Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с ИКТ-технологией. Тема: "Бессоюзное сложное предложение". 9-й класс. »
Урок русского языка с ИКТ-технологией. Тема: "Бессоюзное сложное предложение". 9-й класс.
Форма: урок по русскому языку в 9 классе с ИКТ-технологией
Тема: Бессоюзное сложное предложение.
Тип урока: урок обобщения, систематизации и проверки знаний.
Цели:
Образовательные:
систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;
углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.
Развивающие:
развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
развивать умения создавать схемы БСП;
развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
Воспитательные:
воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе.
Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся:
репродуктивный,
частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный,
исследовательский;
по степени активности учащихся:
конструктивные,
творческие;
по источнику знаний:
словесные,
практические,
наглядные,
использование АРМ;
по стимулированию и мотивации:
познавательные,
социальные,
эмоциональные;
по мыслительной деятельности:
индуктивные,
дедуктивные,
аналитические,
сравнения,
классификации материала;
по контролю и самоконтролю:
устный,
письменный,
Формы организации познавательной деятельности учеников:
индивидуальные,
фронтальные,
групповые.
Оборудование и наглядные пособия:
АРМ учителя,
учебник «Русский язык. 9 класс» (под ред. Бархударова С. Г. и др., Москва «Просвещение», 2007),
тетради учащихся,
плакаты,
Презентация,
Приложение 1 (индивидуальные задания по вариантам),
Приложение 2 (ключи ответов и нормы оценки),
Приложение 3 (текст рассказа «Схватка с медведем»),
Приложение 4 (варианты самостоятельной работы).
План урока:
I. Организационный момент. II. Постановка темы и целей урока. III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений. IV. Проверка и коррекция знаний и навыков учащихся. V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике. VI. Заключительная проверка знаний. VII. Итоги урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.
II. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.
Слайд 1 – тема урока. Слайд 2 – цели работы: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:
III. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений
1) Терминологический опрос:
– Давайте при помощи учебников (стр. 20) вспомним определение видов сложных предложений в зависимости от способа связи между частями сложных предложений.
Слайд 3
– Дайте устное определение ССП, заполнив пробелы в схеме ответа:
ССП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (сочинительной) связью при помощи (сочинительных союзов), которые находятся (между простыми предложениями).
Слайд 4
– Дайте устное определение СПП, заполнив пробелы в схеме ответа:
СПП – (сложное союзное) предложение. Состоит из (главного и придаточных зависимых) простых предложений, связанных (подчинительной) связью, при помощи (подчинительных союзов и союзных слов), которые находятся (внутри придаточных/ зависимых предложений).
Слайд 5
– Дайте устное определение БСП, заполнив пробелы в схеме ответа:
БСП – (сложное бессоюзное) предложение. Состоит из (нескольких независящих друг от друга) простых предложений, связанных (по смыслу и интонацией) и разделённых (знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире).
2) Устная работа по группам: конкурс «Кто быстрее?»
– По графическому изображению определите вид сложного предложения. – Придумайте предложение по схеме:
1. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.
причина [ ] : [ ].
2. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.
условие [ ] – [ ].
3. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.
пояснение [ ] : [ ].
4. Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.
последовательность событий [ ], [ и ].
5. Вот затрещали барабаны – отступили басурманы.
быстрая смена событий [ ] – [ ].
Вариант 4
1. Всё так четко, ладно – душа радуется.
вывод [ , ] – [ ].
2. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
последовательность событий [ ], [ ].
3. Закуковала кукушка – сей ячмень.
время [ ] – [ ].
4. Печален я: со мной друга нет.
причина [ ] : [ ].
5. По горизонту лежал сероватый туман: предвестник суховея.
пояснение [ ] : [ ].
Вариант 5
1. Грустные мысли бродили у меня в голове, отец тоже был печален.
одновременность событий [ ], [ ].
2. Ехал сюда – рожь только начинала желтеть.
время [ ] – [ ].
3. Стал Жилин вглядываться: маячит что-то в долине.
дополнение [ ] : [ ].
4. Мне стало страшно: на краю грозящей бездны я лежал.
причина [ ] : [ ].
5. Лугин слушал-слушал – ему стало грустно.
следствие [ ] – [ ].
Вариант 6
1. Однако пора спать: уже без четверти шесть.
причина [ ] : [ ].
2. Упустишь минуту – потеряешь час.
условие [ ] – [ ].
3. Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгой.
последовательность событий [ ], [ ].
4. Знаю батька: на сынишку издержал последний грош.
дополнение [ ] : [ ].
5. Раздался выстрел – зверь упал.
быстрая смена событий [ ] – [ ].
3) Взаимопроверка правильности выполнения задания
– Обменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте их, выставите оценку и сдайте учителю. (Приложение 2)
Слайд 13 Ключи ответов по вариантам и нормы оценки.
V. Актуализация опорных знаний по синтаксической стилистике
1) Устная работа с текстом:
– Выразительно прочитайте текст (Приложение 3). – Определите виды сложных предложений в тексте.
Слайд 14
Схватка с медведем.
Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. СПП Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! ССП Медведь заревел от боли. Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. СПП Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. СПП Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. СПП А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. СПП С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня.
2) Литературная справка:
Слайд №15
– Вы знаете, приключения какого героя здесь описаны? – Конечно, барона Мюнхгаузена!
Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в Росси, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей о приключениях Мюнхгаузена. Но автором книги принято считать Рудольфа Эриха Распе.
3) Письменная работа с текстом:
– В тетрадях для контрольных работ запишите название текста. – Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные, где это возможно, и запишите их; определите смысловые отношения и поставьте соответствующие знаки препинания.
Слайд 16
Схватка с медведем
Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (Быстрая смена событий) Он хотел растерзать меня в одно мгновение – (= но) я сильно сжал его передние лапы. (Противопоставление) Я знал: (= что) он немедленно растерзает меня, (дополнение) если я отпущу его. Да, он умер от голода: (= потому что) медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) А этот медведь никак этого не мог – (= поэтому) он погиб голодной смертью. (Следствие)
VI. Заключительная проверка знаний/ Домашнее задание
1) Письменная работа в тетрадях/Домашняя работа
Выполните самостоятельную/домашнюю работу по вариантам.
Объяснение порядка выполнения работы:
в тетрадях для контрольных/домашних работ записать вариант своей работы,
выполнить пять заданий работы
(Приложение 4)
Первый вариант
1) Укажите бессоюзные сложные предложения.
Вихри враждебные веют над нами темные силы нас злобно гнетут.
Мы с тобой в Сибирь уедем жить вместе чудеса творить.
Родина будь спокойна дети отцов достойны.
Вновь надо мною сияют приметы тех лет красные лозунги красные цифры побед.
Равнодушие это паралич души преждевременная смерть.
2) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить запятую.
Синеет даль гудят проселки.
Обычной чередою идет косьба хлеба не будут ждать!
Пахнет в хате квашней и дымом а за порогом бурлит весна.
Расступается медленно мрак на березах колышутся ветки.
Погляди в свое окно все на улице красно.
3) Укажите бессоюзное сложное предложение, между частями которых нужно поставить тире.
Спать ложился дядя Степа ноги клал на табурет.
Прочти гайдаровский рассказ и оглянись вокруг живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.
Мы живем в одной квартире все соседи знают нас…
Таким друзьям на свете не страшно ничего один за всех в ответе и все за одного.
Дворник радио включает птицы слушать не дают.
4) Определите, в каких бессоюзных сложных предложениях между его частями нужно поставить двоеточие.