «Книга – твой друг» в четыре столбика:
Неопределенная форма глагола
( инфинитив)
Глаголы настоящего времени
Глаголы прошедшего времени
Глаголы будущего времени
Физминутка. Выполнение зарядки для глаз и упражнений для расслабления мышц шеи «Любопытная Варвара».
Учащимся предлагаются разноуровневые задания по теме «Время глагола». Консультанты проверяют выполнение заданий каждого уровня и раздают оценочные жетоны.
1 уровень.
1.Задание: в стихотворении найдите и подчеркните глаголы настоящего времени
В студеном океане Одежду потеплее
Огромный кит живет, Себе я закажу.
Купается, как в ванне, Поеду поскорее –
И даже не чихнет. На север погляжу. ( Д.Тарталья)
2.Задание
Поставьте глаголы в нужную форму ( прошедшего, настоящего или будущего времени).
Божья коровка, божья коровка,
Крапинкой черной ( мелькнуть) головка.
Долго я (следить) за тобою -
Где ты ( исчезнуть), в какой стороне?
Оттуда сегодня веселой гурьбой
(Пожаловать) милые гости ко мне. ( И.Иованович)
2 уровень.
1 задание : замените данные глаголы сначала глаголами настоящего времени,затем – прошедшего и будущего времени.
Образец: работать – работаю, работал, буду работать.
Учить –
Писать –
Считать -
Рассказывать –
Говорить –
Слушать -
2 задание : из текста «О книге» выпишите глаголы только прошедшего времени. Определите главную мысль текста.
О книге
Хорошая книга – это дверь, которая раскрывается перед тобой, впуская тебя какой – то новый, пусть хотя бы и не очень большой каждый раз, уголок жизни. Это окно, распахнув которое, ты можешь увидеть столько интересного, полезного, важного, что на всю жизнь западает в душу и в память. А прислушайся, читая хорошую поэтическую книгу, как поет каждая ее страница, сколько голосов в ней, как она настраивает твой слух, чтобы ты лучше внимал всем звучаниям мира и вернее разбирался в них. ( Л.Кассиль)
3 уровень.
Задание: по тексту «В библиотеке» составьте 5 вопросов. Объясните значение слова «каталог». Текст прилагается.
После выполнения разноуровневых заданий учащиеся оценивают самих себя, выставляя оценки в тетрадь.
3.Рефлексия
В учебнике в упражнении №529 дан текст, в котором мы найдем просьбу книги. Давайте прочитаем этот текст вслух. Выборочно некоторым из пар дается одно из заданий :
Я увлекаюсь чтением книг Книга – источник глубоких знаний
Кладовая Друг
По методу РАФТ передать просьбу книги .
Р – книга
А - учащиеся
Ф – монолог
Т – «Моя просьба».
Затем проводится защита выполненных работ на «Авторском стуле».
Задание для всего класса:
Для того, чтобы научиться делать выводы и аргументировать свои ответы для определения времени глагола, дети работают по формуле ПОПС. Каждая пара, выбрав один из использованных глаголов в 2 предыдущих заданиях, защищает его по вышеуказанной формуле: