Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»
Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»
На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Соответствие деятельности требованиям ФГОС: содержание урока, межпредметные связи; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»;
Самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуации при использовании знаний учащихся (дидактические игры); сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; реализация дифференцированного обучения (домашнее задание); использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки (лист самоконтроля и самооценки),чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»»
Аннотация.
Автор методической разработки: Зиновкина Нина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гришино- Слободская СОШ»
Предмет, класс: русский язык, 7 класс Тема методической разработки: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Урок по теме ««Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»» из раздела «Деепричастие», относящийся к уроку обобщения и систематизации знаний, разработан для учащихся 7 класса. На уроке использован проблемно-диалогический метод обучения, который позволяет реализовать ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
Высокий уровень насыщенности содержания обучения.
Активные методы обучения.
Развитие ведущих ключевых компетенций учащегося.
Высокая степень самостоятельности школьника в процессе обучения.
Данная разработка урока демонстрирует достаточно продуктивное использование возможностей повторительно-обобщающих уроков для закрепления изученного материала и подготовки к экзаменам.
Дидактическая цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Деепричастие», определить уровень усвоения государственного стандарта всеми учащимися.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Образовательная цель: систематизация и обобщение знаний и умений по теме.
Развивающий аспект: развивать коммуникативные умения и навыки через индивидуальную, групповую и фронтальную работу, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию.
Образовательный аспект: скорректировать умение правильно употреблять в устной и письменной речи деепричастия и деепричастные обороты, формировать умение работать с заданиями ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
Воспитательный аспект: воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к себе и другим людям, бережное отношение к природе.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
.Школьники не только в начальных, но и в средних классах любят играть на уроках. Игровые формы помогают лучше усвоить трудный материал, повышают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию коллективизма и товарищества
На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Соответствие деятельности требованиям ФГОС: содержание урока, межпредметные связи; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»;
Самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуации при использовании знаний учащихся (дидактические игры); сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; реализация дифференцированного обучения (домашнее задание); использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки (лист самоконтроля и самооценки),чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.
.
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Форма урока: урок-практикум.
Методы и приёмы: групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.
Модель обучения: базовая (7 класс – 5 часов в неделю)
УМК: Русский язык 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н. М. Шанский . М.: Просвещение, 2010.
Цели урока:
Образовательные:
-обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;
-совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;
-отработать умение правильно использовать деепричастия в речи.
Воспитательные:
-воспитывать чувство товарищества и коллективизма, умение работать в парах и группе;
-воспитывать чувство бережного отношения к природе;
- создание эмоционального настроя через различные педагогические технологии.
Развивающие:
-развивать у учащихся познавательные способности : речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;
1.обобщить и повторить материал по теме «Деепричастие»;
2.формировать умение отличать деепричастие от других частей речи;
3.закрепить умение находить деепричастный оборот и расставлять знаки препинания;
4.развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;
5.развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
Планируемые результаты на уроке:
Межпредметные связи: Русский язык и литература.
Ресурсы:
Основные - Учебник: Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительные –распечатанные задания, листы самоконтроля (самооценки).
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Планируемые результаты
УУД
I.Организацион-ный момент (эмоциональный настрой)
Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учёбу, создание ситуации успеха.
Запись числа, классной работы.
Рисуют смайлик.
Эмоционально настраивает детей на работу.
- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы? Тогда - за работу.
Успехов желаю всем вам!
- Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением. Проверим это. На полях нарисуйте смайлик, символизирующий ваше настроение.
Принцип психологической комфортности.
Личностные УУД:
1.Внимание
2.Уважение к окружающим
3.Эмоциональный настрой
на урок
.
II. Целеполагание
Слушают учителя, определяют тему урока и цель учебной деятельности
Записывают тему урока
- Ребята, для того, чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку.
Загадку эту отгадать
совсем не сложно!
Меня с наречием порою
спутать можно,
Но помните, чтобы
вопрос вас не подвёл,
Я по наречию
Похоже на глагол.
- Что это?
- Кто даст правильный ответ?
- Запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока: Обобщение по теме: «Деепричастие»
- Сформулируйте цель урока, используя опорные слова:
-повторить и обобщить ………………………..
- закрепить умения …………………
-воспитывать любовь ……………………….
Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД)
III. Работа по теме урока
Цель: повторить и систематизировать знания о деепричастии через решение развивающих заданий.
1)Фронтальный опрос (устно)
Цели:
Повторить сведения о деепричастии, образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида
2) Фронтальный опрос. Дидактическая игра «Верно - неверно»
Цель: повторить теоретические и практические знания
Отвечают на вопросы,
приводят примеры
Игра «Верно- неверно» (если верно –ставят +, если неверно– ставят -)
Осуществляют взаимопроверку, оценивают друг друга.
- В царстве Морфологии,
Столице Филологии,
У Глагола и Наречия
Возникли противоречия.
Мы в них тоже примем участие
И вспомним о деепричастии.
Организует опрос по плану
1)Что такое деепричастие?
2)Дайте определение деепричастному обороту?
3)Расскажите о деепричастиях несовершенного вида?
4) Расскажите о деепричастиях совершенного вида?
- Ребята, слушаем предложения и определяем верные и неверные (учитель диктует предложения)
Игра «Верно - неверно»
1.Деепричастие – служебная часть речи.
2.Деепричастие обозначает добавочное действие.
3.Деепричастие отвечает на вопросы что делать, что сделать.
