kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка:«Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения с одним придаточным».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:закрепить умение определять виды придаточных предложений в СПП, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, делать синтаксический разбор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка:«Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения с одним придаточным».»

Урок по русскому языку в 9 классе.


Тема: «Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения с одним придаточным».



Цель:

обучающие:

закрепить умение определять виды придаточных предложений в СПП, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, делать синтаксический разбор


развивающие:

развивать у учащихся умение составлять предложения текст на заданную тему с использованием грамматического материала.


воспитательные:


способствовать развитию коммуникативных навыков; формирование нравственных позиций у учащихся;


Методы работы:

словесные, наглядные, практические



Оборудование



компьютер, проектор, экран, презентация (см. Приложение1),карточки с заданиями для индивидуальной работы


Инновационные технологии:

личностно -ориентированное обучение

объяснительно-иллюстративное обучение

Тип урока:

обобщение изученного.









Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

-Какое предложение называется СПП?

-На какие виды делятся СПП?

-Чем прикрепляется придаточное предложение к главному?

-Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?

Монологический ответ

3.Определение темы и цели урока.

На уроках русского языка мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое предложение. Вы учились определять структуру СПП, виды придаточных предложений, строить схемы этих предложений, тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с одним и несколькими придаточными. Давайте вместе сформулируем тему и цели сегодняшнего урока.

Обобщение и систематизация знаний

На доске работают 2 ученика по карточкам.

Карточка 1

Туман так окутал реку, что огонь ,зажже..ый в доме на той ст..р..не, был похож на мутно( жёлтое )пятно.

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

Сделать синтаксический разбор СПП по плану. Начертить схему.

(Придаточное имеет несколько значений -образа действия и сравнения )

Карточка 2.

Как только смеркл ..сь , я велел казаку нагреть чайник( по )походному.

-Вставить пропущенные буквы , расставить знаки препинания.

-Сделать синтаксический разбор предложения. Начертить схему.

-Определить способ связи в словосочетании нагреть по-походному.

5.Проверка д/з.

Зачитывают СПП предложения из романа «Евгений Онегин»

(4 предложения) .

-Дайте полную характеристику предложениям . Определите вид придаточных

Проверка заданий по карточкам.

-Вопросы учащихся к выполнявшим задание у доски.

1.Почему в слове зажжённом пишется в суффиксе 2 буквы н?

2.Определить вид односоставного предложения.

Применение знаний и умений в новой ситуации

6. Работа в парах. Используя СПП с придаточными причины или условия, объясните написание одной и двух букв н в выделенных словах : вязаные варежки ; вязанные мамой варежки (по вариантам).

Вывод: отглагольные прилагательные, причастие.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой. Допишите начатые предложения, чтобы получились СПП. Определите виды придаточных предложений.

1.Счастье достаётся тому , кто…

2.Если вы пришли в гости,…

3.Где чтут богатство,…

4..Пока люди любят,…

Сравните варианты своих предложений с высказываниями известных людей:

1.Счастье достаётся тому, кто много трудится. /Леонардо да Винчи/

2.Если вы пришли в гости, не забудьте уйти./Пифагор/

3.Где чтут богатство, там презирают всё честное:верность, порядочность, стыд. /Саллютий/

4.Пока люди любят,они прощают./Ларошфуко/

-Как вы понимаете последнее высказывание?

8.Перед вами два предложения.

Замените , где это возможно, придаточную часть СПП обособленным определением ,выраженным причастным оборотом.

Задание выполняется на доске.

1.Кони, к которым мы подошли, были привязаны к молодым дубам.

2.Не стану я жалеть о розах, которые увяли с лёгкою весной./А.С.Пушкин/

Сделать синтаксический разбор обоих предложений.

-Чем отличается союз от союзного слова?

-Каким членом предложения является союзное слово?

-Какие придаточные присоединяются союзными словами?

\по таблице\

Работа в парах. Составляет предложения по вариантам.

-1вариант

Составить предложения по схемам

(Вследствие того что… ) , [ ]

(Кабы … ) , [ ]

-Какие это союзы?

2 вариант

Эти же значения выразить при помощи простых предложений.

7.Работа в парах. Восстановите строки. Охарактеризуйте предложения (раздаются карточки)

1 вариант

1.Духовной жаждою томим ,в пустыне мрачной я влачился, и (шестикрылый серафим на перепутье мне явился).

2.(Если жизнь тебя обманет),

Не печалься, не сердись.

2вариант

3.Скажи мне, кудесник, любимец богов,

(Что сбудется в жизни со мною?)

4.Я вас любил так искренно, так нежно,
(Как дай вам бог любимой быть другим).

-Какие средства художественной выразительности использует А.С.Пушкин в этих предложениях?

8.Самостоятельная работа .Работа с текстом китайского мыслителя Конфуция.

Почитайте родителей.

Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат так ( же )собак ,кошек, лошадей. Если родителей( не) почитать, то чем будет отличат?ся отношение к ним от отношения к собакам и лошадям? Нельзя считать почтительностью только то, что дети работают за родителей.

Проявляйте почтительность к родителям.

-В каком предложении выражена главная мысль?

-Определите тип и стиль речи.

-Найти СПП, выписать ,расставить знаки препинания, определить вид придаточных.

-В каком СПП есть указательное слово? Каким членом предложения является?

9.Творческое задание.

1 вариант.

Написать сочинение-миниатюру, используя СПП.

«Что значит «почитать родителей»?

2 вариант .

Составьте СПП. Дайте несколько советов вашим сверстникам о том, как нужно относиться к родителям.

10.Проверка творческого задания, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

11.Вывод. Что вы знаете о сложноподчинённых предложениях с одним придаточным?

Монологический ответ по плану.

Рефлексия.

Запишите ваши отзывы на карточке:

Я сегодня научился(ась) __________

Что понравилось на уроке?________________

Что не понравилось ?___

Итоги. Выставление оценок.

10. Домашнее задание 1.Составить СПП или текст с различными видами придаточных( 5 предложений)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дзестелова Лариса Викторовна

Дата: 12.04.2019

Номер свидетельства: 506901


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства