kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение по теме "Причастие".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последний урок по теме "Причастие" представляет собой обобщение всего материала, изученного в седьмом классе по данной теме. Урок проводится в форме игры "Клуб веселых и находчивых". Урок построен с учетом современных требований федеральных государственных образовательных стандартов. Тема "Причастие"- одна из сложных тем в программе 7 классе, поэтому выбрана форма игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме "Причастие". »




I. Слово учителя

Сообщение темы урока:

- Ребята, к нам сегодня на урок пришел необычный ученый. Он сам сейчас о себе расскажет.

(сказка о создании причастия)

- Что за плод вырос в саду ученого? (причастие)

- А поскольку этот плод рос на стволе глагола то как его стали называть? ( особая форма глагола)

- Сегодня мы повторим все, что узнали об этой части речи.

- В классе 2 команды, каждая команда отвечает на свои вопросы, а если не ответит, то имеет право на ответ другая команда, а как будут называться ваш команды, вы догадаетесь, расшифровав рисунок.





(Солнце, обогревающее Землю) (Земля, обогреваемая Солнцем)


-Посмотрите, что изображено, составьте предложение, употребив причастие, образованное от глагола обогревать.

- Назовите причастие, какое оно?


II. Разминка

Действительное

- Какие причастия называются действительными?

- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? (ущ, ющ, ащ, ящ)

- От каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? (несов. в., перех., неперех.)

- Как образуются действительные причастия прошедшего времени? (сш-ш+сов.в., несов. в., перех., неперех.)

- Когда пишутся суффиксы

ущ-ющ (I спр.)

ащ-ящ (II спр.)

Страдательное

- Какие причастия называются страдательными?

- При помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени? (ем, ом, им)

- Oт основ каких глаголов образуются страдательные причастия настоящего времени? (перех., несов.)

- Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

(перех., сов., несов.+нн, енн, ённ. т.)

- Когда пишутся суффиксы

ом-ем (I спр.)

им (II спр.)



III. Работа в тетради

- Запишите в тетради число, классная работа, тему урока.

- Так как КВН это соревнование или состязание, запишем и запомним написание слов

На доске:

Соревнование – соревноваться

Состязание – состязаться

(Объяснить лексическое значение слова, достигнуть чего-нибудь)

- Образуйте от данных глаголов причастия

Действительное причастие настоящ. вр. от глагола «соревноваться»

Соревнующийся (ед. ч., 3л)

Действительное причастие прошедш. вр. от глагола «состязаться»

Состязавшийся (ед. ч., 3л)

-Выделите суффиксы причастий


Выборочное письмо

Записать словосочетания, выделить суффикс

С действительным причастием.

Со страдательным причастием

На доске

Разлившаяся по небу, написанная (почему?) учеником, ведущая в парк, летящим самолетом, отнятая игрушка, о движущемся предмете, выполнивший задание, засушенные (почему?) растения.

(объяснить написанное, засушенное)

-Устно составить предложение. (Красотка речи)


IV. Конкурс капитанов

Зачитать эпиграф.

Какие свойства прилагательных имеют причастия?

(падеж, род, число)

Какие свойства глаголов имеют причастия?

(вид., наст. время и прошедшее время)


Прочитайте внимательно предложение, расставьте знаки препинания, подготовьтесь объяснить, найдите причастие, произведите морфологический разбор, объяснить орфограммы.


На доске

К реке сбегает тропинка, едва видимая в темноте.

Мы увидели облачко, превратившееся в тучу.


Пока капитаны соревнуются, мы проведём выборочный диктант по тексту Джанни Родари в переводе С. Маршака (см. стр. 183)

Капитанам

Каким членом предложения является полное причастие?

Когда выдел. зап. прич. об.?

Видимая – ос. ф. гл. пр.

I. (Тропинка какая?) видимая.

Н. ф. - видимый

II. Пост. – стр. пр., наст. вр., несов.;

Непост. – им. п., ед. ч., ж. р.

III. Какая тропинка? видимая

Каким членом предложения является краткое причастие?

Когда не выделяется прич. обор.?

Превратившееся – ос. ф. гл. пр.

I. (облачко какое?) превратившееся

Н.ф. – превратившийся

II. Пост. – действ. пр., прош. вр., сов.

Непост. – в. п., ед. ч., ср. р.

III. Какое облачко? превратившееся


V. Конкурс команд

а) В стихотворениях подчеркните полные и краткие причастия, как член предложения образуйте от полных краткие и наоборот (карандашом, устно). Каждый в стихотворении, которое находится ближе к вам выполняет работу.

Вопрос обеим командам

В чем различие между полным и кратким причастием? (см. подсказку)

б) Стрельба.

Вспомните правило: одна и две буквы «н» в суффиксах

Полных страд. прич.


  1. Есть приставка кроме не

  2. Слово заканчивается на –ова, -ева

  3. Завис. слова

  4. Образ. от бесприст. гл. сов. в.

Кроме раненый

Кратких страд. прич.


В кр. прич. однон. н

нн в кр. прич. во мн.ч.

в ед. ч. ж. ср. р.

от гл. или -ова, -ева


в) Перфокарты.

Работа с перфокартами, вставить одну или две н, подписать фамилию на вкладыше, сдать.

г) на доске

На доке записаны предложения. Записать в тетрадь, графически указав выбор орфограммы. Объяснить написание гласной перед суффиксом нн.

Раздельно

  1. С крат. прич.

  2. С полными прич. если есть зав.сл. или противопост. с союзом а

Слитно

  1. Не употреб. без не

  2. Нет зав. сл., нет союза а

В палатке мы увидели (не) разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки.

(не) скошенная вовремя трава полегла после дождя.


Почему перед н написали букву а, е? (в суфф. енн после шип. е?)


д) Бег

Я называю причастия ,вы поднимаете карточку а, я или е, которые надо писать перед нн.

Намыленный (намылить), вспаханное (вспахать), закрученный (закрутить), увиденный (увидеть), расстрелянный (расстрелять), спрятанный (спрятать), проглоченный (проглотить).

е) серпантин по таблицы

Образовать от данных глаголов где можно разные формы причастий

глагол

Действит. прич.

Страд. прич .

Отразить

Н.в.

П.в.

Н.в.

П.в.

копошащийся

Отразившийся копошившийся исказившийся

Отразимый

исказимый

Отраженный

искаженный


IV. Итог уроков.

Любите ли вы причастия?

Д/з №130. Сегодня орф. изуч. в теме причастия, запис. 3 примера обозначая граф. орф.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение по теме "Причастие".

Автор: Иванова Альбина Аглямовна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175583

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Обобщение темы "Причастие""
    ["seo_title"] => string(28) "obobshchenie_temy_prichastie"
    ["file_id"] => string(6) "600861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1645449116"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Карточки для закрепления и обобщения темы "Причастие" в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(76) "kartochki-dlia-zakrieplieniia-i-obobshchieniia-tiemy-prichastiie-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "173812"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424026480"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация к уроку повторения и обобщения знаний по теме "Причастие" "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-k-uroku-povtorieniia-i-obobshchieniia-znanii-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "142970"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418400240"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Турнир  знатоков  русского  языка (обобщение  по  теме  «Причастие») "
    ["seo_title"] => string(69) "turnir-znatokov-russkogho-iazyka-obobshchieniie-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "185518"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426187769"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока на тему: "Причастие. Повторение и обобщение изученного материала""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_na_temu_prichastie_povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo_material"
    ["file_id"] => string(6) "553656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1592551028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства