kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На  уроке  используется  ИКТ, как  сопровождение  изучаемого   материала, как средство  организации  самостоятельной работы и самопроверки  учащихся. Соответствие деятельности требованиям ФГОС: содержание урока, межпредметные  связи; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»;

Самостоятельная работа занимает не менее 50%  времени урока;  применение диалоговых форм общения;  создание  нестандартных  ситуации  при использовании  знаний учащихся (дидактические игры); сочетание групповой, парной и  индивидуальной  работы;  реализация  дифференцированного  обучения (домашнее задание); использование   наглядного  материала; формирование  навыков самоконтроля и самооценки (лист самоконтроля и самооценки),чередование   материала  разной степени  трудности; наличие  физкультминутки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»»

Аннотация.

Автор методической разработки: Зиновкина Нина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гришино- Слободская СОШ»

Предмет, класс: русский язык, 7 класс
Тема методической разработки: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Урок по теме ««Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»»  из раздела «Деепричастие», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  класса. На уроке использован  проблемно-диалогический  метод обучения, который  позволяет реализовать ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • Высокий уровень насыщенности содержания обучения.

  • Активные методы обучения.

  • Развитие ведущих ключевых компетенций учащегося.

  • Высокая степень самостоятельности школьника в процессе обучения.

Данная разработка урока демонстрирует достаточно продуктивное использование возможностей повторительно-обобщающих уроков для  закрепления изученного материала и подготовки к экзаменам.

Дидактическая цель урока:        обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Деепричастие», определить уровень   усвоения государственного стандарта всеми учащимися.

        Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

        Образовательная цель: систематизация и  обобщение знаний и умений по теме.

        Развивающий аспект: развивать коммуникативные умения и навыки через индивидуальную, групповую  и фронтальную работу, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию.

         Образовательный аспект: скорректировать   умение правильно употреблять в устной и письменной речи деепричастия и деепричастные обороты, формировать умение работать с заданиями ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

          Воспитательный аспект: воспитывать  у учащихся интерес и уважительное отношение к себе и другим людям, бережное отношение к природе.

        Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

        Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.

Принципы:

Доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, системности и последовательности; наглядности.


Оформление образовательного продукта - Конспект. Презентация.

.Школьники не только в начальных, но и в средних классах любят играть на уроках. Игровые формы помогают лучше усвоить трудный материал, повышают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию коллективизма и товарищества

На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Соответствие деятельности требованиям ФГОС: содержание урока, межпредметные связи; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»;

Самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуации при использовании знаний учащихся (дидактические игры); сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; реализация дифференцированного обучения (домашнее задание); использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки (лист самоконтроля и самооценки),чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.

.













Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.

Форма урока: урок-практикум.

Методы и приёмы: групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа.

Модель обучения: базовая (7 класс – 5 часов в неделю)

УМК: Русский язык 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н. М. Шанский . М.: Просвещение, 2010.

Цели урока:

Образовательные:

-обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;

-совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;

-отработать умение правильно использовать деепричастия в речи.

Воспитательные:

-воспитывать чувство товарищества и коллективизма, умение работать в парах и группе;

-воспитывать чувство бережного отношения к природе;

- создание эмоционального настроя через различные педагогические технологии.

Развивающие:

-развивать у учащихся познавательные способности : речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;

-развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать; 

Задачи урока:

1.обобщить и повторить материал по теме «Деепричастие»;

2.формировать умение отличать деепричастие от других частей речи;

3.закрепить умение находить деепричастный оборот и расставлять знаки препинания;

4.развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;

5.развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Планируемые результаты на уроке:

Межпредметные связи: Русский язык и литература.

Ресурсы:

Основные - Учебник: Русский язык. 7 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / М. Т. Баранов [и др.] ; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительные – распечатанные задания, листы самоконтроля (самооценки).

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты



УУД

I.Организацион-ный момент (эмоциональный настрой)

Цель: создание доброжелательной атмосферы, мотивации на учёбу, создание ситуации успеха.

Запись числа, классной работы.

Рисуют смайлик.

Эмоционально настраивает детей на работу.

- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда - за работу.

Успехов желаю всем вам!


- Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением. Проверим это. На полях нарисуйте смайлик, символизирующий ваше настроение.

Принцип психологической комфортности.

Личностные УУД:

1.Внимание

2.Уважение к окружающим

3.Эмоциональный настрой

на урок

.





II. Целеполагание

Слушают учителя, определяют тему урока и цель учебной деятельности


Записывают тему урока

- Ребята, для того, чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо отгадать загадку.

Загадку эту отгадать

совсем не сложно!

Меня с наречием порою

спутать можно,

Но помните, чтобы

вопрос вас не подвёл,

Я по наречию

Похоже на глагол.


- Что это?

- Кто даст правильный ответ?

- Запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока: Обобщение по теме: «Деепричастие»

- Сформулируйте цель урока, используя опорные слова:

-повторить и обобщить ………………………..

- закрепить умения …………………

-воспитывать любовь ……………………….




Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД)


III. Работа по теме урока



Цель: повторить и систематизировать знания о деепричастии через решение развивающих заданий.


1)Фронтальный опрос (устно)

Цели:

Повторить сведения о деепричастии, образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида


2) Фронтальный опрос. Дидактическая игра «Верно - неверно»

Цель: повторить теоретические и практические знания


















Отвечают на вопросы,

приводят примеры












Игра «Верно- неверно» (если верно –ставят +, если неверно– ставят -)


Осуществляют взаимопроверку, оценивают друг друга.




- В царстве Морфологии,

Столице Филологии,

У Глагола и Наречия

Возникли противоречия.

Мы в них тоже примем участие

И вспомним о деепричастии.





Организует опрос по плану

1)Что такое деепричастие?

2)Дайте определение деепричастному обороту?

3)Расскажите о деепричастиях несовершенного вида?

4) Расскажите о деепричастиях совершенного вида?






- Ребята, слушаем предложения и определяем верные и неверные (учитель диктует предложения)

Игра «Верно - неверно»

  • 1.Деепричастие – служебная часть речи.

  • 2.Деепричастие обозначает добавочное действие.

  • 3.Деепричастие отвечает на вопросы что делать, что сделать.

  • 4.В предложении деепричастие является обстоятельством.

  • 5.В деепричастии совмещены признаки глагола и прилагательного.

  • 6. Деепричастия изменяются.

  • 7.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

  • 8. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

  • 9. Не с деепричастиями пишется всегда слитно.

  • 10. Деепричастный оборот в предложении не является одним членом предложения.

  • 11. Деепричастие выскочив совершенного вида

Взаимопроверка









Коммуникативные УУД

1.Владеть

монологической

и

диалогической

речью

2.Адекватно

использовать речевые

средства для решения

задач

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД

1.Проверка

изученного







образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Установили, от чего зависит выбор гласной в деепричастии.

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

(Познавательные УУД).

Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

(Регулятивные УУД).

Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем .

Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей и чужой), анализировать собственную работу (Регулятивные УУД)


3. Словарный диктант

Цель: закрепить орфографическое написание словарных слов, умение определять кол-во букв и звуков, объяснять фонетические процессы

4. Дидактическая игра «Четвертое лишнее»

Цель: закрепить умение находить лишнее слово по какому – либо признаку и объяснять причину выбора



5) Орфоэпическая минутка

Цель: закрепить орфоэпические нормы (подготовка к ЕГЭ)





6) Дидактическая игра «Редактор»


Цель: научить видеть и исправлять орфографические ошибки, расставлять недостающие знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

Пишут слова, ищут слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.


Осуществляют взаимопроверку, оценивают друг друга.

















Образуют от глаголов деепричастия, расставляют ударение








Коллективная работа по исправлению орфографических ошибок, работают в тетрадях.

Диктует словарный диктант

  • Гирлянда, бассейн, дистанция, сиять, акварель, отразить, калитка, претензия, поразительный, галерея, силуэт, жеваный, движимый, претендовать, комбинация, экспресс.

- Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.








Игра «Четвертое лишнее»

1. Бежать, смеяться, говорить, закрыв.

2. Зависевший, умывшись, подействовав, играя.

3. Наколдовав, разделившись, углубляясь, надавив.

4. (не)зная, (не)суйся, (не)доумевая, (не)работая.






Называет слова, от которых необходимо образовать деепричастия и расставить ударение.

  • Ржаветь-

  • Черпать-

  • Баловаться-

  • Ржаветь -

  • Образуйте деепричастия несовершенного вида, поставьте ударение.




Предлагает отредактировать предложение и записать в тетрадях правильный вариант


- А сейчас я каждому из вас предлагаю побыть в роли редактора.

- Что означает это слово? (Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание.)

-Перед вами предложение. Исследуйте его. Объясните в чем ошибки?

  • Граза грахочющая вдоли надвегалась .


Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей и чужой), анализировать собственную работу (Регулятивные УУД)


Вспомнили определение деепричастия, его грамматические признаки; образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Установили, от чего зависит выбор гласной в деепричастии.



Познавательные УУД:

1.Анализировать,

сравнивать, группировать, делать выво









Закрепили умение правильно образовывать деепричастия и правильно их произносить.

(Регулятивные УУД).

Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.

(Познавательные УУД).

Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Уметь анализировать и

исправлять предложения

(Коммуникативные УУД)


Самостоятельно делать выводы,

выбирать решение,

обосновывать выбор

(Познавательные УУД)



Физкультминутка

Сняли усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дали отдых мышцам




7)Работа с текстом

Цель: повторить сведения о деепричастном обороте и правилах выделения его на письме, закрепить умение определять тему текста, основную мысль, находить в тексте деепричастия, делать морфологический и синтаксический разборы

Читают текст, отвечают на вопросы, находят в тексте деепричастия и определяют вид, делают синтаксический и морфологический разборы

Задает вопросы :

-О чём текст? Чем огорчён главный герой? К чему призывает? Зачем?

Тяпка – мой симпатичный пёс. Гуляя с ним мы часто уходим в лес не подозревая об огорчениях подстерегающих нас. На зелёной шелковистой опушке леса поражая своей чернотой виднеются пятна оставленные кострищем. В ложбине извиваясь между камней течёт ручей с ледяной водой. Тяпка пьёт из него, а я не могу. Вижу наклонившись к воде кусок кем – то брошенного тулупа. По дну стелется зацепившись за камешек капроновый чулок. Течение листая размокшую, с фиолетовыми страницами тетрадь делает воду мутной. Вон у берега груда пружин от раскладушки, растрёпанные остатки веника.

Кто и зачем принёс сюда все это?

Ребята, уходя из леса, не забывайте захватить банки от сгущённого молока, бумажки, целлофановые пакеты. Помните: чтобы размокла, рассыпалась , смешалась с почвой брошенная в лесу газета, нужен как минимум год; с пустой жестяной банкой это происходит за несколько лет; для полиэтиленового пакета потребуются десятилетия, а осколки разбитой бутылки будут обезображивать нашу прекрасную землю веками.

( По Б.Бушелевой)



Задание по тексту.

    1. 1. Найти в тексте все деепричастия, определить вид.

    2. 2. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.

    3. 3. Морфологический разбор деепричастия.


Уметь отвечать на вопросы,

слушать и понимать других

(Коммуникативные УУД)


Уметь работать с текстом (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя (Коммуникативные УУД)



8) Дидактическая игра «Совершенный или несовершенный вид».


Цель: закрепить умение правильно определять вид деепричастия

Определяют вид деепричастий, производят взаимопроверку, выполняют задания, аналогичные заданиям на ОГЭ

Диктует деепричастия

  • Отражаясь в воде

  • Пригорюнившись

  • Качая вершинами

  • Убежав от нас

  • Устремив взгляд

  • Облетая с деревьев

  • Ощущая тревогу

  • Прислушиваясь к шорохам

  • Погрузившись в раздумья


Предлагает выполнить задания ОГЭ:

1. Выпишите слова, в которых правописание приставки определяется значением «неполнота действия».

2. Выпишите слова, в которых правописание приставки определяется звонкостью последующ. согл.


Закрепили умение определять вид деепричастия (предметные УУД)

Уметь объяснять учебный материал

( Познавательные УУД)

Самостоятельно делать выводы,

выбирать решение,

обосновывать выбор

(Познавательные УУД)

Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей и чужой), анализировать собственную работу (Регулятивные УУД)


9) Дидактическая игра «Слитно – раздельно»

Цель: закрепить умение правильно писать не с деепричастиями

Выполняют задание, осуществляют взаимопроверку

Диктует слова

(не)задумываясь, (не) беспокоясь, (не)доумевая, (не)навидя, (не)глядя, (не)жалея, (не)убив.


Закрепили умение определять слитное и раздельное написание не с деепричастиями (предметные УУД)

Самостоятельно делать выводы,

выбирать решение,

обосновывать выбор

(Познавательные УУД)

Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей и чужой), анализировать собственную работу (Регулятивные УУД)


4.Итоги урока

Обобщают информацию о деепричастии, вставляя пропущенные слова

Читает слепой текст

Слеп

……… себя называю,

…………. действие обозначаю.

На вопрос ……………. отвечаю,

………….. и ………….. вида бываю,

……….. поясняю.

Чтобы от глагола меня образовать,

надо …………. взять.


Уметь осуществлять итоговый

контроль деятельности

(Регулятивные УУД)


Уметь с достаточной полнотой

выражать свои мысли

(Коммуникативные УУД)



5.Рефлексия

При помощи карточек оценивают свою деятельность

-Оцените свою работу на уроке. Поднимите листок, соответствующий вашей деятельности.

Зелёный – я молодец

Желтый - я доволен своей работой

Красный – я мог бы поработать лучше


Уметь оценивать свою деятельность (Регулятивные УУД)



6.Домашнее задание

Выбирают себе задание


















Выставляют итоговые оценки на листах самоконтроля.

    1. Пролетел и наш урок,

Школьный прозвенел звонок,

Все трудились, не ленясь,

Не медля и не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо деепричастию.


Задания на выбор по уровню сложности

1) Повышенной сложности: составьте кроссворд на тему «Деепричастие»

2) Средний уровень: Выписать 5 предложений с деепричастиями из произведений художественной литературы и выполнить их

морфологический разбор.


3) Низкий уровень: по учебнику Баранова за 7 кл. – упр. 136.



Уметь обосновывать выбор

(Познавательные УУД)





Приложение

Вид работы

оценка

  1. Игра «Верно – неверно»


  1. Словарный диктант


  1. Игра «Редактор»


  1. Синтаксический разбор предложения


  1. Морфологический разбор деепричастия


  1. Игра «Совершенный – несовершенный вид»


  1. Игра « Слитно – раздельно»


Итоговая оценка









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»

Автор: Зиновкина Нина Геннадьевна

Дата: 11.11.2017

Номер свидетельства: 438221

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Повторение и обобщение знаний по теме "Деепричастие""
    ["seo_title"] => string(54) "povtorenie_i_obobshchenie_znanii_po_teme_deeprichastie"
    ["file_id"] => string(6) "541640"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1583083966"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УРОК по теме "Деепричастие" "
    ["seo_title"] => string(47) "mul-timiediinyi-urok-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "144453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418729860"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Технологическая карта урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»"
    ["seo_title"] => string(154) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-sviedienii-po-tiemie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "325939"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463063919"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по русскому языку "Деепричастие""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "393780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487578146"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация к уроку "Не с причастиями". "
    ["seo_title"] => string(43) "priezientatsiia-k-uroku-nie-s-prichastiiami"
    ["file_id"] => string(6) "239694"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444839505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства