kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-соревнование по русскому языку в 9 классе на тему "Сложноподчинённые предложения" (обобщение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.Сложноподчинённые предложения (обобщение)

Цели: повторить и обобщить знания по теме "СПП"; формировать умения анализировать сложноподчинённые предложения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, познавательный интерес; воспитывать внимание, мышление, наблюдательность, трудолюбие, любовь к русскому языку.

(Класс делится на две команды, каждая команда придумывает себе название и девиз)

Команда "Умники и умницы"

Девиз: "Бороться, искать, найти и не сдаваться!"

Команда "Знатоки"

Девиз: "Знание - сила!"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-соревнование по русскому языку в 9 классе на тему "Сложноподчинённые предложения" (обобщение)»

МКОУ «СОШ а. Псаучье-Дахе имени Героя России О. М. Карданова»









Урок-соревнование по русскому языку

в 9 классе на тему:

«Сложноподчинённые предложения»

(обобщение)





Подготовила учитель русского языка

и литературы

Ашибокова Аринат Хамталиевна









Тема. Сложноподчинённые предложения (обобщение)

Цели: повторить и обобщить знания по теме «СПП»;

формировать умения анализировать

сложноподчинённые предложения; развивать

орфографическую и пунктуационную зоркость,

познавательный интерес; воспитывать

внимание, мышление, наблюдательность,

трудолюбие, любовь к русскому языку.

(Класс делится на две команды, каждая команда придумывает себе название и девиз)



Команда «Умники и умницы»

Девиз: «Бороться, искать, найти и не сдаваться!»

Команда «Знатоки»

Девиз: «Знание – сила!»



I конкурс. Разминка.

  1. Цитаты о русском языке (каждый участник команды читает наизусть одну цитату).

  1. Язык есть вековой труд целого поколения. (В. И. Даль)

  2. Нравственность поколения видна в его отношении к слову.

(Л. Н. Толстой)

  1. Слово – великое оружие жизни. (В. О. Ключевский)

  2. Слово – полководец человечьей силы. (В. В. Маяковский)

  3. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И. С. Тургенев)

  4. Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное русское слово,- значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

(В. Г. Белинский)

  1. Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

(Ф. М. Достоевский)

8. Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П. Мериме)

9. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский)

10. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных или простых , - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский)

11. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А. И. Куприн)

12. Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. (К. Д. Ушинский)

13. Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И. С. Тургенев)

14. Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),- когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара. (А. Н. Толстой)

15. Русский язык – это прежде всего Пушкин – нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.

(А. К. Толстой)

2.Чтение наизусть стихотворений о русском языке (капитаны команд)

Язык я русский буду прославлять,

Доколе моя Родина – Россия!

И всем хочу сегодня пожелать,

Чтобы родной язык дарил вам силы!

Как он многообразен, чист, велик!

И гении свои труды на нём творили!

Наш русский удивительный язык –

Богатство, достояние России!

(Геннадий Евгеньевич Тахтабаев).

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
(Сабир Абдулла, узбекский поэт.)

Жюри подводит итог

II.Пока капитаны читают стихи, у доски работают два ученика с карточками.

Задания

1.Перестроить СПП с придаточным определительным в простое с обособленным определением, произвести синтаксический разбор СП и простого предложений.

1)На берегу, который зарос старыми вербами, сохранились остатки какого-то строения.

2)Произвести фонетический разбор слова деревья



2.Перестроить СПП с придаточным времени в простое с обособленным обстоятельством, произвести синтаксический разбор предложений.

1) Я почувствовал себя счастливым, когда спрятался в траве и цветах.

2) морфологический разбор глагола почувствовал



III. Устное сочинение

1.«Умники и умницы»

Сложносочинённые предложения.



2.«Знатоки»

Сложноподчинённые предложения.

3.Записать предложения под диктовку, расставить запятые, определить вид придаточных предложений.

1.Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце. 2.Около заднего воза, где был Егорушка, шёл старик с седой бородой. 3.Напишите, когда вы приедете. 4. Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать. 5.Валя проснулась оттого, что в столовой мать и отец тихо позвякивали чайной посудой. 6.Всё было бы спасено, если бы у моего коня достало сил ещё на десять минут. 7. Гавриле всё-таки было приятно слышать человеческий голос, хотя это и говорил Челкаш. 8. Она уехала, чтоб больше никогда не возвращаться в Знаменское. 9. Как будто не было зимы, цветут деревья беззаботно.



IV.По одному ученику от каждой команды выходят к доске и выполняют задания.

1.« Умники и умницы». Составить СПП, в которых союзное слово где присоединяло бы к главному предложению различные по значению придаточные.

( Примерные предложения) 1.Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок.(прид. опред.) 2.Там, где, сливаяся шумят струи Арагвы и Куры, был монастырь. (прид. места). 3.Проводник знал, где дорога безопасней. (прид. изъясн.)



  1. «Знатоки». Составить СПП, в которых союзное слово куда присоединяло бы к главному предложению различные по значению придаточные.

(Примерные предложения) 1.Зверь знает, куда ведёт лесная тропа. (прид. изъясн.) 2. На месте, куда упала бомба, образовалась воронка. (прид. определ.) 3.Туристы пошли туда, куда показывала стрелка. ( прид. места)

Предоставляется слово жюри



V. Пока идёт работа у доски, класс выполняет задания.

1.Проецируется таблица с главными предложениями, к которым учащиеся должны подобрать придаточные. Тема « Моя будущая профессия»

  1. Каждый должен выбирать профессию, …

  2. Я думаю,…

  3. Но о будущей специальности нужно думать ещё тогда,…

  4. Кем бы ты ни был, нужно помнить о том,…

  5. Надо трудиться так,…

  6. Ведь счастлив только тот,…



2.Расставить знаки препинания, начертить схемы предложений, определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными.

  1. Русский язык так богат и гибок что нам нечего брать у тех кто беднее нас. (И. С. Тургенев)

  2. Я понимал что лежу в постели что я болен что только что бредил. (А. И. Куприн)

  3. Сад который стоял посреди двора был невелик потому что когда-то давно часть деревьев на нём вырубили чтобы поставить беседку.



VI.Конкурс пословиц о труде (желательно в форме СПП).



VII.Буквенная головоломка. Африканская пословица. Прочесть её можно по ломаной линии, причём линия не должна пересекаться, не должна заходить в какой-то квадрат дважды; она должна быть беспрерывной.

ч

т

.

ч

т

о

д

.

б

о

я

ь

ы

б

у

р

ы

в

ы

л

з

а

н

т

л

з

р

к

л

с

е

ж

е

т

н

ы

у

ж

н

у

т

е

ж

у

т

и

,

е

ь

е

б

н

ь

а

ж

и

в

н

о

,

у

в

е

Н









Чтобы взлететь в небо, нужны крылья. Чтобы заслужить уважение, нужен труд.



VIII.Конкурс «Домашнее задание». Один ученик от каждой команды читает рассказ на тему « Человек, рядом с которым я живу».



1.Работа от команды «Умники и умницы»

(Карданова Амина)

С детства меня окружала моя большая и дружная семья: мама, папа, дедушка, бабушка, брат и сестра. Я хорошо помню мудрого, доброго дедушку, его интересные рассказы о своём детстве и юности.

Моя старшая сестра всегда была рядом со мной. Она мне во всём помогала. Сейчас она с нами не живёт ( у неё своя семья), но я всегда чувствую её поддержку и знаю, что она для меня самый близкий человек.

Но рассказать сегодня я хочу о маме - самом родном, самом дорогом человеке на свете, давшем мне самое ценное, что может быть у каждого человека, - жизнь. И для меня семья начинается с неё. Мамина ласка, нежность, тепло окружали меня с первых дней жизни. На её хрупких плечах держится наш дом: она и накормит семью, и уберёт в доме, и с уроками поможет, и ещё выполнит множество других дел. Иногда удивляюсь, как она всё успевает! И радости побед, и разочарования я делю с мамой, которая своей любовью и мудростью помогает преодолевать трудности, уберегает от ненужных ошибок.

Я считаю, что каждая семья должна иметь свои традиции, свои семейные праздники. Праздники, которые устраивает мама для нас, создают в доме тёплую, сердечную атмосферу. А что может быть ценнее радостного смеха, просто общения друг с другом за домашним столом в непринуждённой обстановке!

Лучший человек в мире, на мой взгляд, - это моя мама, чьё сердце полно любви ко всему живому на земле. Я считаю, что когда рядом родные люди, то никакая беда не покажется страшной, непреодолимой. Семья – это маленькая родина, маленький мир, который всегда рядом.



  1. Сочинение от команды «Знатоки»

(Кидакоева Аманда)



Это сочинение я посвящаю самому доброму, красивому и просто самому лучшему человеку на свете – моему папе, Кидакоеву Рамазану Исмаиловичу. Не могу представить себе жизни без этого кареглазого, темноволосого , с тёплой улыбкой , человека.

Самая яркая черта папиного характера – его трудолюбие. Любая работа горит в его руках. Также он бескорыстно оказывает помощь всем, кто в ней нуждается. А мы, сёстры, ощущаем его любовь и заботу о нас.

Папа – моя опора и поддержка. Я обращаюсь к нему за советом, делюсь с ним сокровенным. Да, именно с папой, а не с мамой.

Помню ,как в детстве он подбрасывал меня к потолку, вызывая взрывы весёлого смеха. С папой мне не страшно ходить ночью по улице, так как знаю, что с ним я как за каменной стеной. С ним я не боюсь смотреть даже самые страшные фильмы: в жуткие моменты он так задорно улыбается и с юмором комментирует происходящее на экране, что мне становится весело даже.

Папа научил меня не пасовать перед трудностями. Благодаря ему я твёрдо знаю, что всегда нужно идти только вперёд. И если что-то не получается, не стоит опускать руки, нужно просто набраться терпения, приложить чуть больше сил и добиться желаемого.

Я очень люблю своего папу, поэтому стараюсь делать всё, чтобы он гордился мною. Папа, знай, что я тебя никогда не подведу. И ещё хочу сказать, что мне очень повезло с тобой: ты у меня самый лучший!



IX. Жюри подводит итоги конкурса.

X. Выставление оценок.







Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Ашибокова Аринат Хамталиевна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276858


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства