ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Задачи: обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и деепричастном обороте; закрепить умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; работать над конструированием предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Форма урока: обобщающий урок.
Оборудование: таблица «Деепричастие», карточки для индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
- ТЕМА И ЗАДАЧИ УРОКА. Сегодня мы обобщим сведения о деепричастии, закрепим знания о правописании деепричастий, о выделении деепричастных оборотов запятыми на письме, употребление деепричастий в речи.
- ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
1) Работа со стихотворением, написанным на доске.
… от свежего ветерка,
Чуть … крепыши — маслята.
… за руки, как ребята,
Топают. вокруг пенька! Э.Асадов
Для справок? Посинеть, греться, ежиться, взяться.
К нам поступила очередная просьба о помощи из страны Лингвиния. Мы должны помочь жителям этой страны восстановить строки из стихотворения Э.Асадова. Для помощи к нам прибыли глаголы, в стихотворении же должны быть использованы деепричастия.
2)Построение сведений о деепричастии. Что мы называем деепричастием? На какие группы делятся деепричастия? Как образуются деепричастия несовершенного вида? Есть ли среди предложенных глаголов глаголы несовершенного вида? Образуйте от них деепричастия. Как образуются деепричастия совершенного вида? Образуйте от оставшихся глаголов деепричастия. Какие деепричастия получились? Запиши их.
3)Списывание стихотворения. Спишите, расставьте знаки препинания. Объясните устно их постановку. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
4)Проверка домашнего задания. Какую роль играют деепричастия в художественном тексте. Подтвердите отрывками стихотворений из домашнего упражнения.
5)Объяснительный диктант. /В это время три ученика на доске выполняют синтаксический разбор предложения, морфологический разбор и разбор
слова по составу. Отдельные ученики получили карточки с индивидуальным заданием/. Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, подчеркнуть деепричастия и причастные обороты как члены предложения.
Заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром. Отражаясь, березы ломались в пруду. А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.
Но тихо дремлют кедры, обвесив сучья вниз.
6)Проверка заданий, выполненных на доске.
7)Выборочное списывание. Правописание НЕ с деепричастиями.
На доске записаны примеры на правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями. Вспомните правила правописания с НЕ. Выпишите словосочетания /1 ряд-НЕ с глаголами, 2 ряд-НЕ с причастиями, 3 ряд — НЕ с деепричастиями. Устно объясните их правописание/.
(Не)подготовленное выступление, (не)продумав маршрута, (не)решенная учеником задача, (не)чувствуя опасности, долго (не)доумевал, (не)навидя ложь, трава (не)скошена, (не)пропуская занятий.
Проверка задания.
8)Игра «Корректор». Употребление деепричастий в речи.
Найдите ошибки в данных предложениях. Исправьте их. Аргументируйте свой ответ.
Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.
Возвратясь домой, шел дождь.
9)Обобщение сведений о деепричастии.
1. Расскажите о деепричастии по предложенному плану
/План записан на доске/.
2. Общее значение.
3. Морфологические признаки.