Турнир знатоков русского языка
(обобщение по теме «Причастие», 6 класс)
Задачи:
- систематизировать знания учащихся о причастии
- закрепить умение учащихся находить в тексте причастие и определять его грамматические признаки
- совершенствовать у учащихся навыки произношения, правописания и употребления причастий в тексте
- активизировать познавательную и мыслительно-речевую деятельность учащихся
- выявить степень усвоения темы «Причастие»
Форма урока – турнир
Оформление урока:
- таблицы по теме «Причастие»
- репродукция картины Н. Н. Дубовского «Море» (учебник по рус. яз. для 6 кл. под ред. М. Разумовской)
- задания командам на отдельных листах, фломастеры
Домашнее задание командам:
- придумать название команды (в нем обязательно должно быть причастие или причастный оборот), девиз, эмблему, выбрать капитана
- сочинить грамматическую сказку на предложенную тему: «О послушном причастии, так похожем на прилагательное», «О том, как причастный оборот от запятых спасался», «О том, как причастия решили похудеть и что из этого получилось». (См. Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день»)
Ход турнира
Слово учителя.
Добрый день, дорогие друзья! Пришла пора подвести итоги изученной нами темы «Причастие», самой трудной в курсе русского языка 6 класса. В сегодняшнем турнире примут участие 3 команды – 6 А, 6 Б и 6 В классов. Пожелание командам - проявить волю, упорство, настойчивость и, конечно же, хорошее знание темы. Оценивать ваши ответы будет наше уважаемое жюри в составе .
Итак, мы начинаем наш турнир с представления команд.
- Представление команд
1 конкурс: нарисуйте герб причастия, его родословную, дайте описание внешности (5 минут)
Оценка конкурса – 5 баллов.
2 конкурс: разминка (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)
- Почему причастие называют особой формой глагола?
- Какие признаки глагола есть у причастия?
- Какие признаки прилагательного имеет причастие?
- Какие причастия называются действительными, а какие – страдательными?
- Перечислите суффиксы причастий.
- Чем определяется выбор суффикса у действительных и страдательных причастий настоящего времени?
- Какое орфографическое правило надо помнить при образовании причастий прошедшего времени?
- Что такое причастный оборот? Когда он выделяется на письме запятыми?
- Какие причастия могут иметь краткую форму? Сколько н у них пишется?
- Каким членом предложения является полное причастие, а каким – краткое?
- Сколько времен у причастия?
- Как отличить причастие от прилагательного, образованного от глагола?
Подвести итоги 2-х конкурсов
3 конкурс: передаем командам потерянные листки из книги Г.Остера «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее». Подсчитайте в нем количество причастий, выделите суффиксы.
- Называется общее количество причастий каждой командой, затем зачитываем по предложениям. (10 причастий, из них 2 –«идущих» и «присутствующих» - перешли в существительные). Кто быстрее и правильнее?
Оценка конкурса – 10 баллов.
4 конкурс: определение причастного оборота вам, лучшим ученикам своих классов, хорошо известно. Предлагаем в еще одном потерянном из книги « Детские народные приметы и суеверия» уже знакомого вам писателя Г.Остера листке выделить все причастные обороты и расставить все знаки препинания.
- Называется общее количество в предложениях ПО каждой командой, затем читаем по предложению. (Всего в 6 предложениях 5 ПО и 3 тире).
Оценка конкурса – 5 баллов. Кто быстрее и правильнее?
5 конкурс: данные словосочетания действительных причастий с существительными замените на словосочетания страдательных причастий с существительными и наоборот. Помните при этом о времени причастия.
- прочитавший книгу – (прочитанная книга)
- нашедший гриб – (найденный гриб)
- испуганный взгляд – (испугавший взглядом)
- возвращенный долг – (возвративший долг)
- уважаемый человек – (уважающий человек)
- видимый глазом – (видящий глазом)
- преследующий противника – (преследуемый противником)
- ожидающий ответа – (ожидаемый ответ)
- взявший книгу – (взятая книга)
Оценка конкурса – 2 балла.
Подвести итоги прошедших конкурсов
Конкурс капитанов (капитаны приглашаются на сцену)
От всех ли причастий образуется краткая форма? Я называю каждому капитану причастие в полной форме, а он пытается образовать от него краткую.
1.Нарисованные, выросшие, приукрашенные, ведомые, смеющиеся, видимые, победившие, боящиеся, ждущие.
2.Капитанам предлагается от предложенных глаголов образовать действительные причастия настоящего времени. (См. приложение)
Оценка задания - 5 баллов.
3.Напишите, капитаны, без ошибок. (См. приложение)
Подвести итоги конкурса капитанов, объявить сумму баллов, набранную каждой командой.
6 конкурс: «Вопросы на засыпку»
Вам, команды, предлагаются самые сложные вопросы:
1. Чем еще могут являться глаголы 1 лица множественного числа
оберегаем, различим, храним? Докажите.
Оценка конкурса – 6 баллов.
2.В роли какой части речи выступают причастия?
Утопающий и за соломинку хватается. В нашем классе нет отстающих. От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Оценка конкурса – 1 балл.
3.Установите, в каком случае предан является кратким страдательным причастием и в каком – прилагательным. Докажите.
Преданность вечно была в характере русского люда.
Кто же не предан теперь? Ни одного не найдешь.
Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу;
Каждый, кто честен, умен, предан, наверно, суду.
М.Михайлов
(Предан престолу – верен, прилагательное; предан суду- отдан под суд, причастие)
Оценка конкурса – 3 балла.
4.Растолкуйте фразеологические обороты, в состав которых входят причастия:
На лбу написано – (сразу видно, ясно, заметно что-либо всем по внешнему виду человека)
Иван, родства не помнящий – (порвавший все связи с близкими ему людьми)
Путь усеян розами –
Заколдованный круг – (безвыходное положение)
Уму непостижимо – (совершенно непонятно, необъяснимо)
Корабли сожжены – (решительно порывать с прошлым)
Оценка конкурса – 2 балла
5.Предлагаем вам рецепты из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда» Г. Остера. Вставьте пропущенные буквы, не забудьте про запятые. (См. приложение)
Оценка конкурса – 5 баллов.
7конкурс: «Творческий»
В учебнике русского языка за 6 класс под ред. М.Разумовской найдите в приложении репродукцию картины художника Н. Дубровского «Море». Опишите ее в 6-8 предложениях, используя причастия и причастные обороты.
Оценка конкурса - 5 баллов.
Объявление результатов турнира, награждение победителей и призеров.
- До новых встреч!