Цель урока: создание условий для обобщения знаний о составе слова.
1. Закрепить знания о сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание, корень, основа;
2.Развивать умения правильно определять и графически обозначать части слова, орфографическую зоркость, внимание;
3. Воспитывать уважение к окружающим людям, доброжелательность, любовь к русскому языку.
Ученик повторит умножение и деление.
Ученик научится определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания;
Ученик получит возможность научиться ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму;
Личностные: умения формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования;
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок;
Коммуникативные УУД: умение развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других обучающихся;
Познавательные УУД:умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, компьютер, интерактивная доска, презентация.
Структура урока «открытия» нового знания | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | 2 | Приветствует класс. Создает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность с помощью стихотворения. Прозвенел и стих звонок Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Чтоб урок прошел не зря Сели ровно, детвора. Время даром не теряем И работать начинаем. - Сегодня у нас будет не обычный урок. Мы отправимся в путешествие по стране «Морфемика» | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Личностные: самоопределение к деятельности; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | 3 | У вас на парте лежат фигуры, составьте из них модель. - Что получилось? - Как вы думайте почему именно дом? - Что это? - Как вы понимаете смысл этого слова? -Что оно обозначает? -Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора? -А знаете ли вы Советского ученого конструктора, главного организатора производства ракетно-космической техники и ракетного оружия и основоположника практической космонавтики? | Составляют модель Дом Слова состоят из частей и также строятся. Конструктор Конструктор – это, тот кто конструирует что-либо, создаёт конструкцию чего-либо Это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения. ЭТО СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные УУД |
Минутка чистописания | 3 | Открываем тетради, записываем дату, классная работа. Какие буквы мы сегодня прописываем? Чтоб буквы правильно писать Минутку каллиграфии надо начать. Буквы ровненько пишите, Выводите, не спешите. -Обменяйтесь тетрадями, выполните взаимопроверку. Если все написано аккуратно, веселый смайлик. Есть ошибки, грустный смайлик. Молодцы | Работа в тетрадях, записывают дату, классная работа. Прописывают буквы. Выполняют взаимопроверку | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные УУД |
Построение проекта выхода из затруднения | 3 | Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну Морфемику. Там живут удивительные существа – морфемы –части слова. Какие части слова вы знаете? - Какая цель нашего урока? Что мы должны повторить? | Приставку, корень, суффикс, окончание, основа. Формулируют цель урока | Регулятивные: целеполагание; -формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) |
Реализация построенного проекта | 10 | -Что такое корень слова? Выделите в слове «мороз» корень. М ОРОЗ Что такое окончание? Выделите в слове «морозы» окончание. М ОРОЗЫ Что такое приставка? Выделите в слове «заморозки» приставку. Дети: ЗАМОРОЗКИ Что такое суффикс? Выделите в слове «морозный» суффикс. МОРОЗНЫЙ Молодцы! Хорошо справились с заданием. Ребята, чем мы сейчас занимались? Верно, мы разбирали слово по составу. Но посмотрите внимательно, сколько мы из слова МОРОЗ – образовали новых слов. - Образование новых слов называется – СЛОВООБРАЗОВАНИЕМ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – это наука, которая изучает строение слова. В дальнейшем вы более подробно познакомитесь с различными способами образования слов. В кусочке сдобного теста Нашлось для начинки место, Внутри него не бывает пусто - Есть мясо или капуста. Ответ: Пирог - Наше новое словарное слово ( пирог) | Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов. Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов. Называли значимые части слова и разбирали его по составу. Пирог | Регулятивные: планирование , прогнозирование; Познавательные - решение проблемы, и их обоснование; Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | 5 | - Что же такое однокоренные слова? уч. стр. 97 упр.184 - У окончания много тайн, которые вы будете раскрывать на уроках русского языка. У окончания много тайн, которые вы будете раскрывать на уроках русского языка. - Прочитайте этот текст. - Сложно? Почему? - Что нужно сделать? - Выполните задание | Слова у которых одинаковый корень и общее лексическое значение. Работа с учебником Чтение текста Испытывают сложности в чтение текста. Нет окончаний. Вставить окончания и выделить их. Работают самостоятельно | Личностные УУД: -формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции Коммуникативные УУД: -формирование умения учитывать позицию собеседника. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 5 | - Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу. Словесный конструктор Кто больше за 3 минуты составит и запишет родственных слов с корнем –ДРУГ-. | Выполняют самостоятельная работу на карточках, взаимопроверка. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение |
Включение в систему знаний и повторение | 3 | - Давайте вспомним, чему мы должны были научиться на уроке? - Как вы думаете, мы достигли этой цели? - Довольны ли вы нашим путешествием? Что вам понравилось? - Что нужно знать, чтобы разобрать слово по составу? | Повторить части слова Да, достигли Высказывают свое мнение Знать все части слова. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | 3 | Закончи предложение: - На уроке я повторил ... - На уроке я еще раз вспомнил ... - Я могу похвалить себя за … - Мне не удалось сделать … - Мне нужно поработать над … - Я сегодня вами очень довольна. Вы показали, что многое знаете, умеете, а самое главное, можете помочь своему товарищу. Домашняя работа – подготовиться к диктанту | Оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнюю работу. | Познавательные : рефлексия; Личностные: высказывает свое мнение |