На практике проверить можно точно, кто смог теорию усвоить прочно. I. Орфографическая и пунктуационная разминка а) Словарный диктант. Вставьте пропущенные буквы. (Слайды 6,7). Тр-д-ция, чес-твовать, ор-нж-рея, к-н-нада, б-лет, оп-ра, эк-логия, р-зервы, р-сурсы, рад-фикация, эл-ктр-фикация, газ-фикация, д-клад, т-зисы, р-ф-рат, к-нспект, буду-щее, ор-ентироваться, амф-театр, п-л-садник б) Тренинг по пунктуации (Слайд 8). Легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании Иные мне нужны картины: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор, На небе серенькие тучи, Перед гумном соломы кучи Да пруд под сенью ив густых, Раздолье уток молодых. А.С.Пушкин Замена сложноподчиненного предложения бессоюзным, постановка знаков препинания, составление схем. Выполнение упражнения 236 (1,2,7,10). Индивидуальные задания по карточкам. Карточка 1. Перепишите, расставляя знаки препинания. 1.За холмами глухо прогремел гром подуло свежестью. (А.П.Чехов) 2.Сами видите все вокруг в могущественном движении. (Н.Островский) 3.Труд человека кормит лень портит. (пословица) Карточка 2. Перепишите, расставляя знаки препинания. 1.Облако спряталось загорелые холмы нахмурились воздух покорно застыл… (А.П.Чехов) 2.Однажды вы выходите в сад и прислушиваетесь нет скворцов.(А.И.Куприн) 3.Посеешь привычку пожнешь характер. (пословица) III. Исправь ошибку. (Слайд 9). Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, спишите их в тетрадь, исправив ошибки. Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось. Настанет вечер, загорятся в небе звезды. Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает. Я подошел к окну - снегопад был в полном великолепии. Ошибки: 2. [время]-[ ] 4. [ ] : [дополнение]
- Можем ли мы, воспринимая текст на слух, узнать бессоюзное сложное предложение? Если можем, что помогает нам это сделать? Слуховой диктант. (Слайд 10). Замри и услышишь на Синей горке сосняк потянулся навстречу заре. Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. Стоило вглядеться в эту картину в ней открывалось столько таинственного и бесконечного. Зарумянилась вишня и слива налилась золотистая рожь. Только песне нужна красота красоте же и песен не надо
Полминутки для шутки. (Слайд 11). Восстановить пословицы, заново расставить знаки препинания. Ремесло не коромысло: не научишься. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош. Не помучаешься, не посеешь – не взойдут. Не удобришь рожь – плечо не оттянет. Бобы не грибы, хорош и крыжовник. Правильные ответы: 1+ 4(,) , 2 + 5(-), 3 + 1(-), 4+ 2(-), 5+ 3(:). Тестовые задания. 1. Найдите БСП. (Слайды 12,13,14,15). А. Время обдумало, сдуло все лишнее. Б. Я шагал за счастливою долей, беспокойным искателем стал. В. Дело было вечером, делать было нечего. Г. Друзей мы теряли на трудных дорогах, хранили любовь под огнем. Д. Лес, горы слились, все окуталось густым туманом. Е. По синеющему небу плыли легкие облака, облитые золотыми лучами заходящего солнца 2 Укажите БСП, между частями которого надо поставить запятую. А. Выходить в море никто не решался ветер достиг восьми баллов. Б. В глазах у меня потемнело голова закружилась. В. Дрова все вышли топить нечем. Г. Чин следовал ему он службу вдруг оставил. Д. В феврале много инея на деревьях будет много меда. 3 Найдите БСП, между частями которых надо поставить двоеточие. А. Поезд ушел его огни исчезли. Б. На улице было еще пусто над крышами домов вставало солнце. В. Случилась беда селевый поток размыл железнодорожный путь. Г. Не бойтесь вас подстрахуют. Д. Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Е. Солнце дымное встает будет день горячий. 4 Укажите БСП, между частями которых надо поставить тире. А. Чайка прилетела скоро лед пойдет. Б. Вот уж снег последний в поле тает теплый пар восходит от земли. В. Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. Г. Любишь кататься люби и саночки возить. Д. Источник утоляет жажду доброе слово оживляет сердце. Е. Трус не любит жизни он только боится ее потерять. 5. Найдите, в каких примерах тире стоит между частями БСП. А. Солнце вешнее, нивы здешние — все тебе отдать бы рад. Б. Над Россиею — небо синее. В. Сухая поздняя осень — самое лучшее поэтическое время года. Г. На дворе в морозном пару краснело солнце — в доме было тепло. 6. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ] : [ причина]. А. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека. Б. Знойные и сухие ветра разгоняли тучи солнце нещадно палило хлеба и травы. В. В доме не дождутся с ловли рыбака обещал вернуться через два денька. Г. За ночь все отдохнули можно было двигаться дальше. 7. Найдите предложение, в котором нет пунктуационных ошибок. А. Тропка уходит в поля и в дождь и в осень и в озимь. Б. Было грустно: в весеннем воздухе и на потемневшем небе. В. В железном вихре ветра и колес кружился дым и падал под откос. Г. Забормотал тетерев и кто-то в деревне запел на всю округу. 8. Найдите предложения с речевыми ошибками. А. Обработка результатов испытаний проводилась в два этапа. Б. Каждая минута рабочего времени дня должна быть на учете. В. За год артель получила более 150 миллионов рублей денег дохода. Г. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Дополнительный материал к уроку – краткое сообщение учащегося о появлении знаков препинания (из энциклопедии юного филолога). Самостоятельная работа по тексту (отрывок из повести «Тамань» М.Ю.Лермонтова) (Слайд 16). Задания к самостоятельной работе: - вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания. Кратко объяснить постановку запятой, точки с запятой, двоеточия, тире. - какое предложение соответствует схеме [ ]: [дополн., изъясн.]. - составьте схему предложения №2. 1. Я вз…шел в хату две л…вки и стол, да …громный сундук возле печи сост…вляли всю ее мебель. 2. На ст…не (ни) одного образа дурной знак! 3. В разбитое ст…кло врывался м…рской ветер. 4. Я выт…щил из ч…модана восковой огарок и засв…тив его стал ра…кладывать вещи поставив в угол шашку и руж…е пистолеты пол…жил на стол разостлал бурку на лавке казак свою на другой через десять минут он захрапел, но я (не) мог заснуть (передо) мной во мраке все в…ртелся мальчик с белыми глазами. |