kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку "Не с причастиями".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока.

1. Образовательная:

  • обобщение и систематизация сведений о слитном и раздельном написании не с различными частями речи, изученными ранее;
  • изучение и закрепление новых сведений о правописании не с причастиями;
  • формирование практического умения различать слитное и раздельное написание не с различными частями речи.

2. Развивающая:

– способствовать формированию развития быстроты реакции, внимания, мышления, речи и памяти.

3. Воспитательная:

– формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, раздаточный материал.

Ход урока

Слово учителя.

Ребята, в гости к нам пожаловала частица НЕ! Она хочет раскрыть последний секрет о своем правописании с причастием! Но для этого нужно вспомнить, как она пишется с другими частями речи!

Собраться с мыслями нам поможет “зарядка для ума”.

1. Буквенный диктант.

  • первая гласная в слове “приключение”,
  • недостающий непарный мягкий согласный: (щ’), (й’),(? )
  • слова, противоположные по значению (первая буква),
  • соединительная гласная в сложных словах после мягких согласных,
  • тип речи: повествование, описание и.
  • наука, которая учит правильно ставить знаки препинания (первая буква),
  • как назвать одним словом звуки (р,л,м,н,й’),
  • падеж, отвечающий на вопросы: кем? чем?

– последняя гласная буква в слове “иносказание”.

А теперь составьте из полученных букв слово, которое мы в последнее время очень часто произносим на наших уроках. Правильно, это причастие. На этом уроке оно вновь с нами!

2. Повторение, проверка домашнего задания:

(2 ученика работают у доски с карточками, см. “Приложение”)

Слово учителя:

Пока ребята работают у доски, мы посмотрим, как вы повторили дома правописание не с различными частями речи? (Класс делится на два варианта, два ученика работают на интерактивной доске с целью последующей проверки). Запишите словосочетания, обязательно укажите часть речи и условия слитного-раздельного написания частицы НЕ.) Слайд 3.

1 вариант2 вариантне участвовалнегодоватьне слышится шороханеряшливыйне широкая, а узкая реканеширокая, но рыбная рекане правда, а ложьговорить неправдуне в чем сомневатьсянечем удивитьне за что хвалитьнечего хвалитьсяничуть не злойочень недобрыйвовсе не грустныйсовершенно негрустный

(Проверяется степень усвоения орфограммы слитного-раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, глаголами и местоимениями)

3. Объяснение нового материала.

Ребята, а ведь мы не знаем, как пишется не с причастием! Но это легко исправить, ведь на сегодняшний урок к нам пожаловала частица НЕ!

(Инсценировка грамматической сказки)

О том, как Не искала друзей среди Причастий.

Шла по дорожке одинокая Не. Вдруг она увидела Краткое Причастие, обрадовалась, подскочила к нему и говорит умоляюще:

— Я хочу с тобой дружить! Я хочу быть с тобой всегда!

Но ничего не ответило Краткое Причастие, только молча прошло мимо. Погрустневшая Не побрела дальше на поиски друга. Видит — навстречу плетётся очень Полное Причастие с зависимыми словами, а за ним — другое, с противопоставлением и с союзом а.

Увидев Не, они только отмахнулись, сказав грубо:

— Ну тебя! — и пошли дальше.

Не совсем потеряло надежду и хотела было заплакать, как вдруг увидела: прямо к ней несётся изо всех сил красивое Полное Причастие и громко кричит:

— Ты моя любимая, ты моя хорошая! Я всюду ищу тебя! Я всегда буду с тобой! Я жить без тебя не могу, так как без Не я просто не чувствую себя полноценным словом, я просто не существую!

Они обнялись и сразу стали неразлучны. Они даже запели весёлую песенку.

И тут им встретилось одинокое (иными словами, просто одиночное!) Причастие.

Оно сказало невесело:

  • Я одинокое. У меня нет ни зависимых слов, ни противопоставления с союзом а.
  • Я совершенно одинокое Причастие.
  • Мы примем тебя в свою компанию, но как только на горизонте появятся зависимые от тебя слова или неприятное противопоставление с союзом а, так и знай, мы немедленно отодвинем тебя в сторону, с ними мы не хотим знаться.

И друзья побежали к новым приключениям.

Учитель:

Ребята, давайте сказку переведем на язык науки!

(Учащиеся сами формулируют правило, затем сверяют его с учебником; слайд №4)

4. Тренировочные упражнения.

A. (Комментированное письмо у доски)

Незамеченная ошибка, не замеченная мною ошибка, ошибка не замечена, не замеченная, а пропущенная ошибка, вовсе не замеченная ошибка, совсем незамеченная ошибка

Учитель:

Вам не надоело слово ошибка? Тогда никогда не допускайте их в своих работах! Сейчас вам предстоит написать объяснительный диктант. Помните, что правописание НЕ зависит от части речи, а части речи могут быть омонимичными.

Б. Объяснительный диктант с взаимопроверкой. Слайд № 5.

(Не) умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.
(Не) сказанному слову сам хозяин, сказанное слово– общее достояние.
Друг (не) испытанный, что орех (не)расколотый.
(Не) отведавший пчелиного жала в меде сладости найдет мало.
(Не) засыпай старого колодца, пока старый (не) выкопан.
(Не) кричи про жареную рыбу, пока сырая (не) поймана.

Дополнительное задание: объясните смысл понравившейся пословицы.

В. Расставьте номера предложений в соответствии с темой. Если в предложении две разных части речи, запиши его номер дважды. Слайды 6,7.

НЕ с причастиями 
НЕ с прилагательными 
НЕ с существительными 
НЕ с наречиями 
НЕ с глаголами
НЕ с деепричастиями 
НЕ с местоимениями

1) Бедность не?порок. 
2) Взялся за гуж, не? говори, что не? дюж. 
3) Голод не ?тётка. 
4) Давши слово, держись, а не? давши, крепись.
5) Дураку закон не? писан.
6) Не?боги горшки обжигают. 
7) Не ?было бы счастья, да не?счастье помогло.
8) Не ?всё коту масленица. 
9) Не? всякое лыко в строку.
10) Семеро одного не? ждут. 
11) Жить весело — и помирать не?с чего. 
12) Пролом в заборе закрыть не? трудно, а рот человеку закрыть не?возможно.
13) Ошейник из жемчужин собаке не?нужен,
14) Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не? топлена, не? метена.
15) Не? пойман — не?вор. 
16) Не ?отведав горького, не ?узнаешь и сладкого.
17) Если человека не? знаешь, то его не? хвали и не ?ругай. 
18) Не? проверив слуха, не? доноси его до чужого уха.
19) Всяк правду хвалит, да не ?всяк её говорит.

Г. Письмо по памяти. Слайд 8.

А теперь вернемся к высказыванию К.Д. Ушинского о языке. Это начало одной из его работ. Как вы думаете, какой тип и стиль речи этой работы? Какие художественные средства он использует? ( Метафоры: “язык-цвет жизни”, “границы истории”, эпитеты “неувядающий язык”, “распускающийся цвет”) А теперь прочитайте это предложение еще раз, постарайтесь запомнить как можно лучше, потому что сейчас мы будем писать его по памяти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Не с причастиями". »

«Поговорим  о хризантемах…» Хризантема – лат. сhrysanthemum, «златоцветный»

«Поговорим о хризантемах…»

Хризантема –

лат. сhrysanthemum, «златоцветный»

Нераспустившуюся хризантему Жаль было с клумбы убирать. Мне так хотелось хризантеме, Быть может, шанс последний дать.   И вот… Сверкая жёлтым лепестком, Она стоит на длинной ножке, Не занесённая снежком, Как будто лета отголоски…

Нераспустившуюся хризантему

Жаль было с клумбы убирать.

Мне так хотелось хризантеме,

Быть может, шанс последний дать.

 

И вот…

Сверкая жёлтым лепестком,

Она стоит на длинной ножке,

Не занесённая снежком,

Как будто лета отголоски…

«Поговорим  о хризантемах или Правописание НЕ с причастиями»

«Поговорим о хризантемах или

Правописание НЕ с причастиями»

Раздельно: есть противопоставление с союзом «а»   не красивый, а безобразный не правда, а ложь не живой, а искусственный не высокий, а низкий  не выпавший, а растаявший снег

Раздельно:

есть противопоставление

с союзом «а»

не красивый, а безобразный

не правда, а ложь

не живой, а искусственный

не высокий, а низкий

не выпавший, а растаявший снег

Раздельно: есть зависимые слова (причастный оборот)   вовсе не весёлый день совсем не глубокий снег нисколько не грустное настроение  Хризантема, не боящаяся заморозков, считается постоянным спутником осени.

Раздельно:

есть зависимые слова

(причастный оборот)

вовсе не весёлый день

совсем не глубокий снег

нисколько не грустное настроение

Хризантема, не боящаяся заморозков, считается постоянным спутником осени.

Раздельно: краткие формы причастий   не спрятаны под снегом цветы не замечены не окружены заботой не полит садовником

Раздельно:

краткие формы причастий

не спрятаны под снегом

цветы не замечены

не окружены заботой

не полит садовником

Слитно: слово не употребляется без НЕ    мне нездоровится зимой невольный свидетель прочитать о царевне Несмеяне нас задержало ненастье    ненавидящий холода

Слитно:

слово не употребляется без НЕ

мне нездоровится зимой

невольный свидетель

прочитать о царевне Несмеяне

нас задержало ненастье

ненавидящий холода

Слитно: нет условий для раздельного написания   необыкновенное растение невысокий куст внезапное несчастье   нераспустившийся бутон

Слитно:

нет условий для раздельного написания

необыкновенное растение

невысокий куст

внезапное несчастье

нераспустившийся бутон

Не с причастиями Слитно Раздельно 1. Слово не употребляется без не. 1. Есть противопоставление с союзом «а». 2. Нет условий для раздельного написания (полное причастие). 2. Есть зависимые слова (причастный оборот). 3. Краткие причастия.

Не с причастиями

Слитно

Раздельно

1. Слово не употребляется без не.

1. Есть противопоставление с союзом «а».

2. Нет условий для раздельного написания (полное причастие).

2. Есть зависимые слова (причастный оборот).

3. Краткие причастия.

НЕ с причастиями (алгоритм действий) Употребляется ли слово без НЕ? Нет Да Краткая форма? Пишу слитно Да Нет Есть ли противопоставление с союзом «а»? Пишу раздельно Нет Да Есть ли зависимые слова? Да Нет Пишу раздельно Пишу раздельно Пишу слитно

НЕ с причастиями

(алгоритм действий)

Употребляется ли

слово без НЕ?

Нет

Да

Краткая форма?

Пишу слитно

Да

Нет

Есть ли противопоставление

с союзом «а»?

Пишу раздельно

Нет

Да

Есть ли

зависимые слова?

Да

Нет

Пишу раздельно

Пишу раздельно

Пишу слитно


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку "Не с причастиями".

Автор: Гордейчук Ольга

Дата: 14.10.2015

Номер свидетельства: 239694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Урок: Причастие"
    ["seo_title"] => string(16) "urok_prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "408957"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1492080440"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Причастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(39) "prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "114432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411487949"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Причастие. Понятие о причастии: грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль."
    ["seo_title"] => string(80) "prichastiie_poniatiie_o_prichastii_ghrammatichieskoie_znachieniie_morfologhichie"
    ["file_id"] => string(6) "468116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525158790"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Причастие" (7 класс)"
    ["seo_title"] => string(77) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_po_teme_prichastie_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "656868"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1727295997"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Презентация для урока на тему Причастие "
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-dlia-uroka-na-tiemu-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "151718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420734691"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства