kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточным места"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум по изучению новой темы "Сложноподчиённые предложения с придаточными места" предполагает обобщение и систематизацию уже имеющихся знаний, их творческое применение и контроль. Проблемно-поисковый и эвристический метод, приём устного и письменного контроля делают урок действенным и запоминающимся. Применительны здесь индивидуальная и коллективная формы работы, а также технология развивающего обучения. урок стркутурирован согласно требованиям. занятие содержит лингвистическую разминку, тестовые и игровые задания для повторения и обобщения изученного и объяснения нового материала; для закрепления темы предполагается работа с учебникои м проверочная работа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточным места"»


Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными места»


Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения, изучение нового значения придаточной части


Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:

  • закрепить полученные знания о СПП;

  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

  1. Развивающие задачи:

  • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

  1. Воспитательные задачи:

  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка


Аудитория: 9 класс


Время проведения: 1 урок (45 минут)


Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).


Форма проведения урока: урок-практикум


Методы и приёмы: проблемно-поисковый и эвристический; устного и письменного контроля


Формы работы: индивидуальная, коллективная


Технологии: развивающего обучения, информационная: демонстрация мультимедийной презентации


Организационная модель использования ИКТ в ходе урока: компьютер, проектор, экран


Дидактическое обеспечение занятия: раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint»






План урока


I. Организационный момент

1. Актуализация знаний

2. Постановка цели урока

3. Лингвистическая разминка


II. Повторение ранее изученного материала

  1. Игра в «да» - «нет»

  2. Игра «Составь предложение»


III. Изучение нового материала

  1. Введение в тему

  2. Решение кроссворда

  3. Объяснение нового материала


IV. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

  2. Проверочная работа: тест


V. Итог урока

  1. Рефлексия

  2. Задание на дом

  3. Выставление и комментирование оценок

  4. Прощание





















Ход урока


I. Организационный момент


1. Актуализация знаний:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок-практикум русского языка, где вам предстоит показать свои знания по уже изученному материалу и познакомиться с новой темой. Тема нашего урока пока останется неизвестной – вы сами назовёте её, но чуть позже.


2. Постановка цели урока:

- Ребята, мы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении на сегодняшний день, а задачи нашего урока: сравнивать, углублять, изучать, закреплять.


3. Лингвистическая разминка:

- Чтобы работа на уроке была интересной, а вы активными, давайте проведём лингвистическую разминку. У вас на столах лежат листочки, на которых написаны слова (они же даны на слайде) ваша задача расставить в этих словах ударение (3 минуты): договор, столяр, портфель, километр, красивее, начал, начала, алфавит, ржаветь, позвонит, обеспечение.

Время вышло! Давайте проверим, что у вас получилось!

Теперь поставьте себе отметку в зависимости от количества ошибок: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и более – «2».


II. Повторение ранее изученного материала


1. Игра в «да» - «нет»:

- Мы с вами уже достаточно давно знакомы со сложными предложениями и сейчас я предлагаю вас сыграть в игру «да» - «нет». Выполняя задание этой игры, вы сможете проверить свои знания о сложных предложениях.

Итак, вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте плюс «+» в графе «да», если не согласны – в графе "нет". Затем свои ответы вы сдадите на проверку, поэтому не забудьте подписать работу.


Верно ли предположение, что:

п/п

Предположения

Да

Нет

1

Союзы что, если, чтобы, когда, потому что, словно  подчинительные?

+


2

Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложноподчинённым

+


3

В предложении Она не навестила его, потому что была больна – расставлены все знаки препинания


+

4

В предложении Скажи мне всё, чтобы я могла уйти навсегда первая часть – придаточное предложение


+

5

В СПП границы главного предложения выделяются круглыми скобками


+

6

Слова который, где, куда, откуда являются союзами


+

7

В сложноподчинённом предложении придаточное может находиться и перед главным, и внутри него, и после главного

+


8

В сложноподчинённом предложении придаточное присоединяется к главному только при помощи союзов


+

9

Предложение Ветер воет, как волк – это сложноподчинённое предложение


+

10

[ ], (с.сл. который...). – схема сложноподчиненного предложения.

+


11

СПП – это предложение, в котором две и более грамматических основ

+


12

Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложносочинённым


+

13

В предложении Каждый из нас знает что обязательно встретит человека который сделает нас счастливыми – нужно поставить 2 запятые

+


14

Союз НО – подчинительный?


+

15

Данная схема [= − ...], (чтобы …). Соответствует предложению Илья вернулся, чтобы дочитать письмо.


+


2. Игра «Составь предложение»:

- Прежде чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.

Следующее для вас задание – это тоже своеобразная игра, в которой вы должны составить и записать предложения, соединяя главную и придаточную части сложноподчинённых предложений.


Позор тому…

…что мы с тобою в ссоре?

Прости…

…что роднила с детством.

Ты помнишь ли…

…словно плакал маленький ребёнок.

Нужно завести будильник…

…что обвинял тебя в бездействии!

Сова кричала…

…кто изменил Отчизне.

Звучала та самая песня…

…чтобы не проспать утром.

- Давайте проверим, какие предложения у вас получились.


III. Изучение нового материала


1. Введение в тему:

- Что ж, ребята, мы с вами повторили ранее изученные темы, пришло время перейти к изучению новой. Я предлагаю вам самим назвать тему сегодняшнего урока. Сделать это будет абсолютно не сложно, потому что большую часть её я вам подскажу – «Сложноподчинённые предложения с придаточными…». Последнее слово предстоит произнести вам, разгадав ключевой слово в кроссворде.




2. Решение кроссворда:

- Будьте предельно внимательны в заполнении клеток, потому что написать слово можно только один раз, каждое исправление будет засчитываться за ошибку. Решая кроссворд, вы повторите правописание некоторых слов, написание которых нужно запомнить.




1.

М

о

с

к

в

а


2.

т

Е

р

а

с

с

а

3.

р

о

в

е

С

н

и

к


4.

ш

ё

п

о

Т



5.

о

р

А

н

ж

е

р

е

я


    1. Как называется город, который вы видите на слайде?

    2. Как называется крытая или открытая площадка перед домом, похожая на веранду?

    3. Как мы называем человека одного с нами возраста?

    4. Тихий, еле слышный голос – это…

    5. Специализированное место, где выращивают цветы. Его можно посещать как музей или магазин.

- Полагаю, что вы все справились с этим заданием! Скажите ребята, какое слово у вас получилось ключевым?

- Итак, тема нашего урока «Сложноподчинённые предложения с придаточными места». Давайте запишем её в тетрадях.


3. Объяснение нового материала:

- Придаточное предложение места указывает на место совершения действия, проявления признака или направление движения, о которых сообщается в главной части.  Оно отвечает на вопросы где? куда? откуда?

Придаточная часть места относится обычно к глаголу-сказуемому главного предложения и раскрывает содержание местоименных наречий там, туда, оттуда, везде, всюду, повсюду, являющихся указательными словами в главном предложении, а также других наречий. Она связывается с главным предложением только союзными словами  где, куда, откуда, которые образуют с местоименными наречиями главной части соотносительные пары: там — где, туда — где, там — откуда, туда — куда, оттуда — откуда, везде — где, везде — откуда и др. При этом союзное слово где указывает на место совершения действия.

Указательные слова в главном предложении бывают не всегда: Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод.

Придаточное предложение места может находиться перед главным предложением, в середине его и после него: Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съеживались и увядали; Всюду, куда ни взглянешь, тянулась без конца бурая, невеселая равнина; Как-то ходил Митька туда, где путаным узлом вяжутся извилистые яры.

Чтобы различать придаточные предложения места с союзными словами где, куда, откуда и придаточные определительные предложения с этими же союзными словами, необходимо учитывать, что придаточные места обычно относятся к глаголу или наречию главного предложения, при этом союзные слова нельзя здесь заменить местоимением который:  Он отправился именно туда, где (который) впервые увидел её. – Но я боюсь таких высот, где (на которых) устоять я не умею.

- Давайте запишем ключевые моменты данной темы в виде таблицы:


Значение придаточного предложения


Вопросы


Средства связи

Место придаточного предложения по отношению к главному

Наличие указательных слов в главной части предложения

Места

Где?

Куда?

Откуда?

Союзные слова: где, куда, откуда

перед главным предложением,

в середине главного и после него

Бывают не всегда


- Теперь разберём записанное нами на конкретном примере. Записываем предложение: Иван отправился в лес, где его ждали остальные партизаны. Луиза указала туда, куда скрылся синий автомобиль.


IV. Закрепление изученного материала


1. Работа по учебнику:

- Ребята, откройте учебники на странице 36, мы с вами поработаем над несколькими предложениями из упражнения 76: 9 – 11 предложения.

2. Проверочная работа: тест:

- Чтобы окончательно закрепить изученную нами тему, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Вы помните, что должны уметь работать с данным видом задания, так как нам с вам предстоит сдача ГИА.


1. Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.

  1. Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.

  2. На горе, где мы прошлым летом собирали ягоды, всё выжгло солнцем.

  3. Игнату пришлось согласиться на разговор с Пичугиным, потому что только так можно было спасти Иру.

  4. Я хочу рассказать как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть.

1.

Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

2.

Укажите предложение, структура которого соответствует схеме:

[…, (союзное слово…) …]

1) 1 2) 3 3) 2 4) 4

3.

В каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания?

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4



4.

Укажите какой союз или союзное слово нужно поставить на месте пропуска в предложении Каждому можно помочь, …вовремя протянуть руку помощи. 1) чтобы, 2) если, 3) потому что, 4) хотя

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

5.

Укажите, на месте каких цифр нужны запятые.

Трудно найти другой пример в истории (1) где бы цель (2) которую поставило себе историческое лицо (3) была бы так совершенно достигнута (4) как та цель (5) к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова.

1) 1,2,3,4,5 2) 1,4,5 3) 1,2,3,5 4) 2,3,4

6.

Укажите только те предложения, в состав которых входят придаточные места.

1. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

2.  Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

3.  Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

4.  Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.

5.  Я смотрел туда, где толпились люди.

6. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

7. Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал.

8. Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям.

9. Я не знаю, когда это будет.

10. Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.

11. Люди перестают мыслить, когда перестают читать.


7.

Соедините линией определение и его толкование:

Простые предложения −


…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.


Сложные предложения −


…это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.


Сложносочинённые

предложения −


…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.


Сложноподчинённые предложения −


…это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.


Бессоюзные

предложения −


…это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.


V. Итог урока

1. Рефлексия

- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня говорили:

- С каким значением придаточной части мы познакомились?

- На какие вопросы отвечает придаточное места?

- С помощью каких союзов или союзных слов присоединяется придаточное места к главному предложению?

- Каково место придаточной части по отношению к главному предложению?

- Имеются ли указательные слова в главной части предложения?


2. Задание на дом:

- Повторить лекционный материал, выполнить упражнение 79, стр. 37, составить кроссворд по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени»


3. Выставление и комментирование оценок


4. Прощание:

- На этом наш урок закончен. Спасибо вам, ребята, за активную и добросовестную работу. До свидания!



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточным места"

Автор: Земскова Светлана Сергеевна

Дата: 11.04.2015

Номер свидетельства: 200085


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства