Обобщение по теме "Сложноподчинённые предложения""
Обобщение по теме "Сложноподчинённые предложения""
ОРГМОМЕНТ.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
На предыдущих уроках мы с вами изучили СПП, постарались выяснить, чем оно отличается от других видов СП, какие средства связи используются в СПП, какие виды придаточных предложений существуют. Все эти теоретические сведения нужны нам для овладения практическими умениями постановки знаков препинания в СПП. Сегодняшний урок посвящен закреплению и повторению всего того, что вы изучили и чему научились на предыдущих уроках, посвященных изучению темы «Сложноподчиненное предложение».
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ с взаимопроверкой:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
презентация в программе «PowerPoint», разработанная
учителем,
учебник, тетрадь.
Методы обучения:
словарный диктант,
взаимопроверка,
блиц-опрос,
схематический диктант
работа с презентацией
Ход урока:
ОРГМОМЕНТ.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
На предыдущих уроках мы с вами изучили СПП, постарались выяснить, чем оно отличается от других видов СП, какие средства связи используются в СПП, какие виды придаточных предложений существуют. Все эти теоретические сведения нужны нам для овладения практическими умениями постановки знаков препинания в СПП. Сегодняшний урок посвящен закреплению и повторению всего того, что вы изучили и чему научились на предыдущих уроках, посвященных изучению темы «Сложноподчиненное предложение».
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ с взаимопроверкой:
Так как,
то есть,
как-то,
потому что,
если бы,
когда-нибудь,
по-видимому,
оттуда,
куда-нибудь,
мало-помалу,
оттого что,
как будто,
для того чтобы,
затем чтобы,
вследствие того что,
в силу того что,
так что,
из-за того что,
в связи с тем что.
При взаимопроверке используется слайд № 2.
БЛИЦ-ОПРОС.
В СПП, как и в любом сложном, может быть
любое количество основ;
только две основы;
две и более основ.
В СПП для связи используются
сочинительные союзы;
подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица;
только интонация.
СПП состоит
только из придаточных предложений;
из двух независимых предложений;
из главного и одного или нескольких придаточных.
Придаточные предложения
отвечают на вопросы всех членов предложения;
не отвечают на вопросы;
отвечают на вопросы второстепенных членов предложения.
Придаточное предложение может стоять
только перед главным;
только после главного;
перед главным, в середине главного, после главного.
Придаточные отделяются от главного
с помощью интонации;
с помощью одной или нескольких запятых;
с помощью тире и двоеточия.
Придаточное предложение поясняет
только главное;
только придаточное, само себя;
может пояснять не только главное (слова и словосочетания в нем), но и другое придаточное.
При проведении блиц-опроса используются слайды № 3 – 9.
Среди написанных на доске предложений НАЙДИТЕ СПП.
Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов. лугов и прозрачного воздуха.
Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
В ком добра нет, в том правды мало.
При проведении данного вида работы используется слайд № 10.
СХЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных в СПП).
В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
Мы спросили, когда нам прийти снова.
Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.
Солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые.
При проверке данного вида работы используются слайды № 11 – 14.
Сделайте СИНОНИМИЧЕСКУЮ ЗАМЕНУ простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением, составьте схему получившегося предложения, определите вид подчинения.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
Когда я вошел в комнату, то увидел брата, который приехал из города.
При проверке данного вида работы используется слайд № 15.
ЗАПИСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ОБЪЯСНЕНИЕ ПОСТАНОВКИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.
Старик предупредил, что, если погода не улучшится, об охоте нечего и думать.
Ночью звезды светят ярко, если погода безветренная и воздух неподвижен.
Я подумал, что если пойти по пути наименьшего сопротивления, то добиться можно многого.
При проверке данного вида работы используются слайды № 16 – 18.
ИСПРАВЬТЕ ГРАММАТИЧЕСКУЮ ОШИБКУ.
Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, который тянулся вдоль залива.
Нам запомнился день, проведенный нами в старинном парке, который тянулся вдоль залива.
Нам запомнился день, который мы провели в старинном парке, тянувшемся вдоль залива.
Слайд № 19.
Но в стихотворении С.Я.Маршака «Дом, который построил Джек» использование в одном предложении большого количества придаточных определительных не является грамматической ошибкой, а наоборот, придает тексту произведения неповторимую индивидуальность.