Повторение и обобщение знаний по теме "Деепричастие"
Повторение и обобщение знаний по теме "Деепричастие"
Обобщение и систематизация сведений о деепричастии как части речи и деепричастном обороте.Отработка навыков по определению деепричастий, формирование умений воспринимать художественный текст, анализировать его.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение знаний по теме "Деепричастие"»
Урок русского языка в 7 классе
Тема: Повторение и обобщение знаний по теме "Деепричастие"
Цель: обобщение и систематизация сведений о деепричастии как части речи и деепричастном обороте.
Задачи:
- обучающие - отработка навыков по определению деепричастий, формирование умений воспринимать художественный текст, анализировать его;
- развивающие – способствовать развитию интереса учащихся к исследовательской работе и их критического мышления;
- воспитывающие – воспитание гражданственности и патриотизма , любви к русскому языку; сознательного отношение к языку как духовной ценности.
Ход урока:
I. Организационный этап
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Мотивация учебной деятельности.
Определение задач урока.
1.Материалы для наблюдения:
1). Белочка распушила хвост и прыгала по веткам.
2). Белочка, распушившая хвост, прыгала по веткам.
3). Белочка, распушив хвост, прыгала по веткам.
- Сравните предложения. Чем они похожи и что в них различного?
- О какой части речи есть необходимость поговорить сегодня подробно?
- Сформулируйте тему урока.
В царстве Морфологии,
Столице Филологии,
У Глагола и Наречия
Возникли противоречия.
Мы в них тоже примем участие
И вспомним о деепричастии.
- На каких вопросах, связанных с изучением деепричастия , вы считаете, нужно остановиться?
Выход на этапы урока:
- грамматические признаки деепричастия;
- обособление деепричастий;
- роль деепричастий в тексте.
- Определите цели сегодняшнего урока:
- уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи;
- научиться находить деепричастный оборот в предложении;
- научиться правильно употреблять деепричастия в речи
III.Актуализация знаний. Обобщение
1.Станция «Теоретическая».
Фронтальный опрос:
- Что обозначает деепричастие;
- Образование деепричастий;
- Употребление деепричастий в речи;
- Обособление деепричастий;
- Правописание не с деепричастиями.
2.Станция «Словообразовательная».
Карточка №1.
Прочтите глаголы. Образуйте от них деепричастия несовершенного вида. Ответьте на вопрос, от всех ли глаголов возможно образовать деепричастия. Если нет, объясните причину.
2.Прочитайте текст. Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Продумывая отношение к героям, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, подумай, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей жизни.
(Правильность выполнения задания проверяется в парах.
Правильно ли выполнил задание твой сосед по парте? Докажи.).
4.Станция «Синтаксическая».
Синтаксический разбор предложений.
1.Сделав зло, не жди добра.
(Синтаксический разбор данного предложения выполняется на доске).
5. Станция «Развитие речи».
Учитель знакомит учащихся с текстом, состоящим из правил поведения человека в общественных местах.
Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. При этом сними фуражку или шапку и не надевай, пока не пожмёшь руку. Подавая руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. Кланяясь, нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. Садясь в трамвай или автобус, пропусти первым свою спутницу.
Задание: написать сочинение-миниатюру «Как вести себя в школе» (по дороге в школу, по дороге домой, в спортзале и т.д.), включив в предложения деепричастия и деепричастные обороты.
6. «Теоретики»
- Найдите в тексте деепричастия , объясните условия их обособления. (Знаки препинания в тексте расставлены).
Читайте, читайте и читайте! Заставляйте читать себя медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.
(По К. Паустовскому.)
7. Тест.
1
. Что обозначает деепричастие?
1) признак предмета по действию;
2) действие предмета;
3) признак предмета.
2. На какие вопросы отвечает деепричастие?
1) что делает?
2) что делать?
3) что делая?
4) что сделав?
5) что делай?
3. Среди данных слов найди деепричастия:
1) прыгаю;
2) прыгающий;
3) прыгая;
4) подпрыгнув;
5) прыгнувший;
4.Найти суффиксы деепричастий:
1) -нн -, -енн-, -т-;
2) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;
3)-а, -я, -в, -ши,-вши.
5. Что называется деепричастным оборотом?
1) деепричастие с зависимыми от него словами;
2) деепричастие с глаголом, который оно поясняет.
Ответы:
1.-1
2.-3,4
3.-3,4
4.- 3
5.-1
IV. Рефлексия.
Слово учителя:
Пролетел и наш урок,
Школьный прозвенел звонок,
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь.
Говорили, улыбаясь,
Отвечали, не теряясь.
В работе приняли активное участие,
Скажем спасибо ДЕЕПРИЧАСТИЮ
Продолжить фразу:
Сегодня на уроке я…
V. Информация о домашнем задании:повторить ещё раз материал о деепричастии для выполнения тестовой проверочной работы и написать сочинение-миниатюру на лингвистическую тему: «Какую роль играют деепричастия в речи человека?»
Правильный текст
К.Паустовский
Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей природе находится недалеко,всего в десяти километрах напрямую от моего летнего бревенчатого дома. Оно называется Ильинский омут. Оно не связано ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми, а просто выражает сущность русской природы.
Это место по своей прелести и сиянию простых полевых цветов вызывает в душе состояние глубочайшего мира. Кажется, цветы и травы: цикорий, кашка, незабудки и таволга – приветливо улыбаются вам, людям, покачиваясь от того, что на них постоянно садятся шмели и пчелы.
Как будто какой-то чудодей, собрав здесь красоты Средней России, развернул вширь панораму, зыбкую от нагретого воздуха.
На первом плане, ярко зеленея и безудержу пестрея цветами, виден сухой луг – суходол. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки, вся буйно заросшая бледно-розовой таволгой.
На втором плане, за рекой, стояли издавнавековые ивы и ракиты. Листья мирно висели, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их с налета кверху изнанкой.
Деформированный текст
Одно из неизвес(т)ных но действительно великих мест в нашей природе находится недалеко, всего в десяти километрах напрямую от моего летнего бревен(ь)чатого дома. Оно называется Ильинский омут. Оно не связа(н,нн)о ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми а просто выражает сущность русской природы.
Это место по своей прел…сти и сиянию простых полевых цветов вызывает в душ… состояние глубочайшего мира. Кажется, цветы и травы цикорий, кашка, (не)забудки и таволга приветливо улыбаются вам людям покачиваясь от того, что на них постоянно садятся шмели и пч…лы.
Как будто какой (то) чудодей собрав здесь красоты Средней России развернул вширь п…нораму, зыбкую от нагретого воздуха.
На первом плане ярко зеленея и безудержу пестрея цветами виден сухой луг – суходол. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки вся буйно заросшая бледно-розовой таволгой.
На втором плане, за рекой, стояли издавна в…ковые ивы и ракиты. Листья мирно висели пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их с налета кверху изнанкой.
К.Паустовский
Деформированный текст
Одно из неизвес(т)ных но действительно великих мест в нашей природе находится недалеко, всего в десяти километрах напрямую от моего летнего бревен(ь)чатого дома. Оно называется Ильинский омут. Оно не связа(н,нн)о ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми а просто выражает сущность русской природы.
Это место по своей прел…сти и сиянию простых полевых цветов вызывает в душ… состояние глубочайшего мира. Кажется, цветы и травы цикорий, кашка, (не)забудки и таволга приветливо улыбаются вам людям покачиваясь от того, что на них постоянно садятся шмели и пч…лы.
Как будто какой (то) чудодей собрав здесь красоты Средней России развернул вширь п…нораму, зыбкую от нагретого воздуха.
На первом плане ярко зеленея и безудержу пестрея цветами виден сухой луг – суходол. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки вся буйно заросшая бледно-розовой таволгой.
На втором плане, за рекой, стояли издавна в…ковые ивы и ракиты. Листья мирно висели пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их с налета кверху изнанкой.
К.Паустовский
Деформированный текст
Одно из неизвес(т)ных но действительно великих мест в нашей природе находится недалеко, всего в десяти километрах напрямую от моего летнего бревен(ь)чатого дома. Оно называется Ильинский омут. Оно не связа(н,нн)о ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми а просто выражает сущность русской природы.
Это место по своей прел…сти и сиянию простых полевых цветов вызывает в душ… состояние глубочайшего мира. Кажется, цветы и травы цикорий, кашка, (не)забудки и таволга приветливо улыбаются вам людям покачиваясь от того, что на них постоянно садятся шмели и пч…лы.
Как будто какой (то) чудодей собрав здесь красоты Средней России развернул вширь п…нораму, зыбкую от нагретого воздуха.
На первом плане ярко зеленея и безудержу пестрея цветами виден сухой луг – суходол. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки вся буйно заросшая бледно-розовой таволгой.
На втором плане, за рекой, стояли издавна в…ковые ивы и ракиты. Листья мирно висели пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их с налета кверху изнанкой.
К.Паустовский
Карточка №1.
Прочтите глаголы. Образуйте от них деепричастия несовершенного вида. Ответьте на вопрос, от всех ли глаголов возможно образовать деепричастия. Если нет, объясните причину.
2.Прочитайте текст. Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Это полезно знать.
Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.
Продумывая отношение к героям, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.
Закрывая последнюю страницу книги, подумай, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей жизни.
Текст
- Найдите в тексте деепричастия , объясните условия их обособления. (Знаки препинания в тексте расставлены).
Читайте, читайте и читайте! Заставляйте читать себя медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.