Конспект урока русского языка:«Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения с одним придаточным».
Конспект урока русского языка:«Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения с одним придаточным».
Цели урока:закрепить умение определять виды придаточных предложений в СПП, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, делать синтаксический разбор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка:«Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения с одним придаточным».»
Урок по русскому языку в 9 классе.
Тема:«Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения с одним придаточным».
Цель:
обучающие:
закрепить умение определять виды придаточных предложений в СПП, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, делать синтаксический разбор
развивающие:
развивать у учащихся умение составлять предложения текст на заданную тему с использованием грамматического материала.
воспитательные:
способствовать развитию коммуникативных навыков; формирование нравственных позиций у учащихся;
Методы работы:
словесные, наглядные, практические
Оборудование
компьютер, проектор, экран, презентация (см. Приложение1),карточки с заданиями для индивидуальной работы
Инновационные технологии:
личностно -ориентированное обучение
объяснительно-иллюстративное обучение
Тип урока:
обобщение изученного.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
-Какое предложение называется СПП?
-На какие виды делятся СПП?
-Чем прикрепляется придаточное предложение к главному?
-Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?
Монологический ответ
3.Определение темы и цели урока.
На уроках русского языка мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое предложение. Вы учились определять структуру СПП, виды придаточных предложений, строить схемы этих предложений, тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с одним и несколькими придаточными. Давайте вместе сформулируем тему и цели сегодняшнего урока.
Обобщение и систематизация знаний
На доске работают 2 ученика по карточкам.
Карточка 1
Туман так окутал реку, что огонь ,зажже..ый в доме на той ст..р..не, был похож на мутно( жёлтое )пятно.
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Сделать синтаксический разбор СПП по плану. Начертить схему.
(Придаточное имеет несколько значений -образа действия и сравнения )
Карточка 2.
Как только смеркл ..сь , я велел казаку нагреть чайник( по )походному.
-Вставить пропущенные буквы , расставить знаки препинания.
-Определить способ связи в словосочетании нагреть по-походному.
5.Проверка д/з.
Зачитывают СПП предложения из романа «Евгений Онегин»
(4 предложения) .
-Дайте полную характеристику предложениям . Определите вид придаточных
Проверка заданий по карточкам.
-Вопросы учащихся к выполнявшим задание у доски.
1.Почему в слове зажжённом пишется в суффиксе 2 буквы н?
2.Определить вид односоставного предложения.
Применение знаний и умений в новой ситуации
6. Работа в парах. Используя СПП с придаточными причины или условия, объясните написание одной и двух букв н в выделенных словах : вязаные варежки ; вязанные мамой варежки (по вариантам).
Вывод: отглагольные прилагательные, причастие.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой. Допишите начатые предложения, чтобы получились СПП. Определите виды придаточных предложений.
1.Счастье достаётся тому , кто…
2.Если вы пришли в гости,…
3.Где чтут богатство,…
4..Пока люди любят,…
Сравните варианты своих предложений с высказываниями известных людей:
1.Счастье достаётся тому, кто много трудится. /Леонардо да Винчи/
2.Если вы пришли в гости, не забудьте уйти./Пифагор/
3.Где чтут богатство, там презирают всё честное:верность, порядочность, стыд. /Саллютий/
4.Пока люди любят,они прощают./Ларошфуко/
-Как вы понимаете последнее высказывание?
8.Перед вами два предложения.
Замените , где это возможно, придаточную часть СПП обособленным определением ,выраженным причастным оборотом.
Задание выполняется на доске.
1.Кони, к которым мы подошли, были привязаны к молодым дубам.
2.Не стану я жалеть о розах, которые увяли с лёгкою весной./А.С.Пушкин/
Работа в парах. Составляет предложения по вариантам.
-1вариант
Составить предложения по схемам
(Вследствие того что… ) , [ ]
(Кабы … ) , [ ]
-Какие это союзы?
2 вариант
Эти же значения выразить при помощи простых предложений.
7.Работа в парах. Восстановите строки. Охарактеризуйте предложения (раздаются карточки)
1 вариант
1.Духовной жаждою томим ,в пустыне мрачной я влачился, и (шестикрылый серафим на перепутье мне явился).
2.(Если жизнь тебя обманет),
Не печалься, не сердись.
2вариант
3.Скажи мне, кудесник, любимец богов,
(Что сбудется в жизни со мною?)
4.Я вас любил так искренно, так нежно, (Как дай вам бог любимой быть другим).
-Какие средства художественной выразительности использует А.С.Пушкин в этих предложениях?
8.Самостоятельная работа .Работа с текстом китайского мыслителя Конфуция.
Почитайте родителей.
Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат так ( же )собак ,кошек, лошадей. Если родителей( не) почитать, то чем будет отличат?ся отношение к ним от отношения к собакам и лошадям? Нельзя считать почтительностью только то, что дети работают за родителей.
Проявляйте почтительность к родителям.
-В каком предложении выражена главная мысль?
-Определите тип и стиль речи.
-Найти СПП, выписать ,расставить знаки препинания, определить вид придаточных.
-В каком СПП есть указательное слово? Каким членом предложения является?
9.Творческое задание.
1 вариант.
Написать сочинение-миниатюру, используя СПП.
«Что значит «почитать родителей»?
2 вариант .
Составьте СПП. Дайте несколько советов вашим сверстникам о том, как нужно относиться к родителям.
10.Проверка творческого задания, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
11.Вывод. Что вы знаете о сложноподчинённых предложениях с одним придаточным?
Монологический ответ по плану.
Рефлексия.
Запишите ваши отзывы на карточке:
Я сегодня научился(ась) __________
Что понравилось на уроке?________________
Что не понравилось ?___
Итоги. Выставление оценок.
10. Домашнее задание 1.Составить СПП или текст с различными видами придаточных( 5 предложений)