kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 - закрепление умений различать односоставные и двусоставные предложения, определять их тип, использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

- правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные;

- обобщить, систематизировать знания, учебно-языковые умения и навыки по теме.

Задачи:

Образовательная: Систематизация сведений  об односоставных предложениях.

Развивающая:  отработка умений правильно определять тип односоставных предложений, отличать односоставные простые предложения от двусоставных предложений, находить односоставные простые предложения в составе сложных предложений.

Воспитательная: воспитание культуры речи учащихся.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений. Урок-практикум.

Форма урока: Комбинированный.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Технология реализации: Технология деятельностного метода обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения» »

Урок русского язык в 8 классе

« Обобщение и систематизация изученного по теме

« Односоставные предложения»

Автор: Бардацкая Наталья Александровна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 Труновского муниципального района ставропольского края

Эпиграф к уроку: С русским языком можно творить чудеса.

К. Паустовский

Цели:

- закрепление умений различать односоставные и двусоставные предложения, определять их тип, использовать односоставные предложения в разных стилях речи;

- правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные;

- обобщить, систематизировать знания, учебно-языковые умения и навыки по теме.



Задачи:

Образовательная: Систематизация сведений об односоставных предложениях.

Развивающая: отработка умений правильно определять тип односоставных предложений, отличать односоставные простые предложения от двусоставных предложений, находить односоставные простые предложения в составе сложных предложений.

Воспитательная: воспитание культуры речи учащихся.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений. Урок-практикум.

Форма урока: Комбинированный.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Технология реализации: Технология деятельностного метода обучения.

Ресурсы:1) Учебник Русский язык 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Ч.1 / С.И. Львова, В.В. Львов – М.: 2013 (ФГОС);

2) Васильевых И.П. Уроки русского языка. 8 класс: пособие для учителя к учебнику С.И.Львовой и ВВ Львова «Русский язык. 8 класс»- М.: Мнемозина, 2012.

  1. Львова С. И. Практикум по русскому языку. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С. И. Львова. — М.: Просвещение, 2009.

  2. Львов В.В. Тесты по русскому языку: 8 класс: к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова «Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/В.В.Львов, Ю.Н.Гостева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013

Методы и приемы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый. Комментированное чтение, устный опрос, рассказ учителя, работа с текстом.

Формируемые УУД (познавательные, коммуникативные, результативные, личностные)

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты




Предметные

УУД

1. Самоопределение к деятельности Психологический настрой.

Цель: включение в деятельность

1 мин.

Подготовка детей к уроку.

На фоне музыки учитель обращается к детям со словами: сегодня на улице светит солнце, оно всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Пусть ваше солнце несет тепло окружающим людям. Улыбнитесь друг другу, радуйте нас, как солнышко.

Мотивация к учебной деятельности.

Самоопределение

Умение организовывать и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 1)Проверка домашнего задания

Цель: выявление места и причины затруднения

3 мин.







Группы по очереди рассказывают о проведенном мини-исследовании на одну из тем:

«Обобщенно-личные предложения в пословицах, поговорках и афоризмах», «Использование назывных предложений в художественных текстах».







Комментирует выполнение упражнения 317, задает вопросы группам.

Умение обобщать и кратко формулировать результаты проделанной работы, представлять выводы в виде устного сообщения или мультимедийной презентации. Умение при проведении исследования пользоваться учебником, справочниками,

энциклопедиями, материалами Интернета.

Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию;

Коммуникативные:

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


2)Подготовка к активной учебной деятельности

3 мин.

Орфографическая разминка Подбирают проверочные слова, обозначают орфограмму

Предлагает к словам предложение, загорать, умерли, растереть, города записать такие однокоренные слова, чтобы показать, какие чередования могут происходить в корне. Какой пример иллюстрирует полногласие и неполногласие? Составить односоставное предложение с одним из слов.

Умение видеть опознавательные признаки орфограммы «Чередование гласных в корне слова» и обозначать их на письме, подбирать однокоренные слова.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

3)Актуализация опорных знаний

2 мин.


Используя материалы параграфа №25, рассказывают о видах односоставных предложений.

Задает вопросы, включая детей в беседу:

— Охарактеризуйте односоставные предложения с главным членом

в форме сказуемого.

— Охарактеризуйте односоставные предложения с главным членом

в форме подлежащего.


Умение применять знания об односоставных предложениях, давать им характеристику, приводить примеры.






Умение устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.




4. Постановка учебной задачи.

3 мин.

Записывают эпиграф к уроку.







-Формулируют тему урока:« Обобщение и систематизация изученного по теме«Односоставные предложения», задачи;

• Повторим, на какие группы делятся односоставные предложения.

• Понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, увидим, как часто они употребляются в нашей речи.

•Начнём активно использовать односоставные предложения в своей речи.

Итак, мы изучили тему «Односоставные предложения». Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?

- Какова же тема нашего урока?

- Сегодняшний урок — это урок повторения и обобщения известного, это урок «приложения сил». Вы станете писателями, художниками, поэтами, журналистами, репортерами…

На этом уроке, как и на всех уроках русского языка вообще, мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» писателям.

- Сформулируйте, какие задачи мы будем решать на уроке в связи с новой темой? (Сравнивают с задачами на доске, выделяют ключевые слова)




5.Включение в систему знаний и повторение.

Закрепление изученного материала, отработка общеучебных навыков

10 мин.











4 мин.











1 мин.



5 мин.

-Списывают текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Выполняют дифференцированное задание:

1.Находят односоставные предложения и определяют их вид.

2.Пишут сочинение-миниатюру.



- Составляют и разыгрывают диалоги и монологи работая в парах





-Выполняют упражнения под музыку.

- Анализируют тексты, делают сопоставительный анализ, работая в группах. Затем по одному представителю от каждой группы защищают выполненную работу

I.Самостоятельная работа по тексту упражнения учебника 390.

II.Проверка выполнения задания.















III.Коммуникативный тренинг (работа в парах): (составление и разыгрывание диалогов и монологов) (Материалы для работы прилагаются)

  • Физминутка



IV.Сравнительный анализ текстов (работа в группах)

Умение выделять из текста слова с изучаемыми орфограммами (развитие орфографической зоркости), умение правильно ставить знаки препинания. Развитие творческих способностей: формулировать и аргументировать мысль, строить высказывание.

Коммуникативные:

умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные:

адекватная самостооценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение, Познавательные:

умение устанавливать причинно-следственные связи.


Контроль

11 мин.

- выполняют самостоятельную работу по теме «Односоставные предложения». Задания второй части выполняются дифференцированно. Выполняют самопроверку. (Ответы на интерактивной доске)

Контролирует самостоятельность выполнения.


Адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение

Рефлексия

1 мин.

Рефлексия проводится с применением опоры:

- Сегодня на уроке я узнал …

- Работать мне было…, потому что …

- Больше всего мне понравилось…

-Труднее всего было …


Выразительные возможности односоставных предложений так богаты, что для их изучения досконально потребовалось бы еще много уроков… Сегодня вы убедились в богатстве языковых средств русского языка, его способности выражать самые тонкие смысловые оттенки с помощью различных конструкций. Вы научились распознавать все виды односоставных предложений и уместно употреблять их в устной и письменной речи.



Регулятивные

планирование путей достижения целей, познавательные

умение давать определение понятию.

коммуникативные

Умение выражать свои мысли

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.






Домашняя работа

1 мин.

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания

Предлагает дифференцированное домашнее задание, инструктирует учащихся по его выполнению.

1.Написать сочинение-миниатюру (7–8 предложений) на свободную тему в любом жанре с использованием односоставных предложений

2.Составить 5 односоставных предложений.

3.Выписать 5 односоставных предложений из учебника литературы.











Приложение:

1.Упражнение 390 (стр.196)

1)Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Найдите односоставные предложения и определите их вид.

Золотые ф...нарики. (Не, ни)даром эти (ярко)золотые цветы так называют. Выйд...шь на поляну с цветущими купальн...цами, посмотр...шь на них ещё (из)дали и (не, ни)замет...шь стеблей. Кажется тогда, что купальн...цы в...сят в воздухе и освещают всё (во)круг.

(Не, ни)раскрывшиеся зеленые бутоны похожи на (к...пусто)образные к...чанчики вел...чиной с лесной орех. (Ни, не)что (не, ни)предв...щает как(будто) их будущей солнечной яркости. Но и в ра(с, сс)пустившихся лепестках, когда лесной орех пр...вратится р...змером своим в средней вел...чины м...ндарин, скв...зит первон...чальная зелень. Любуюсь этим цветком! (По В. Солоухину)

2)Вспомните, что вы знаете о купальнице. Как иначе называют это растение?

3)Опишите цветок, используя фотографию в учебнике (стр.196), употребляя в своем тексте разные виды односоставных предложений.

2. Коммуникативный тренинг (составление и разыгрывание диалогов и монологов, задание выполняется в парах по выбору учащихся)

Задание 1

Составьте диалог врача и больного. Почему в вопросах врача будут преобладать определенно — личные предложения (Как себя чувствуете? На что жалуетесь? и др.), а в ответах больного — безличные предложения (Больно глотать; ломит в суставах; больно глазам; тошнит; не хочется ничего делать и др.)?

