kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обобщения по теме "Имя существительное" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

                   Урок обобщения по теме : »Имя существительное» в 5 классе

Ход  урока:

этап урока

содержание урока

1. Организационный момент.

Цель: настрой на учебную деятельность

подготовка учащихся к работе на уроке.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: включение учащихся в деятельность, постановка целей учебной деятельности.

Доброе утро! Вы заметили, какая сегодня хорошая солнечная погода? Мне кажется, что у вас хорошее настроение! У нас присутствуют уважаемые гости. Мы надеемся, что им будет приятно присутствовать на нашем уроке.

Отгадайте загадку.

 Все, что существует, оно обозначает, на вопросы КТО и ЧТО верно отвечает. О какой части речи говорится?

Итак, какая тема нашего урока? Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня нам предстоит выяснить?

Используется прием технологии РКМЧП «Верные и неверные утверждения» с целью мотивации предстоящей деятельности  и подготовки учащихся к выполнению последующей работы.

1.Существительные обозначают предмет

2. Существительные мужского рода с окончанием –а относятся ко 2 склонению.

3.Чаще всего в предложении бывают обстоятельствами

4.Существительные имеют постоянные и непостоянные признаки

5.После шипящих в 3 склонении пишется ь

6. В современном русском языке 6 падежей

7.Падеж относится к постоянным признакам.

3.Актуализация знаний.

Цели: воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применения их в новых ситуациях.

Проверка домашнего задания. Ученики работали в группах, готовили заметки о существительном для стенгазеты к предметной неделе. Выступления учащихся.

.

4.Обобщение и систематизация знаний.

Цели: выполнить практические задания, обобщить имеющиеся знания, проанализировать и оценить их, фиксируя достижения и недочеты.

Определим роль существительного.

Море. Солнце.

Песок. Ветерок.

Чайка летает.

Волна играет.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.

С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.

Какое художественное средство можно найти в тексте.

Какое существительное можно исключить и почему?

Собственные существительные и нарицательные

К нарицательным существительным подобрать собственные существительные

Город

река

поэт

сказка

рассказ

Нам необходимо пополнять постоянно словарный запас, повышать интерес к чтению, чтобы быть более грамотными людьми. Не случайно в связи с этим президент России В.В.Путин издал указ «О проведении в Российской Федерации в 2015 году Года ЛИТЕРАТУРЫ».

Переход нарицательных существительных в собственные  существительные

Цветок роза

птица орел

воздушный шарик

москвич

Определить род имен существительных

Работа парами с перфокартой

1. Отечество

2. жизнь

3. юбилей

4. общество

5. мужество

6. подвиг

7. победа

8.честь

Изменение существительных по числам.

Распределить слова по группам

1 группа (единственное и множественное число)  2 группа (единственное число) 3 группа (множественное число)

Человечество, яблоки, банты, творог, туфли, носки, полотенце,  каникулы, очки, торты.

Поставьте выделенные слова в родительном падеже. Произнесите их правильно

Падежи существительных

Сообщения учащихся. «Интересно о падежах существительных»

Игра с пословицами « Кто лучше знает падежи?» В каком падеже употреблено слово «дело»?

И. Дело шуток не любит.

Р.Всех дел не переделаешь.

Д. Делу - время, потехе – час.

В. Жизнь дана на добрые дела

Т. Не спеши языком, торопись делом.

П.Умен на словах, да глуп на делах.

Склонение существительных.

 Разгадать тайну таблицы.

муж. ж.

- а, я

муж. ср.

- о, е, согл.

ж.

- ь

Работа парами с перфокартой

1.Родина

2.Отечество

3 орден

4.толерантность

5. юноша

6. степь

7. храбрость

8 свобода

9 звезда

10 мужество

Ь на конце существительных после шипящих

1 меч

2много встреч

3 молодежь

4.обруч

5дичь

6 вещь

7сборник задач

8 шалаш

9 речь

10 камыш

Е - И в окончаниях существительных

Индивидуальная работа по карточкам

Исправь ошибку.

1 группа

1.Работал на стройке.

2.Врач принимал по записи.

3.Рассказал о живописе.

4.В хорошем настроение.

5.Думал о встречи.

6.Лечился в поликлинике.

2 группа

Упр.72. Списать, вставить пропущенные буквы и запятые.

Синтаксическая роль существительных

Определите, какую роль играет выделенное слово в предложениях?

Дерево поднялось выше дома.

На горе мы увидели дерево с ярко-зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

5. Физкультминутка

Цель: Выполняют упражнения на снятие напряжения, настраиваются на позитивную работу дальше

Устали?

Руки положили на стол.

Глаза закрыли – открыли.

Подняли голову – опустили.

Посмотрели направо – налево.

Вверх – вниз

Вперед – назад.

Как называются такие слова?

6. Самостоятельная работа.

Цели: обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Выполнение дифференцированных заданий. Развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля.

Морфологический разбор существительного.

Учащиеся сами выбирают задания.

7.Домашнее задание

Синквейн 

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

8. Рефлексия

Как вы думаете, мы смогли выполнить цель, которую ставили?

Заполнение эмоциональных карт.

Спасибо за урок!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения по теме "Имя существительное" 5 класс »

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 108 Кировского района Волгограда»







Районный фестиваль

профессионального мастерства

«Методическая мастерская»

Номинация: «Мой лучший урок»

Тема: «Имя существительное»







Провела: учитель русского

языка и литературы

Лаврушина И.Ф.







Волгоград, 2015.



Конспект урока русского языка в 5 классе



Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя существительное».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Модель обучения: базовая (6 часов в неделю)

Оборудование: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. М., «Просвещение»,2013 г., карточки для дифференцированных заданий, перфокарты, таблица.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное»

Задачи:

Образовательные:

- обобщить знания по изученному материалу об имени существительном;

-привести в систему и проверить степень освоенности тем.

Развивающие:

-развивать умения систематизировать материал;

-обобщать, делать выводы;

-формировать лингвистическую зоркость и чувство языка;

- отрабатывать орфографическую грамотность.

Воспитательные:

-формирование интереса к русскому языку;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-создание благоприятной атмосферы поддержки, уважения и сотрудничества;

-взаимодействие учеников в групповой и парной работе.

Методы и приемы: работа в группах, анализ поэтического текста, упражнения на развитие логического мышления, игра.









Ход урока:

этап урока

содержание урока

1. Организационный момент.

Цель: настрой на учебную деятельность

подготовка учащихся к работе на уроке.

Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Цель: включение учащихся в деятельность, постановка целей учебной деятельности.



Доброе утро! Мне кажется, что у вас хорошее настроение!

Сегодня к нам пришли гости. Хочется надеяться, что им будет приятно присутствовать на нашем уроке.

На доске записаны слова: предмет, нарицательное, склонение, одушевленное, собственное

Как вы думаете, почему записаны эти слова?

Итак, какая тема нашего урока? Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Чем мы будем заниматься?

Используется прием технологии РКМЧП «Верные и неверные утверждения» с целью мотивации предстоящей деятельности и подготовки учащихся к выполнению последующей работы.

1.Существительные обозначают предмет

2. Существительные мужского рода с окончанием –а относятся ко 2 склонению.

3.Чаще всего в предложении бывают обстоятельствами

4.После шипящих в 3 склонении пишется ь

5. В современном русском языке 6 падежей

6.Падеж относится к постоянным признакам.


3.Актуализация знаний.

Цели: воспроизведение ранее изученного материала, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применения их в новых ситуациях.




Проверка домашнего задания. Ученики работали в группах, готовили заметки о существительном для стенгазеты к предметной неделе. Поделитесь, пожалуйста, своими находками.

.

4.Обобщение и систематизация знаний.

Цели: выполнить практические задания, обобщить имеющиеся знания, проанализировать и оценить их, фиксируя достижения и недочеты.




Определим роль существительного.

Море. Солнце.

Песок. Ветерок.

Чайка летает.

Волна играет.

Купанье. Веселье.

Смех. Умиротворенье.


С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.

Какое художественное средство можно найти в тексте.

Какое существительное можно исключить и почему?


Собственные существительные и нарицательные

К нарицательным существительным подобрать собственные существительные

город

река

поэт

сказка

рассказ


Переход нарицательных существительных в собственные существительные

Цветок роза

птица орел

воздушный шарик

москвич


Определить род имен существительных

Работа учащихся парами с перфокартой

1. Отечество

2. жизнь

3. юбилей

4. мужество

5. подвиг

6. победа


Изменение существительных по числам.

Распределить слова по группам

1 группа (единственное и множественное число) 2 группа (единственное число) 3 группа (множественное число)

Человечество, яблоки, банты, творог, туфли, носки, полотенце, каникулы, торты.

Поставьте выделенные слова в родительном падеже. Произнесите их правильно


Падежи существительных

Сообщения учащихся. «Интересно о падежах существительных»

Игра с пословицами « Кто лучше знает падежи?» В каком падеже употреблено слово «дело»?

И. Дело шуток не любит.

Р.Всех дел не переделаешь.

Д. Делу - время, потехе – час.

В. Жизнь дана на добрые дела

Т. Не спеши языком, торопись делом.

П. Умен на словах, да глуп на делах.

Склонение существительных.

Разгадать тайну таблицы.



муж., ж.

- а, я


муж., ср.

- о, е, согл.



ж.

- ь


Работа парами с перфокартой

1.Родина

2 орден

3. юноша

4. храбрость

5 герой

6.справедливость

Ь на конце существительных после шипящих

1 меч

2много встреч

3 молодежь

4.обруч

5 из-за туч

6 речь

Е - И в окончаниях существительных

Индивидуальная работа по карточкам

Исправь ошибку.

1 группа

1.Работал на стройке.

2.Рассказал о живописе.

3.В хорошем настроение.

4.Думал о встречи.


2 группа

Выполняют упражнение. Списать, вставить пропущенные буквы.


Синтаксическая роль существительных

Определите, какую роль играют выделенные слова в предложениях?


На горе мы увидели дерево с ярко-зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.




5. Физкультминутка

Цель: Выполняют упражнения на снятие напряжения, настраиваются на позитивную работу дальше




Устали???

Руки положили на стол.

Глаза закрыли – открыли.

Подняли голову – опустили.

Посмотрели направо – налево.

Вверх – вниз

Вперед – назад.


Как называются такие слова?



6. Самостоятельная работа.

Цели: обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Выполнение дифференцированных заданий. Развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля.








Морфологический разбор существительного.

Учащиеся сами выбирают задания.




7.Домашнее задание



Синквейн 

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).



Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что нового я узнал о существительном в 5 классе?»



8. Рефлексия

Цель: развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.





Как вы думаете, мы смогли выполнить цель, которую ставили?


Заполнение эмоциональных карт.



Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обобщения по теме "Имя существительное" 5 класс

Автор: Лаврушина Ирина Фёдоровна

Дата: 29.06.2015

Номер свидетельства: 221810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Урок русского языка в 5 классе "Итоговый урок по теме "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(73) "urokrusskoghoiazykav5klassieitoghovyiurokpotiemieimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "276964"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452803996"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Урок по теме "Имя существительное" (Обобщение) "
    ["seo_title"] => string(56) "urok-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "178508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424848587"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Лингвистические Олимпийские игры(Обобщающий урок по теме "Имя существительное")"
    ["seo_title"] => string(98) "linghvistichieskiie-olimpiiskiie-ighry-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "279620"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453273130"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Открытый урок на тему "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(49) "otkrytyi-urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "143928"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418624028"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Разработка открытого урока  на тему "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "202504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429266374"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства