Обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя прилагательное»
Цель: обобщение имеющихся знания об имени прилагательном как части речи
Задачи:
Образовательная: учить правильному написанию имен прилагательных;
Развивающая: развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, умение работать самостоятельно;
Воспитательная: воспитывать культуру труда, учить работать в группах
создавая условия для воспитания чувств взаимовыручки, дружбы.
Тип урока: Урок-обобщение.
Оборудование:
печатные листы для групповой работы;
индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.
Ход урока
I Организационный момент
Создание эмоционального фона урока.
Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день.
Да, на дворе чудесная пора. А какая?
Весна приятное время года, в это время природа просыпается и оживает после зимнего сна.
Какой сейчас месяц?
Что вы знаете о нем?
Март – слово нерусское, оно пришло к нам из Византии. Наши древние предки называли этот месяц протальник, капельник
– почему так называли месяц?
Ярче свет, выше солнце, длиннее дни.
Март – время прилета птиц, поэтому еще его называли «гречевник».
II Актуализация знаний учащихся
Словарно-орфографическая работа.
Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока.
Минутка чистописания:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (март)
Мм
На доске написана пословица, в которой пропущены некоторые буквы.
М_рт з_му к_нчает, в_сну н_чинает.
1 уровень: Списать пословицу вставить пропущенные буквы. Поставить ударение.
2 уровень: Списать пословицу вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число.
3 уровень: Списать пословицу вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число. Составить предложение со словом весна.
III Систематизация и обобщение знаний учащихся
Систематизировать языковые понятия
В предложении встретилось слово ранняя.
На какой вопрос отвечает это слово?
Какой частью речи является это слово?
Что обозначает имя прилагательное?
С каким, словом оно связано?
Можно сказать, что весна наступила очень рано.
У существительных подчас.
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!
– О какой части речи говорится в стихотворении?
Да, это прилагательное. Прилагательные
IV Работа в группах
Проверка усвоения изучаемого материала.
Тест.
Выбери верное утверждение. (Устно)
1. Имена прилагательные отвечают на вопросы
– кто? что?
– какой? какая? какие? какое?
– что делать?
2. Имя прилагательное.
– часть слова
– член предложения
– часть речи
3. Имена прилагательные обозначают
-действие предмета
– признак предмета
4. Имена прилагательные
– изменяются по родам
– не изменяются по родам
5. Имена прилагательные бывают :
– трех родов: муж., жен., ср. рода.
– только муж. и жен. рода
6. Имена прилагательные являются
– главными членами предложения
– второстепенными
7. Имена прилагательные связаны в роде и числе
– с именем существительным
– с глаголом
8. Имена прилагательные
– изменяются по числам
– не изменяются по числам
Проверка: от каждой группы представитель отвечают по одному ответу
V Работа по учебнику
Как изменяется имя прилагательное?
От чего зависит род и число прилагательного?
Прочитайте правило в учебнике
Как называется такая связь?
VII Работа в парах
Развитие речи. Формирование умения правильно употреблять слова в речи.
Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова, выделите окончания, определите род.
……. узкая, а дорога……..
малина…….., а клюква …….
фея ………..., а колдунья …..
Что вы заметили?
Какие окончания имеют имена прил. в ж. р.?
Физминутка. Эмоциональная разгрузка
VII Разноуровневые задания
1-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные, подчеркните их
Пришла ________ _ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.
Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.
2-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные;
в первом предложении выделите грамматическую основу и надписать части речи.
3-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделите грамматическую основу и надпишите части речи. Определи род и число имен прилагательных.
Проверка.
IХ Работа по развитию речи
– Составьте с данными словами предложения, изменяя окончания прилагательных, запишите предложения, выделите окончания прил.,
(Текст на индивидуальной карточке)
светит, над, яркое, полями, солнце
душистый, на, почки, деревьях, надулись,
в, поселились, скворечниках, скворцы
по, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел
по, побежали, хлопотливый, кочкам, муравьи
над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый
Х Работа в группах
Формирование умения правильно употреблять слова в речи
Прочитайте, выделяя каждое предложение.
Сколько здесь предложений?
Работаем карандашом – поставьте границы (точку)
Какие это предложения по составу?
Распространите эти предложения именами прилагательными.
дует ветер светит солнышко льется песня
ХI Оценка уровня усвоения темы
Проверка усвоения изучаемого материала
Логический диктант.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Да
+
+
+
+
+
+
Нет
–
–
–
–
Имя прил. часть слова.
Имена прил. отвечают на вопросы кто? что?
Имена прил. обозначают признак предмета.
Имена прил. изменяются по родам.
Имена прил. бывают только муж., и жен., рода.
Имена прил. не изменяются по числам.
Имена прил. является второстепенными членами предложения.
Имена прил. связаны в роде и числе с им. сущ.
Имена прил. муж. рода имеют окончания -ый, -ий
Имена прил. жен. рода имеют окончания -ая, -яя.
Оценивание.
ХII Итог урока
Обобщение знаний о правописании имен прилагательных
Над какой темой сегодня работали на уроке?
– Как правильно определить род?
– Сегодня на уроке мы повторили все, что нам известно об имени прилагательном.
И это удалось сделать в результате вашей активной работы.
Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
ХIII Рефлексия
На доске помещена схема: