ПЛАН –КОНСПЕКТ
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ.
Учитель: Хромова Л. Е.
Тема урока: «Обобщение знаний по теме
«Имя прилагательное»
Цель урока: актуализировать и обобщить знания по изученной теме.
Задачи:
образовательные:
- совершенствование знаний об имени прилагательном, умения отличить
его от других частей речи;
- совершенствовать умение определять род, число, падеж имени прилагательного.
- совершенствовать умение писать безударные падежные окончания.
2) развивающие:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие критического мышления посредством интерактивного включения в обра-
зовательный процесс;
- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы.
3) воспитательные:
- воспитывать культуру взаимоотношений;
- воспитывать любовь к родному языку.
4) здоровьесберегающие:
- воспитывать внимательное отношение друг к другу;
- не допускать перегрузок учащихся, используя смену видов деятельности.
Тип урока: урок закрепление знаний.
Форма: традиционная, парная.
Организационный момент.
Постановка учебной задачи.
Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое.
Оно уменьшительное или ласкательное
Ещё называют его … (прилагательное).
- Итак, ребята, мы сегодня с вами опять в стране, название которой «Прилагательное».
Объясните значение слова «прилагательное».
(Прилагательное прилагается к имени существительному и полностью подчиняется
ему.)
- Прочитайте тему урока, скажите задачи.
Задачи урока:
Закрепить знания об имени прилагательном.
Умения применять прилагательные в своей речи.
Актуализация знаний:
Урок начнём со словарной работы. Наша словарная работа носит усложнённый
характер.
Лесное хозяйство ,морозный январь ,хитрая лисица, свежее утро, медведи коварные,
заяц косоглазый, дикие животные, лютый февраль.
- Что можно сказать об этих словосочетаниях?
(Словосочетания состоят из существительного и прилагательного.)
Сличить с доской. Ошибки?
- На какие группы можно разделить эти словосочетания?
(Одни словосочетания стоят в 1 числе, другие –во множественном.)
Прочитать словосочетания, в которых имена прилагательные стоят во множественном числе. Назвать окончания прилагательных во множественном числе.
- Почему у прилагательных единственного числа в данных словосочетаниях разные окончания? От чего это зависит?
(Имя прилагательное подчиняется имени существительному, т.к. согласуется с ним в роде,
числе и падеже.)
Скажите, в какой форме стоят имена прилагательные в данных словосочетаниях?
Попробуйте изменить полную форму у имени прилагательного на краткую форму в
подчёркнутых словосочетаниях.
Лисица хитра.
Утро свежо.
Медведи коварны.
Февраль лют.
Во что превратились словосочетания?
(Получили грамматическую основу предложения. Докажите.)
ВЫВОД: Прилагательные в краткой форме в предложении являются сказуемым.
- Что такое имя прилагательное?
Прочитаем ёщё одно определение об имени прилагательном.
Прилагательные – непременные «спутники» художественного описания
природы и человека.
Какое важное слово? (Описание.)
- Будем доказывать,что прилагательные это спутники описания.
РАБОТА С ТЕКСТОМ:
1)изменить окончания имени прилагательного,поставить его в нужную форму.
Красив зимний лес! Деревья стоят в серебристом инее. Всё засыпано пушистым
снегом.Особенно красивы ели в снежном наряде. В морозном воздухе звонко
раздаётся короткий,отрывистый стук. Это стучит пёстрый дятел.
- Это текст? Озаглавить.
Определите тип текста.
2)Грамматический разбор предложений.
- Чем является прилагательное в предложении? (Определением.)
- Доказали,что прилагательные являются непременными спутниками описания
Природы? Можем обойтись и нашей речи без прилагательных?
Для чего они нужны?
3)Работа в парах.
Выписать из текста прилагательные,которые соответствуют данным схемам.
Зимний отрывистый
Серебристом
Пушистым
Снежном
Морозном
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и на ноги.
Влево, вправо, побыстрей.
Удивимся, - что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро
Словно стрелочки часов.
Повернём глазами дружно
Ну, а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
А теперь мы отдохнули
Новая забота.
Нужно сделать на «отлично»
Классную работу.
СОЧИНЕНИЕ – МИНИАТЮРА.
Дети, вам было дано задание составить загадку о животном.
Когда вы описывали животное, без какой части речи нельзя было обойтись?
Чтение загадок.
Назвать прилагательное
Определить род. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Отгадайте мою загадку
Длинноногий,горбоносый
На голове корону носит. ( Лось.)
- Как живётся диким животным зимой?
- Какой образ жизни они ведут?
А) ложатся в спячку;
Б) делают запасы;
В) кормят ноги.
- Какие животные охраняются законом?
- Как люди заботятся о животных, которые зачислены в Красную книгу?
-Кто знает, как называется заповедник ,находящееся на территории Мордовии?
Дети, попробуем описать этого лесного красавца раскрывая его отличительные признаки с помощью имён прилагательных, и написать сочинение – миниатюру.
Каждый из вас получил листочек с опорными словами, которые можно включить в сочинение.
Лесной зверь, длинные ноги, ветвистые рога, глубокий снег, горькая кора, осиновые ветки, соленый гостинец, могучий великан.
- Каким предложением закончим сочинение?
-Чтение своих сочинений.
- Ребята, мы ещё раз убедились в том, что ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ непременные спутники описания
природы и любого предмета.
РЕФЛЕКСИЯ;
- Для чего нужны прилагательные в нашей речи?
- Что нового вы взяли для себя из этого урока?
Речь с прилагательным выразительна.
И точна ,и убедительна.
Чтоб красиво говорить,
Нужно с прилагательным дружить!