Ход урока: I Организационный момент. Создание положительного настроя на работу. - Дорова ,куңал! Тэглилрэ . Яруткар уроктаки кимчавуссан .Столласан учебник, тетрадь, ручка, нян карандаш бинэн.Айдит эйдулэсэн эйду бисни. Дюлэгэч мусэмгэлрэ нян аич настроениелкэн уроку томгилра. II Определение темы и цели урока - Задание № 1 «Найди лишние слова». Слайд 1 Мунрукан, чачас, гиркаддан -Аймакан хякаңчиникан экрам коечилрэ , таңнрилра . -Баклилра эрэл строчкалдула ирэк төрэн хулэк? -Як дюгулин эрэв инэңу укчэнмэчип,ңи гондин? -Айдит эрэв инэңу мут эйдувэн глагол дюлин хупкучэвур дьондип Мут гиркавачакла хөрдип. Аваски? Ӈинюн? Тек хадис ӈэнукэм таӈридюр Слайд 2 Ңэнукэн: Илаттан ңивуттэ. Эйдыдутун төйдэй аявран. Олесяду – инңамтав. Кристинаду – гиту. Маринаду – ичику. Инаннаду- хемтэчэм. Делгэнкэл хоч ноңман аявра. Эрэк як? (эрэк исаг). Слайд 3 (фото зимнего леса и девочка). -Эрэк асаткан хөлнэдь, Нөлтэк гэрбэн, Нөлтэк баддан хупкучэклэ ңэнңэ,эми хар глагол дюлин. -Ху Нөлтэкту бэлдисы хамалкадан? -Бэлдэвур асатканду ,аич кимнилра , тек горла исагла гиркавачакла хөрдип , аддыда анңан времялин ңэндип. -Или хотарандули хөрдип? Ангидатки или девэнгидэтки гу? слайд №4 ( в лесу зимняя дорога) -Тек бидэн гиркаскалра. -Кѳетлилрэ , иррочин погода ?(Бави). -Аич манрутникан авдачин гургэвчиңэсэн урокла. - Урок мудандилракан кѳетчип,як исагла хѳнтэ один. -Куңал кѳетлилрэ , як нодан мут тѳрэңэт тугэниду. - Исагла дэсчин нёбати гилрэкэнни иманра. -Куңал экрам көетлилрэ , эрэк як? Слайд№5 Ясалчами бэлтэңэкэн Минтэкикэн ичэснэн. Хинмамакань хэкэркинни Эти ичур! – Мялуканам! -Эрэк хонңачан ,хунду заданияңасн кимрин , манрулра аич одавур. Задание № 3. Слайд №6 «Соедините линиями в правильном порядке». 1 –е лицо хи илачинри. 2-е лицо нонан ичэснэн. 3-е лицо би мялрам. - Яруттап, Слайд № 7 сверяют с доски (с правильным ответом). 1 –е лицо би мялрам 2-е лицо хи илачинри 3-е лицо ноңан ичэснэн. -Хонңаччан ,эгден тэкэн гөнни хунтэки, аич гургэвчичэлисэн. - Часки хөррэп исаг долан. -Куңал көетлилрэ ,эрэк як? Слайд№8 (белка). Слайд №9 (дятел). Ноңартан-да хунду заданияңасан кимриттан. Слайд№ 10 Задание № 4«Составь цепочку из слов». Илун:Илаттай - илаттам –илатив - илатчим. Тэгэттэй Ичэсэндэй - Ярутап .(Взаимопроверка). -Куңал ,тек гяйматлилра тетрадилбур ,мэр доливур ярутлилра гургэвур. -Аич көетлилрэ экрам , илэ мут эмрэп. -Ңи хан аваски мут эмрэп. Эрэй тарбатта , гору дёмкатасакан, дюгани одни. Иманра чумран. Слайд№ 11 (озеро и лось). -Эрэк як? Словарная работа. Тѳрэрнюн гургэ. эвэдыч Эгдетэ ,Токи, Нөкэчэн ,Төңэр, Илачиддан. Нючидыч : лось ,озеро ,стоит. -Эгдетэ төңэрлэ яддан? Задание №5 Слайд №12 «Найди и запиши правильный ответ». Эгдетэ төңэрлэ хуклэддэн. Төңэр эгдетэлэ илачиддан. Эгдетэ төңэрлэ илачиддан. Задание №6 Слайд № 13 .Задание «Найдите и подчеркните глагол, укажите время». Эгдетэ төңэрлэ илачиддан. - Бэйдюр гургэвур яруттап. -Эгдетэ төңэрдук хигила хөррэн, эгден тэкэн гөнни, эччэлисэн ноңман хуклэсэмкэн тоңэрлэ. Физминутка. - Тек эгдетэв иррануридюр ,муттэ хигила игэлрэ. -Як нодан исагаңат .Көтлилрэ нодал хякитал элэ бис ,амкачар. Слайды ( Несколько фотографий природы Берёзовки). Өмэн- тэгли, дьор –илли. Илан –уливум улили, дигэн - ньочэв чакли. -Эрэй коетлилрэ ямкар эрэк доччиддан хякитала? Нюмурыке! Слайд№ 14(медведь на дереве). Эрэк як? Словарная работа. Тѳрэрнюн гургэ Накат- Медведь. Накаткан.- Медвежонок. Хэңунь –медведь Хаңрындя -черный Этикэн- Старик Накат иррѳчин? Хаңры. Хо Эгден. Бэргэ. -
Чёрный. Очень большой. Упитанный.
-Накат хякитала ядданя? Накат хякитала тэгэчиддэн. Задание № 8. «Измените глагол тэгэчиддэн по временам». Текэрэп время | Елтэнчэ время | Дюлдэлэ время | | | | Игра «Ңи уди эмэнин?».Коетлилрэ , эрэк як удин? Задание «Як удилбан иттит, дуклилра». - Куңал, көетлилрэ як-ут элэ удьми эмэнчэ. Делгэнкэл чэлэдюр бөдэлдюр дуккота. Хан ханңадюр, хан дыгэн, хан дөр кокчидюр. Хавай бэйчимңэ хоялбу тэлэңэлбу таңдин. Тек ярутчип он ху делгэнкэл удивутан хас. Слайд 11 - Тек нян-да яруткар онакан аич удилбу харивусан. Оценкав илулра. Слайд 12 -Эйдун айдич -5 - Өмэн хотача -4 -Дөр хотача - 3 (хэгэп, хуличан, өлики, мунрукан,эгдетэ,накат) - Яруттап. Накат. Хэгэп Хуличан Өлики Мунрукан Эгдетэ. Дополнительное задание №9 . Деформированный текст Составьте из данных слов предложение. Илаттан ,амкачан, гуд. Тэгэттэн,девэт,ночэлэ. Хен, хоя,.дэвэннит Дептэн ,олики,девэннэту. Итоги урока . Көетлилрэ, куңал исагла як хөнтэ одни? -Эрэк урокла як дюлин хамалкарит? Ниду адыв илудис? Эрэв инэну, урокла ху яв никрисэн, яв дьонисан? | Ход урока: I Организационный момент. Создание положительного настроя на работу. - Здравствуйте, ребята. Давайте проверим готовность к уроку. У вас на столах учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш и у всех нас - желание работать! Для начала улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. II Определение темы и цели урока - Итак, выполнив задание № 1, вы узнаете тему нашего урока. - Задание № 1 «Найди лишние слова». Слайд 1 Мунрукан, чачас, гиркаддан - Кто скажет какие слова лишние , и почему? Вы догадались, что речь пойдет о глаголе . И тема урока будет называться «Глагол». - И так сделаем вывод. -Мы будем повторять всё что знаем про глагол. - Сегодня у нас интересный необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А прочитав загадку, вы узнаете, куда и с кем пойдем в путешествие. Слайд 2 Загадка: Илаттан ңивуттэ. Эйдыдутун төйдэй аявран. Олесяду – инңамтав. Кристинаду – гиту. Маринаду – ичику. Инаннаду- хемтэчэм. Делгэнкэл хоч ноңман аявра. Эрэк як? (эрэк исаг). - Итак, отгадав загадку, вы узнали, что мы пойдем путешествовать по лесу. Слайд 3(фото зимнего леса и девочка). -К нам на урок пришла девочка , её зовут Нѳлтэк. Она не хочет ходить в школу , потому- что она не знает , что такое глагол. -Вы поможете этой девочке узнать , что такое глагол? -Чтоб помочь девочке , хорошенько приготовьтесь ,сейчас мы пойдём путешествовать очень далеко в лес. Пройдем не мало дорог ,сменятся времена года во время нашего путешествия -По какой же дорожке мы пойдем , выбирайте сами , на право или на лево? - Чтоб во время путешествия мы не скучали, обитатели леса для нас приготовили задания. Посмотрите, какая погода в лесу. (слайд 4. в лесу зимняя дорога) - В конце урока посмотрим, что изменилось в лесу. Поэтому будьте внимательны на уроке. - Ребята, обратите внимание как красиво в зимнем лесу. - В лесу лежит белый пушистый снег. - Ребята посмотрите на экран , это кто ? Слайд№5 ( фото оленёнка) Ясалчами бэлтэңэкэн Минтэкикэн ичэснэн. Хинмамакань хэкэркинни Эти ичур! – Мялуканам - Вот и первое задание ,его приготовил вам этот оленёнок. Задание № 3 Слайд №6 «Соедините линиями в правильном порядке». 1 –е лицо хи илачинри. 2-е лицо нонан ичэснэн. 3-е лицо би мялрам. -Проверим правильно ли вы выполнили данное задание. - Сверим с доски. Слайд № 7 сверяют с доски (с правильным ответом). 1 –е лицо би мялрам 2-е лицо хи илачинри 3-е лицо ноңан ичэснэн. -Пойдём дальше. - Ребята, посмотрите кто это? Слайд№8 (белка). Слайд №9 (дятел). - Эти зверята вам приготовили задания. Слайд№ 10 Задание № 4«Составь цепочку из слов». Илун:Илаттай - илаттам –илатив - илатчим. Тэгэттэй Ичэсэндэй Проверим . Работа в группах( взаимопроверка). Слайд № 10 (с правильным ответом). -Ребята обменяйтесь тетрадями ,проверим тетради у друг друга правильно ли написали. -Посмотрите на экран , куда мы пришли .Вот пока вы долго думали , наступило лето. Снег растаял. Слайд№ 11 (озеро и лось). -Это кто? Словарная работа. Тѳрэрнюн гургэ. эвэдыч Эгдетэ ,Токи, Нөкэчэн ,Төңэр, Илачиддан. Нючидыч : лось ,озеро ,стоит. - Что делает лось на озере? Задание №5 Слайд №12 «Найди и запиши правильный ответ». Эгдетэ төңэрлэ хуклэддэн. Төңэр эгдетэлэ илачиддан. Эгдетэ төңэрлэ илачиддан. Задание №6 Слайд № 13 .Задание «Найдите и подчеркните глагол, укажите время». Эгдетэ төңэрлэ илачиддан. - Дети находят глаголы настоящего времени и записывают их в тетрадь. - Проверяем .Самопроверка. -Вот и лось ушёл в чащу леса ,поблагодарив вас за работу. Физминутка. - Мы проводили лося в лес, наверное мы то же заглянем в чащу леса. И немножко отдохнём сделав физминутку. Слайды ( Несколько фотографий природы Берёзовки). Өмэн- тэгли, дьор –илли. Илан –уливум улили, дигэн - ньочэв чакли. -Ребята посмотрите это что такое , там на дереве? Слайд№ 14(медведь на дереве). Это кто? Словарная работа. Тѳрэрнюн гургэ Накат- Медведь. Накаткан.- Медвежонок. Хэңунь –медведь Хаңрындя -черный Этикэн -Старик -Медведь какой?
Чёрный. Очень большой. Упитанный
- Что делает медведь на дереве? - Медведь сидит на дереве. -Медведь приготовил вам задание. Измените глагол . Задание № 8. «Измените глагол тэгэчиддэн по временам». Текэрэп время | Елтэнчэ время | Дюлдэлэ время | | | |
V. Игра «Угадай чьи следы?». - Ребята, посмотрите, кто-то оставил следы на снегу. Животные в лесу на снегу оставляют за собой следы. Опытный охотник умеет читать следы на снегу. А теперь проверим вас, умеете ли вы читать следы на снегу. Слайд 11 – Проверим, как вы справились. Проверьте работу по слайду, поставьте оценку. Слайд 12 -Все правильно 5 -Одна ошибка 4 -Две ошибки 3 (соболь, лиса, белка, заяц, лось, медведь) Дополнительное задание №9 . Деформированный текст Составьте из данных слов предложение. Илаттан ,амкачан, гуд. Тэгэттэн,девэт,ночэлэ. Хен, хоя,.дэвэннит Дептэн ,олики,девэннэту. VII Итог урока -Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. А понравилось ли вам выполнять задание, работая в группах? А сейчас пусть каждый из вас оценить работу товарища на уроке. Чтобы вы хотели пожелать своему товарищу. - Посмотрите, ребята, что изменилось в зимнем лесу. - Что нового узнали на уроке? 1. Что такое глагол? 2. Что обозначает глагол? 3. На какие вопросы отвечает глагол? 4. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? 5. Какие три времени имеет глагол? 6. В каком времени изменяются по родам глаголы? 7. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? 8. Как определить лицо глаголов? |