4.В предложении деепричастие является обстоятельством.
5.В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.
6. Деепричастия изменяются.
7.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.
8. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.
9. Не с деепричастиями пишется всегда слитно.
10. Деепричастный оборот в предложении не является одним членом предложения.
11. Деепричастие выскочив совершенного вида
Взаимопроверка
Коммуникативные УУД
1.Владеть
монологической
и
диалогической
речью
2.Адекватно
использовать речевые
средства для решения
задач
Личностные УУД:
1.Самоконтроль
Познавательные УУД
1.Проверка
изученного
образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Установили, от чего зависит выбор гласной в деепричастии.
(Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.
(Познавательные УУД).
Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.
(Регулятивные УУД).
Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем .
Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей и чужой), анализировать собственную работу (Регулятивные УУД)
3. Словарный диктант
Цель: закрепить орфографическое написание словарных слов, умение определять кол-во букв и звуков, объяснять фонетические процессы
4. Дидактическая игра «Четвертое лишнее»
Цель: закрепить умение находить лишнее слово по какому – либо признаку и объяснять причину выбора
5) Орфоэпическая минутка
Цель: закрепить орфоэпические нормы (подготовка к ЕГЭ)
6) Дидактическая игра «Редактор»
Цель: научить видеть и исправлять орфографические ошибки, расставлять недостающие знаки препинания в предложениях с причастными оборотами
Пишут слова, ищут слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Осуществляют взаимопроверку, оценивают друг друга.
Образуют от глаголов деепричастия, расставляют ударение
Коллективная работа по исправлению орфографических ошибок, работают в тетрадях.
Предлагает отредактировать предложение и записать в тетрадях правильный вариант
- А сейчас я каждому из вас предлагаю побыть в роли редактора.
- Что означает это слово? (Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание.)
-Перед вами предложение. Исследуйте его. Объясните в чем ошибки?
Граза грахочющая вдоли надвегалась .
Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей и чужой), анализировать собственную работу (Регулятивные УУД)
Вспомнили определение деепричастия, его грамматические признаки; образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Установили, от чего зависит выбор гласной в деепричастии.
Познавательные УУД:
1.Анализировать,
сравнивать, группировать, делать выво
Закрепили умение правильно образовывать деепричастия и правильно их произносить.
(Регулятивные УУД).
Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.
(Познавательные УУД).
Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.
Уметь анализировать и
исправлять предложения
(Коммуникативные УУД)
Самостоятельно делать выводы,
выбирать решение,
обосновывать выбор
(Познавательные УУД)
Физкультминутка
Сняли усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дали отдых мышцам
7)Работа с текстом
Цель: повторить сведения о деепричастном обороте и правилах выделения его на письме, закрепить умение определять тему текста, основную мысль, находить в тексте деепричастия, делать морфологический и синтаксический разборы
Читают текст, отвечают на вопросы, находят в тексте деепричастия и определяют вид, делают синтаксический и морфологический разборы
Задает вопросы :
-О чём текст? Чем огорчён главный герой? К чему призывает? Зачем?
Тяпка – мой симпатичный пёс. Гуляя с ним мы часто уходим в лес не подозревая об огорчениях подстерегающих нас. На зелёной шелковистой опушке леса поражая своей чернотой виднеются пятна оставленные кострищем. В ложбине извиваясь между камней течёт ручей с ледяной водой. Тяпка пьёт из него, а я не могу. Вижу наклонившись к воде кусок кем – то брошенного тулупа. По дну стелется зацепившись за камешек капроновый чулок. Течение листая размокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрёпанные остатки веника.
Кто и зачем принёс сюда все это?
Ребята, уходя из леса, не забывайте захватить банки от сгущённого молока, бумажки, целлофановые пакеты. Помните: чтобы размокла, рассыпалась , смешалась с почвой брошенная в лесу газета, нужен как минимум год; с пустой жестяной банкой это происходит за несколько лет; для полиэтиленового пакета потребуются десятилетия, а осколки разбитой бутылки будут обезображивать нашу прекрасную землю веками.
( По Б.Бушелевой)
Задание по тексту.
1. Найти в тексте все деепричастия, определить вид.
2. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
3. Морфологический разбор деепричастия.
Уметь отвечать на вопросы,
слушать и понимать других
(Коммуникативные УУД)
Уметь работать с текстом (Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя (Коммуникативные УУД)
8) Дидактическая игра «Совершенный или несовершенный вид».
Цель: закрепить умение правильно определять вид деепричастия
Определяют вид деепричастий, производят взаимопроверку, выполняют задания, аналогичные заданиям на ОГЭ
Диктует деепричастия
Отражаясь в воде
Пригорюнившись
Качая вершинами
Убежав от нас
Устремив взгляд
Облетая с деревьев
Ощущая тревогу
Прислушиваясь к шорохам
Погрузившись в раздумья
Предлагает выполнить задания ОГЭ:
1. Выпишите слова, в которых правописание приставки определяется значением «неполнота действия».
2. Выпишите слова, в которых правописание приставки определяется звонкостью последующ. согл.
Закрепили умение определять вид деепричастия (предметные УУД)
Уметь объяснять учебный материал
( Познавательные УУД)
Самостоятельно делать выводы,
выбирать решение,
обосновывать выбор
(Познавательные УУД)
Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей и чужой), анализировать собственную работу (Регулятивные УУД)
9) Дидактическая игра «Слитно – раздельно»
Цель: закрепить умение правильно писать не с деепричастиями