Предмет: русский язык
Класс: 7
Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие»
Цели:
Образовательные:
- активизировать знания по теме «Деепричастие»;
- обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и деепричастном обороте;
- отработать практическое умение образовывать деепричастие;
- формировать умение нахождение деепричастий в тексте, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.
Воспитательные
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического мат материала ( форма урока, задание занимательного характера), воспитывать чувство та такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
- работа по развитию речи: формулировка выводов, расширение словарного запаса за сч счет деепричастий, конструирование предложений;
р работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышление, самостоятельности, памяти, воображения.
Оборудование: мультимедийное.
Тип урока: повторительно- обобщающий урок
Форма урока: нетрадиционная(урок-путешествие)
Формы организации работы учащихся: работа в парах, индивидуальная, фронтальная
Формы и приёмы контроля: фронтальный, индивидуальный, устный, письменный.
ХОД УРОКА
Слово учителя:
-Сегодня у нас с вами урок не совсем обычный. Мы отправляемся путешествовать в страну деепричастий. Пусть будет нелегкий, встретятся различные испытания, которые нужно будет преодолевать и попасть настоящими знатоками в страну деепричастий. Мы попытаемся сегодня это доказать.
Актуализация знаний.
Вопросы ученикам:
-Что такое деепричастие?
-От каких глагольных основ и с помощью каких суффиксов образуются деепричастия несовершенного вида?
-Какими членами предложения могут быть деепричастия?
-Как деепричастия выделяются в произношении на письме?
-Как пишется НЕ с деепричастиями?
Работа у доски по вариантам.
I вариант 2вариант
1.Отражаться (нес.в) 1.Устремить (сов.в)
2.Пригорюниться(сов.в) 2.Облетать (нес.в)
3.Качать(нес.в) 3.Ощутить (сов.в)
4.Убежать(сов.в) 4.Прислушиваться (нес.в)
5.Сверкать (нес.в) 5.Распечатать (сов.в)
Слово учителя:
- Молодцы, ребята.Вы справились с этим заданием.
Распределительный диктант
Слитно Раздельно
Взаимопроверка
Слитно Раздельно
неотправленное письмо не дожидаясь ответа
неглубокая, но узкая река никем не замеченный
непрекращающийся дождь не дошел до ручья
недоумевающийся собеседник не беспокоясь о себе
невысокий, но крепкий не отправленная мною открытка
Учитель:
-Как пишется частица НЕ с деепричастиями?
Задание: найти деепричастия, объяснить постановку знаков препинания.
Вариант 1
И ночь тянулась без конца…
Порой, дремотой обвевая.
Шумела тише вьюга злая,
Шуршала снегом у крыльца.
Вариант 2
Стеклянный, редкий и ядренный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
Вариант 3
Опять привольные поля
Проходят мимо нас кругами,
И хутора, и тополя
Плывут, скрываясь за полями.
Вариант 4
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись -
Две чащи, полные огня.
Что за условные обозначения 3 и 4 рядом со словом?
И ветер, играя3листвою, смешал молодые березки4.
Два ученика работают у доски. Класс- на местах.
Задание: переписать предложение, выполнить морфологический и синтаксический разбор деепричастия.
Работа по развитию речи. Подготовка к ЕГЭ
В данных предложениях допущены ошибки в употреблении
деепричастных оборотов. Исправьте их.
Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
Открываясь, дверь громко скрипнула.
Возвращаясь из школы, меня застала гроза.
Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
Открываясь, дверь громко скрипнула.
Возвращаясь из школы, меня застала гроза.
Слово учителя:
-Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности высказывания. Но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки. Давайте попробуем исправить ошибки в данных предложениях, которые высвечены на экране.
Подсказка
Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
Подъезжая к лесу, Коля увидел выскочившего из леса волка.
Открываясь, дверь громко скрипнула.
Открывая дверь, хозяин услышал громкий скрип.
Возвращаясь из школы, меня застала гроза.
Мы не попали под грозу, возвращаясь из школы.
Разминка. (1-2 мин.)
Учитель:-Вспомним фразеологизмы.
Бежать сломя голову-
Работать засучив рукава-
Трудиться спустя рукава
Бежать высунув язык-
Слушать затаив дыхание
Учитель:
- Выделяются ли запятыми фразеологизмы с деепричастиями?
Учитель:
-Молодцы, ребята! Справились вы с этим заданием. Близится окончание нашего путешествия. Мы преодолели много испытаний и, чтобы нам попасть в страну деепричастий настоящим знатокам осталось последнее задание.
Задача- отредактировать текст, который прислал Дед Мороз. Нам нужно помочь вернуть хорошее настроение Деду Морозу, чтобы он смог выполнить пожелания мальчика. Это письмо перед вами, что здесь не так?
Привет Дед Мороз!
Пришли мне к празднику подарок, обмотав его в красивую бумагу. Я хочу большую плитку шоколада, которая должна таять во рту. Конфеты, которые должны быть шоколадные, у которых внутри хрустят вафли. Зифира, обсыпав сахарной пудрой. Для сестры пришли, свиркающую блёстками, герлянду, а для брата – хлопушку, взрывающую конфиттями, для родителей – сахарный жёлтый мармилад.
Ну, пока Дед Мороз.
Не заболей до праздника.
Редактирование текста
Здравствуйте дедушка Мороз! Зовут меня Кирилл. Я ученик седьмого класса. Мне очень бы хотелось получить на Новый год от Вас подарок. Хочется, чтобы он был в праздничной упаковке, в нем были вкусные шоколадные вафельные конфеты и мой любимый зефир, обсыпанный сахарной пудрой. Для сестры прошу Вас подарить сверкающую блёстками гирлянду, а для младшего брата – хлопушку, при хлопке из которой сыплется много конфетти. Я понимаю, что родители- взрослые люди, но прошу Вас для них тоже положить в подарок вкусный мармелад. Огромное Вам спасибо, дедушка Мороз, за ваши добрые дела.
Кирилл.
Подведение итогов
Учитель:
-Спасибо за урок! Мы пришли к финишу!
Домашнее задание:
Контрольные вопросы и задания (стр.91, 92);
Упр. №194.