- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости. Начинаем наш урок. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». Ребята, вчера мы с вами закончили работу над изучением самой, на мой взгляд, интересной части речи. Подскажите, как она называется? (Существительное). И поэтому сегодня на уроке мы будем, как вы думаете, чем заниматься? (повторять то, что изучили раньше) (Вдруг на экране появляется конверт, зазвенел звонок) - Ой, ребята, нам на компьютер пришло какое-то письмо, давайте его прочитаем. Дорогие ребята! Мы предлагаем вам сегодня совершить увлекательное путешествие и отправиться на поиски клада недалеко от места, где мы живём. Обладателями сокровища станут те, кто сможет с успехом преодолеть все препятствия этого путешествия. Дядя Фёдор, кот Матроскин и пёс Шарик. -Что такое клад? (Что-то очень дорогое и ценное, спрятанное в потайном месте или зарытое в земле). -На поиски клада идЁм мы, друзья? Вы хором и дружно ответьте мне. - «ДА» ! -Ребята, нам надо хорошо подготовиться к путешествию. Отгадайте, какие школьные принадлежности мы возьмём в дорогу: -Проверьте, чтобы это всё было на ваших столах. -Запишем в тетрадь число, классная работа и отправимся в путешествие. -Ребята, а как же называется место, где живут наши друзья? (деревня) -А какая здесь сомнительная гласная? (е/и) - Е. - Можно ли подобрать проверочное слово? (Нет, это словарное слово). - Записываем в тетрадь это слово, подчёркиваем непроверяемую гласную Е. - А какой частью речи будет являться слово ДЕРЕВНЯ? (Сущ. Потому что отв. на вопр. ЧТО? и обознач. предмет). - Может быть, кто-то вспомнит название этой деревни? (Простоквашино) -Правильно, наши друзья живут в деревне Простоквашино. А какое это имя - собственное или нариц? (Собств.) - Итак, мы отправляемся в Простоквашино. (На экране слайд с фото, на котором вдалеке видны мост, река, деревья, дома) - мос.. - _____________ р..ка - _____________ д..ревья - ___________ д..ма - ______________ Ну вот, кажется, мы и добрались. Перечислите, что видите на экране, какие предметы? (Дети называют: мост, река, деревья, дома). - Чтобы быстрее отыскать дом, где живут наши друзья, мы должны поработать со словами, которые вы только что перечислили. (На партах лежат карточки со словами). мос.. - _______ р..ка - _______ д..ревья - _______ д..ма - _______ - Вставьте нужную гласную, подобрав проверочное слово. (Проверяем, глядя на слайд) мост - мосты река - реки деревья - дерево дома - дом - Скажите, а какой частью речи являются записанные слова? (Сущ.) Ед. или мн. числа? (и ед., и мн.) Одушевлённые или нет? (нет, потому что отв. на вопр. ЧТО?) - А вот, кажется, и улица, которая приведёт нас к дому наших героев. А называется она «Род имён существительных». (На экране изображение улицы с тремя домами) -Почему на этой улице только три дома, как вы думаете? (3 рода) -Какого рода могут быть имена существительные? (ж, м., ср.) - А кто помнит стихотворение, которое помогает нам в определении рода имени существительного? Женский род запомню я И скажу: “Она – моя” И запомню род мужской И опять скажу: “Он – мой” Средний род: “Оно – моё” Это - правило твоё! -Замечательное стихотворение! Давайте сейчас найдём на экране и назовём существительные. Что мы видим перед собой? (дом, дорога, солнце) – Давайте запишем на доске эти сущ. в три столбика (м.р. – дом, ж.р. – дорога, с.