Задание 2

Составьте монолог врача, дающего инструкции родителям больного малыша, с использованием слов, выражающих возможность, невозможность, необходимость, желательность действий (необходимо следить за …; надо давать…; желательно рано укладывать…; нельзя охлаждаться…; нужно проветривать…; рекомендуется…; и т. п.).

• Какие предложения используются при этом?

• Как выражается в них сказуемое?

• К какому стилю речи можно отнести данный монолог?

3. Юные литературоведы. Сравнительный анализ текстов. Примерные задания для работы в группе.

• Сравните три отрывка, озаглавьте их, определите тему и основную мысль.

• Укажите, как раскрывается основная мысль, какие средства выбирает автор для выражения своего отношения к высказываемому, какую роль играет безличные предложения.

1) Голо и неприветливо в лесу. Либо стоит гнетущая тишина, либо рвется и завывает в черных отсыревших ветвях промозглый ветер. Часто сеет холодная морось, а чуть подморозит — начинают кружится ленивые белые мухи. Стихает ветер, ни зверя, ни птицы, будто все кругом вымерло. (По Б. Тимофееву)

2)Пробушевала метель — и волшебно преобразился лес. Тихо стало в лесу. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. Н а поляне особняком красуются крохотные елочки. И х совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи! (По Д. Зуеву)

3) Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. Лошади звучео шлёпают ногами по лужам; кучер посвистывает. Край неба алеет. Заря разгорается. Предрассветный ветер подул. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом.

Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца. Вот уже жарко стало. Колючим зноем пышет неподвижный воздух. Ветер внезапно налетель и промчался. Вот слабо сверкнула молния. Кругом ещё ярко светит сонце. Охотиться ещё можно. Но туча растёт. Всё вдруг потемнело. Вот солнце опять заиграло. Гроза прошла. Вы выходите. Как весело сверкает всё кругом! Как воздух свеж и жидок! Как пахнет земляникой и грибами! (По И.С.Тургеневу)

3. Самостоятельная работа по теме «Односоставное предложение»

Задание выполняется дифференцированно.

1) Запишите предложения и подчеркните предикативные основы. Определите грамматическую форму глаголов-сказуемых и вид односоставных предложений.

2) Запишите предложения и подчеркните предикативные основы. Определите грамматическую форму глаголов-сказуемых.

3) Запишите предложения и подчеркните предикативные основы.

1 вариант

1) Разгорись,

Роковой огонь…

(А. Кольцов)

2) Вот уж веет прохладой ночною…

(И. Никитин)

3) Ветер. Кругом всё гудёт и колышется… (А. Фет)

4) И хочется в поле, в широкое поле… (А. Майков)

5) Не жаль мне лет, растраченных напрасно… (С. Есенин)



6) За это чувство всё отдашь…

(Н. Рыленков)

2 вариант

1) Не шуми ты, рожь,

Спелым колосом!

(А. Кольцов)

2) Пахнет сеном над лугами…

(И. Никитин)

3) Мне в душу повеяло жизнью и волей… (А. Майков)

4) Вековая просинь. Наша сторона…

(П. Орешин)

5) Во всём мне хочется дойти

До самой сути…

(Б. Пастернак)

6) Одной рукой узелок не завяжешь. (Пословица)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения»

Автор: Бардацкая Наталья Александровна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108149

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Синтаксический разбор односоставных предложений. Систематизация и обобщение изученного по теме: " Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(143) "sintaksichieskii-razbor-odnosostavnykh-priedlozhienii-sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "188581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426696139"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "« Обобщение и систематизация изученного по теме « Односоставные предложения»."
    ["seo_title"] => string(79) "obobshchenie_i_sistematizatsiia_izuchennogo_po_teme_odnosostavnye_predlozheniia"
    ["file_id"] => string(6) "613652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1663918053"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Односоставные предложения."
    ["seo_title"] => string(32) "odnosostavnyie-priedlozhieniia-2"
    ["file_id"] => string(6) "276579"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452763381"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Односоставные предложения.."
    ["seo_title"] => string(32) "odnosostavnyie-priedlozhieniia-3"
    ["file_id"] => string(6) "276581"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452763729"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) ""Сложносочиненное предложение ".Урок русского языка в 9 классе."
    ["seo_title"] => string(63) "slozhnosochinennoe_predlozhenie_urok_russkogo_iazyka_v_9_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "615171"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1665998965"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства