Обобщение по теме "Бессоюзное сложное предложение"
Обобщение по теме "Бессоюзное сложное предложение"
Данный урок является уроком обобщения изученного материала по теме "Бессоюзное сложное предложение". На уроке используется индивидуальная работа, работа в группах. Значительное место занимает тестирование. На уроке повторяется и орфографический материал - правописание частицы НЕ с различными частями речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Показался большой одноэтажный дом с железной крышей. 2. Искры полетели огненной метелью, избы загорелись. 3. В Воронежском заповеднике лютовала зима. 4. Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. 5.Только изредка раздаётся жуткий костяной стук: это бьют рогами самцы-олени. 6. Я вспоминаю то утро, когда отец вернулся домой. 7. Темнеет, и к ночи поднимается вьюга. 8. Я увидел голову выдры, которая плыла к берегу. 9. Вдруг подул ветер, вырвал у мальчика из рук удочку и бросил её вниз.
Ключ: 1, 4, 1, 2, 4, 3, 2, 3,1.
Фронтальный опрос.
- Какие знаки препинания ставятся в бессоюзном сложном предложении?
- В каком случае ставится запятая и точка с запятой? (Смысловое значение перечисления, одновременности действия. Можно вставить союз И).
- А когда вы поставите запятую, а когда точку с запятой? (Если предложение уже сильно распространено, то нужно ставить точку с запятой).
- Перечислите, в каких случаях ставится двоеточие между частями БСП? (Причина во второй части – с. ПОТОМУ ЧТО; пояснение во второй части – с. А ИМЕННО; вторая часть дополняет первую – с. ЧТО).
- В каких случаях ставится тире между частями БСП? (Значение противопоставления – с. А; в первом предложении время или условие – с. КОГДА, с. ЕСЛИ; во второй части следствие – с. ТАК ЧТО).
Практическое задание (по группам).
- Выполните практическое задание. 1 группа находит и выписывает БСП с запятой или точкой с запятой, 2 группа – с тире; 3 группа – с двоеточием.
Облака ярко светились на них нельзя было смотреть.
Любите книгу она поможет вам выбрать правильную дорогу в жизни.
Пышет пламя в лицо тёплый дым на ветру развевается затянул весь лесной косогор.
Лес гудит на горе низко гнутся берёзы ветвистые меж стволами качается тень.
Ночью я видел ломались берёзы!
Труд кормит лень портит.
Тестирование. Тест 14.
Вариант 1.
А1. Какое предложение является бессоюзным?
Без росы и трава не растёт.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.
Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.
Пословица гласит незаряженное ружьё однажды может выстрелить.
А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Сейчас вода в озере была очень чёрная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.
Наступал вечер: шёл дождь, с севера порывисто дул ветер.
Только шагнули мы вперёд – из-за куста раздался выстрел.
А3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Собака была славная: уши торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
А4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.
В1. Определите, какому сложноподчинённому предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Вариант 2.
А1. Какое предложение является бессоюзным?
Всем известно Москва не сразу строилась.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой и назовёт меня всяк сущий в ней язык.
Где мёд там и мухи.
Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца.
А2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Я оглянулся: третьей тройки уже за нами не было.
Вспыхнул свет: я зажмурил глаза.
Вьюга злится, вьюга плачет, кони чуткие храпят.
Будет дождик – будут и грибки.
А3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Мне стало совестно: я не мог закончить начатой речи.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Джельсомино запел – в окрестных домах повылетали стёкла.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола-связки.
Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставляется содержанию первой части.
В1. Определите, какому сложноподчинённому предложению синонимично данное бессоюзное предложение. Напишите союз, который можно поставить между частями этого предложения.
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
Подготовка к ГИА.
В сочинении-рассуждении в качестве аргумента вам надо приводить и лексический, и грамматический аргументы. Если вы будете использовать в качестве аргумента БСП, то это какой будет аргумент?
В приведённом отрывке найдите БСП и используйте его в качестве аргумента к сочинению.
(18) Котька отлично знал, почему теперь Юрка копошится возле берега, как дошколенок, а на глубину — ни-ни. (19)Прошлым летом Юрка тонул. (20)И, главное, в первый момент никто из купающихся не заметил этого. (21)Когда хватились — стали нырять, по дну шарить. (22)К счастью, быстро нашли. (23)Но Котька стал замечать: с того дня Юрку словно подменили.. (24)Воды он теперь прямо-таки боялся. (25)Пополоскался возле берега — и все. (26)А плавать — ни за что!
Выполнение упражнения 198.
Задание на дом: упр. 195, П.
Подведение итогов.
- Какие знаки могут стоять в БСП? Расскажите о случаях постановки тире и двоеточия.