р. – солнце). -Если вы заметили, то в Простоквашино светит яркое солнышко. Давайте понаблюдаем за ним, и проведем гимнастику для глаз. Следи за солнцем (Солнышко, прикрепленное на палочку, учитель двигает влево – вправо, вверх-вниз, по кругу, описывает восьмерку. В конце зачитывает стих): Свети, свети, солнышко, На зелёное полюшко, На белую пшеницу, На чистую водицу, На наш садочек, На аленький цветочек. - Сейчас вы самостоятельно найдёте в этом стихотворении существительные, определите род и запишите их в нужный столбик в тетрадь. м.р. ж.р. ср.р. Садочек Пшеница Солнышко Цветочек Водица Полюшко (После выполнения задания дети обмениваются тетрадями и делают проверку друг у друга). - А теперь вспомним, КТО проживает в Простоквашино? (мальчик Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик, корова Мурка, телёнок Гаврюша, галчонок Хватайка, зайчонок, бобёр). (Герои изображаются на слайде). Все они будут – одуш. или неодуш. (одуш., потому что КТО? Можно назвать их собств. имена) - Ну, вот мы, наконец, и добрались до дома, где живут наши друзья. (Изображение домика) -А вот и они сами нас встречают. (Трое героев на экране) -А сейчас, пока наши герои будут собирать необходимые инструменты, мы с вами выполним упражнение в учебнике. (Упр. № …) (Выполняют). -Давайте проверим, как вы выполнили задание. (С места устная проверка упр.) -Молодцы. Наши друзья тоже уже готовы. -Собрались? Тогда пошли! (МУЗЫКА). По деревне мы идём, мы идём. (шагание на месте) Клад никак мы не найдем, не найдём. (развели руки в стороны) Влево, вправо посмотрели, посмотрели. (поворот головы в стороны) На места спокойно сели, тихо сели. (сели на места) - А вот и место, где спрятан наш клад. Но достать из земли его не так уж просто. Пока Дядя Фёдор будет выкапывать клад, мы отгадаем загадки: Купить можно много: Игрушку, компьютер, Смешного бульдога, Стремительный скутер, Коралловый остров - Хоть это и сложно. Но только … вот это… Купить невозможно. (здоровье) - Вы согласны с тем, что здоровье нельзя купить ни за какие деньги? (Да) Тогда вторая загадка. Наши лучшие друзья - Солнце, воздух и … (вода). С ними будем мы дружить, Чтоб здоровье укрепить. Чтобы не был хилым, вялым, Не лежал под одеялом, Не хворал и был в порядке, Делай каждый день …(зарядку). Объявили бой бациллам: Моем руки чисто с…(мылом). Дождик тёплый и густой - Это дождик непростой: Он без туч, без облаков Целый день идти готов. (душ) Хоть и щиплет он и жжёт, Всё же лечит ранку …(йод). Для царапинок Алёнки полный есть флакон… (зелёнки). Дал мне доктор не конфетку, дал мне горькую (таблетку). Чем лечиться – выбор ваш, Но не забывайте про (массаж). - Молодцы, отгадали все загадки. Клад найден! Ура! Клад сам собою отыскался - В земле совсем не задержался. (Учитель достаёт сундук.) - Вот сейчас мы говорили о том, что здоровье купить нельзя, что это и есть наше самое большое богатство. Поэтому: Сундук скорее открывай И … здоровье доставай! (Учитель достаёт из сундука шарики Су-Джок). - Укреплять своё здоровье можно по-разному. Я предлагаю вам сейчас уделить минуточку внимания своему здоровью – сделать массаж своим пальчикам. Они сегодня много работали, им нужно отдохнуть. (Проводится пальчиковая гимнастика с массажёром Су-Джок, после подарить по 1 шарику детям). Вот и закончилось наше путешествие в Простоквашино. - Подведём итог нашего урока. -Чем мы занимались сегодня на уроке? (повторяли и закрепляли). -Закрепляли умение определять у имён существительных …. (что?) -Какую оценку вы сами себе поставили бы за урок? (Самооценивание). Сегодня на уроке я: - … - …… - ….. Мне было на уроке ……… - Написать по 5 существительных каждого рода. Подготовиться к контрольному диктанту. - Спасибо за урок. Отдыхайте. |