Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточным места"
Урок-практикум "Сложноподчинённые предложения с придаточным места"
Урок-практикум по изучению новой темы "Сложноподчиённые предложения с придаточными места" предполагает обобщение и систематизацию уже имеющихся знаний, их творческое применение и контроль.Проблемно-поисковый и эвристический метод, приём устного и письменного контроля делают урок действенным и запоминающимся. Применительны здесь индивидуальная и коллективная формы работы, а также технология развивающего обучения. урок стркутурирован согласно требованиям. занятие содержит лингвистическую разминку, тестовые и игровые задания для повторения и обобщения изученного и объяснения нового материала; для закрепления темы предполагается работа с учебникои м проверочная работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Организационная модель использования ИКТ в ходе урока: компьютер, проектор, экран
Дидактическое обеспечение занятия: раздаточный материал, презентация в программе «PowerPoint»
План урока
I. Организационный момент
1. Актуализация знаний
2. Постановка цели урока
3. Лингвистическая разминка
II. Повторение ранее изученного материала
Игра в «да» - «нет»
Игра «Составь предложение»
III. Изучение нового материала
Введение в тему
Решение кроссворда
Объяснение нового материала
IV. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Проверочная работа: тест
V. Итог урока
Рефлексия
Задание на дом
Выставление и комментирование оценок
Прощание
Ход урока
I. Организационный момент
1. Актуализация знаний:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок-практикум русского языка, где вам предстоит показать свои знания по уже изученному материалу и познакомиться с новой темой. Тема нашего урока пока останется неизвестной – вы сами назовёте её, но чуть позже.
2. Постановка цели урока:
- Ребята, мы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении на сегодняшний день, а задачи нашего урока: сравнивать, углублять, изучать, закреплять.
3. Лингвистическая разминка:
- Чтобы работа на уроке была интересной, а вы активными, давайте проведём лингвистическую разминку. У вас на столах лежат листочки, на которых написаны слова (они же даны на слайде) ваша задача расставить в этих словах ударение (3 минуты): договор, столяр, портфель, километр, красивее, начал, начала, алфавит, ржаветь, позвонит, обеспечение.
Время вышло! Давайте проверим, что у вас получилось!
Теперь поставьте себе отметку в зависимости от количества ошибок: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 5 и более – «2».
II. Повторение ранее изученного материала
1. Игра в «да» - «нет»:
- Мы с вами уже достаточно давно знакомы со сложными предложениями и сейчас я предлагаю вас сыграть в игру «да» - «нет». Выполняя задание этой игры, вы сможете проверить свои знания о сложных предложениях.
Итак, вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте плюс «+» в графе «да», если не согласны – в графе "нет". Затем свои ответы вы сдадите на проверку, поэтому не забудьте подписать работу.
Верно ли предположение, что:
№
п/п
Предположения
Да
Нет
1
Союзы что, если, чтобы, когда, потому что, словно –подчинительные?
+
2
Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложноподчинённым
+
3
В предложении Она не навестила его, потому что была больна – расставлены все знаки препинания
+
4
В предложении Скажи мне всё, чтобы я могла уйти навсегда первая часть – придаточное предложение
+
5
В СПП границы главного предложения выделяются круглыми скобками
+
6
Слова который, где, куда, откуда являются союзами
+
7
В сложноподчинённом предложении придаточное может находиться и перед главным, и внутри него, и после главного
+
8
В сложноподчинённом предложении придаточное присоединяется к главному только при помощи союзов
+
9
Предложение Ветер воет, как волк – это сложноподчинённое предложение
СПП – это предложение, в котором две и более грамматических основ
+
12
Сложное предложение, в котором одно подчиняется по смыслу другому, называется сложносочинённым
+
13
В предложении Каждый из нас знает что обязательно встретит человека который сделает нас счастливыми – нужно поставить 2 запятые
+
14
Союз НО – подчинительный?
+
15
Данная схема [= − ...], (чтобы …). Соответствует предложению Илья вернулся, чтобы дочитать письмо.
+
2. Игра «Составь предложение»:
- Прежде чем мы приступим к выполнению следующего задания, давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа.
Следующее для вас задание – это тоже своеобразная игра, в которой вы должны составить и записать предложения, соединяя главную и придаточную части сложноподчинённых предложений.
Позор тому…
…что мы с тобою в ссоре?
Прости…
…что роднила с детством.
Ты помнишь ли…
…словно плакал маленький ребёнок.
Нужно завести будильник…
…что обвинял тебя в бездействии!
Сова кричала…
…кто изменил Отчизне.
Звучала та самая песня…
…чтобы не проспать утром.
- Давайте проверим, какие предложения у вас получились.
III. Изучение нового материала
1. Введение в тему:
- Что ж, ребята, мы с вами повторили ранее изученные темы, пришло время перейти к изучению новой. Я предлагаю вам самим назвать тему сегодняшнего урока. Сделать это будет абсолютно не сложно, потому что большую часть её я вам подскажу – «Сложноподчинённые предложения с придаточными…». Последнее слово предстоит произнести вам, разгадав ключевой слово в кроссворде.
2. Решение кроссворда:
- Будьте предельно внимательны в заполнении клеток, потому что написать слово можно только один раз, каждое исправление будет засчитываться за ошибку. Решая кроссворд, вы повторите правописание некоторых слов, написание которых нужно запомнить.
1.
М
о
с
к
в
а
2.
т
Е
р
а
с
с
а
3.
р
о
в
е
С
н
и
к
4.
ш
ё
п
о
Т
5.
о
р
А
н
ж
е
р
е
я
Как называется город, который вы видите на слайде?
Как называется крытая или открытая площадка перед домом, похожая на веранду?
Как мы называем человека одного с нами возраста?
Тихий, еле слышный голос – это…
Специализированное место, где выращивают цветы. Его можно посещать как музей или магазин.
- Полагаю, что вы все справились с этим заданием! Скажите ребята, какое слово у вас получилось ключевым?
- Итак, тема нашего урока «Сложноподчинённые предложения с придаточными места». Давайте запишем её в тетрадях.
3. Объяснение нового материала:
- Придаточное предложение места указывает на место совершения действия, проявления признака или направление движения, о которых сообщается в главной части. Оно отвечает на вопросы где? куда? откуда?
Придаточная часть места относится обычно к глаголу-сказуемому главного предложения и раскрывает содержание местоименных наречий там, туда, оттуда, везде, всюду, повсюду, являющихся указательными словами в главном предложении, а также других наречий. Она связывается с главным предложением только союзными словами где, куда, откуда, которые образуют с местоименными наречиями главной части соотносительные пары: там — где, туда — где, там — откуда, туда — куда, оттуда — откуда, везде — где, везде — откуда и др. При этом союзное слово где указывает на место совершения действия.
Указательные слова в главном предложении бывают не всегда: Где гнутся над омутом лозы, где летнее солнце печет, летают и пляшут стрекозы, веселый ведут хоровод.
Придаточное предложение места может находиться перед главным предложением, в середине его и после него: Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съеживались и увядали; Всюду, куда ни взглянешь, тянулась без конца бурая, невеселая равнина; Как-то ходил Митька туда, где путаным узлом вяжутся извилистые яры.
Чтобы различать придаточные предложения места с союзными словами где, куда, откудаи придаточные определительные предложения с этими же союзными словами, необходимо учитывать, что придаточные места обычно относятся к глаголу или наречию главного предложения, при этом союзные слова нельзя здесь заменить местоимением который: Он отправился именно туда, где (который) впервые увидел её. – Но я боюсь таких высот, где(на которых)устоять я не умею.
- Давайте запишем ключевые моменты данной темы в виде таблицы:
Значение придаточного предложения
Вопросы
Средства связи
Место придаточного предложения по отношению к главному
Наличие указательных слов в главной части предложения
Места
Где?
Куда?
Откуда?
Союзные слова: где, куда, откуда
перед главным предложением,
в середине главного и после него
Бывают не всегда
- Теперь разберём записанное нами на конкретном примере. Записываем предложение: Иван отправился в лес, где его ждали остальные партизаны. Луиза указала туда, куда скрылся синий автомобиль.
IV. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику:
- Ребята, откройте учебники на странице 36, мы с вами поработаем над несколькими предложениями из упражнения 76: 9 – 11 предложения.
2. Проверочная работа: тест:
- Чтобы окончательно закрепить изученную нами тему, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Вы помните, что должны уметь работать с данным видом задания, так как нам с вам предстоит сдача ГИА.
1. Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания.
Вода в озере блестела так ярко, что глазам было больно.
На горе, где мы прошлым летом собирали ягоды, всё выжгло солнцем.
Игнату пришлось согласиться на разговор с Пичугиным, потому что только так можно было спасти Иру.
Я хочу рассказать как прекрасен цветущий утром луг, чтобы вы сами захотели это увидеть.
1.
Укажите сложноподчиненное предложение с придаточнымместа.
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
2.
Укажите предложение, структура которого соответствует схеме:
[…, (союзное слово…) …]
1) 1 2) 3 3) 2 4) 4
3.
В каком предложении допущена ошибка в постановке знаков препинания?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
4.
Укажите какой союз или союзное слово нужно поставить на месте пропуска в предложении Каждому можно помочь, …вовремя протянуть руку помощи. 1) чтобы, 2) если, 3) потому что, 4) хотя
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
5.
Укажите, на месте каких цифр нужны запятые.
Трудно найти другой пример в истории (1) где бы цель (2) которую поставило себе историческое лицо (3) была бы так совершенно достигнута (4) как та цель (5) к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,4,5 3) 1,2,3,5 4) 2,3,4
6.
Укажите только те предложения, в состав которых входят придаточные места.
1. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
2. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
3. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
4. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.
5. Я смотрел туда, где толпились люди.
6. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
7. Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал.
8. Мне хотелось уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям.
9. Я не знаю, когда это будет.
10. Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.
11. Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
7.
Соедините линией определение и его толкование:
Простые предложения −
…это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.
Сложные предложения −
…это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.
Сложносочинённые
предложения −
…это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.
Сложноподчинённые предложения −
…это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
Бессоюзные
предложения −
…это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.
V. Итог урока
1. Рефлексия
- Ребята, наш урок подходит к концу, давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня говорили:
- С каким значением придаточной части мы познакомились?
- На какие вопросы отвечает придаточное места?
- С помощью каких союзов или союзных слов присоединяется придаточное места к главному предложению?
- Каково место придаточной части по отношению к главному предложению?
- Имеются ли указательные слова в главной части предложения?
2. Задание на дом:
- Повторить лекционный материал, выполнить упражнение 79, стр. 37, составить кроссворд по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными времени»
3. Выставление и комментирование оценок
4. Прощание:
- На этом наш урок закончен. Спасибо вам, ребята, за активную и добросовестную работу. До свидания!