4 класс
Русский язык
Тема: Обобщение знаний о падежах
Цели: 1 Умение склонять слова по падежам в единственном во множественном числах
2 Знание падежей и вопросов
3 Развивать речь.
1 Оргмомент
Двадцать второе декабря
Классная работа.
2 Проверочная работа
-Из стихотворения, у выделенных слов, определить падежи.
Банты потеряла Алла,
И о бантах плачет Алла.
«Нету бантов!» Не беда,
Бабочки летят сюда!
Банты эти прилетели,
На косичке Алле сели.
Бантами довольна Алла:
О таких она мечтала.
Алла новым бантам рада,
Ей других совсем не надо
3 Проверка работ
-Почему слово банты в первом предложении в Винительном предложении, а в другом предложении банты в Именительном падеже?
/правило/
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей.
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой.
/чтение стихов, см приложение №1/
4 Работа по группам
Проставить слова дело и дела в пословицы и обьяснить эти пословицы
Единственное число
……. шуток не любит.
От слова до ……. целая верста.
Не по сути дело, а по ……. суть.
Ты за ……., а дело за тебя.
Велик телом, да мал …….
И умён, и крепок, и в ……. гож.
Множественное число
……… как сажа бела.
Всех ……… не переделаешь.
По твоим ……. о тебе не судят.
Жизнь дана на добрые …….
Языком не спеши, а ……… не смеши.
Умен на словах, да глуп на ……
Ед. ч. (деле, делом, дело, дела, дело, делу)
Мн. ч.(делах, делами, дела, делам, дел, дела )
5 Проверка работ
-Какие пословицы у вас получились?
-Какими синонимами можно заменить слово дело?
(труд, работа, мастерство, творение)
6 Физкультминутка
/гимнастика для глаз, см. приложение/
7 Работа по учебнику
Стр. 119-120 упр.2
-В словосочетаниях указать падеж имён существительных
8 Дополнительно
-Написать к слову ПАДЕЖИ синквейн.
1 Падежи
2 Разнообразные, интересные
3 Склоняют, определяют, изменяют
4 В русском языке шесть падежей.
5 Склонения
9 Итог урока и д/з
-Для чего нам нужно знать падежи?
Стр. 120 упр. 3 (составить словосочетания и указать падеж существительных)
4 класс
Приложение №1
Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю.
С собою рядом не терплю.
Мои вопрося КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.
А я- падеж Родительный,
Характер мой – общительный.
Кого? Чего?-и вот он я:
Предлоги часто мне друзья:
И (с), и(до), и (у), и (из)-
До неба вверх и с неба вниз.
Если б я названия
Падежам давал, я б тогда дарительным
Дательный назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь.
И подарки всем несу:
Братике, сестричке, псу.
А ещё кому? Чему?
Я Винительный падеж,
И во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
Я Творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите!- чем?
Творите!- с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам (перед), (под) и (над)
В любой момент я очень рад.
А я падеж Предложный.
Со мною случай сложный!
Мне без предлогов свет не мил.
О ком?, о чём? Я говорил?
Ах да, нужны предлоги,
Без них мне нет дороги.
Пусть будет (в), и (о), и (при) –
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.