Просмотр содержимого документа
«Обобщение изученного по теме "Глагол"»
Открытый урок в 7 «А» классе
Обобщение изученного по теме «Глагол»
Эпиграф к уроку: Что одному трудно дается, то коллективом легко берется.
Если люди объединяются, они смогут связать льва.
I.Орг.момент Ребята, проверим вашу готовность к уроку. На столе учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности (ручка, карандаш, линейка). Проверим ваше настроение к уроку. На парте у вас лежат «Словарики настроения». Поделитесь, какое оно у вас. (Ответы учеников)
Отлично, давайте начнем.
II. Мотивационный этап
Ребята, я для вас приготовила местоимения. Давайте их прочитаем. Вы сейчас находитесь в коллективе, общаетесь, миритесь, ругаетесь. Как вы считаете, какое местоимение главное при общении в классе, коллективе? Запишите его в тетрадь.
А что вы знаете о местоимении?
Учащийся. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. Заменяет имя сущ., имя прил., числ. и глагол.
Учитель. Приведите пример употребления местоимения в вашей речи.
Какие группы частей речи вы знаете? Прокомментируйте.
Учащийся. Все части речи в русском языке делятся на три группы: самостоятельные, служебные и междометие. Самостоятельных ЧР 6, а служебных – 3. Междометие – особая группа. Это такие слова, которые выражают эмоц. оценку в речи: Ой, Ах, Господи и т.д.
*Какой раздел русского языка изучает части речи? Учащийся. Морфология – это раздел русского языка, который изучает части речи.
Но я так и не спросила, какие местоимения у вас получились? Почему? Вернемся к этим словам в конце урока и подумаем, почему же я их приготовила для вас, а сейчас прочитаем эпиграфы к уроку. Выберите понравившийся эпиграф и спишите его в тетрадь. Какой выбрали? Почему?
Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У нас есть общие цели – обучение в школе, получение хорошего образования. И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все вы нуждаетесь в поддержке, и вы можете ее получить именно в своем классе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед! Вернемся к эпиграфам в конце урока.
Определимся с темой урока.
Внимание на экран. Устная разминка «Кто это? Что это?» Отгадаем зашифровки и по начальным буквам определим, чем мы сегодня займемся.
1. 6 июня в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка в России и в мире отмечается День русского языка. Кто родился в этот день? Пушкин.
2. Участок суши, омываемый со всех сторон. (Остров)
3. Процесс распространения колебаний в упругой среде – это… (Волны)
4. Какой знак препинания следует поставить в конце предложения, если учитель читает с интонацией завершенности? Точку.
5. Выпуклая, замкнутая фигура (плоская). Овал
6. Любимый герой английских баллад, мужественный и верный друг угнетенных, непримиримый враг богачей; разбойник, жил в лесу. (Робин Гуд)
7. Самый большой материк – это… Евразия
8. Химический элемент с атомным номером 11, в таблице Менделеева обозначен как Na. (Натрий)
9. Обратный порядок слов в предложении. (Инверсия)
10. Государство, расположенное в Северной Африке и на Синайском полуострове Азии и являющееся поэтому страной двух материков. (Египет) (3 минуты)
Какое слово получилось? ПОВТОРЕНИЕ. Что же мы будем повторять? Какую часть речи мы изучали несколько уроков? На что следует обращать свое внимание на уроке?
Запишем тему урока в тетрадь.
На уроке мы должны показать, насколько хорошо усвоена тема Глагол.
НА 10 баллов!
Что я должен знать? Определение глагола, грамматические признаки глагола, правила о правописании глагола.
Что я должен уметь? Уметь отличить глагол от всех остальных частей речи русского языка; уметь определять наклонение, вид, возвратность, переходность, спряжение глагола; уметь отличать личный глагол от безличного; уметь грамотно объяснять правописание глагола.
На что я должен обратить внимание?
Отвечаем полными ответами, обязательно с примерами, чтобы было понятнее.
Сегодня на уроке вы будете работать в мини-группах, у каждого будет возможность показать свои знания по теме в группе. Сообща вы будете ставить плюсы за правильные ответы, знаки вопроса, если задание или правило вызывает затруднение, сомнение. Внимательно следите за ходом урока, от этого зависит ваш конечный балл. (2 минуты)
Проверка домашнего задания. Так как у нас сегодня суббота, домашнее задание было творческим.
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Без глагола не передашь собеседнику никаких сообщений, не построишь предложений и текста. Глаголить – значит говорить. А глаголь – буква кириллицы.
Почему в русском языке появилось такое слово?
Учащийся. Потому что глаголь – это древнерусская буква, которая означала «говорить». Раньше словом глагол обозначали речь вообще.
Игра " Не прерви цепочку”. Начнем игру. Начинает учащийся, передает слово другому.
1. Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
2.Что такое инфинитив? (Инфинитив - это неопределённая форма глагола.)
3. Какую роль выполняют глаголы в предложении? (Глаголы чаще всего в предложениях бывают сказуемыми.)
4.Сколько видов имеет глагол? (Глагол имеет два вида: совершенный и несовершенный)
5.На какие вопросы отвечают глаголы совершенного вида? (Что сделать? что сделал? что сделает?)
6. На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида? (Что делать? что делает? что будет делать? что делал?)
7. Сколько временных форм имеет глагол? (Глагол имеет 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее)
8. Что называется спряжением? (Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением)
9. Как пишется НЕ с глаголами? (НЕ с глаголами пишется раздельно, например: не знаю; кроме глаголов, которые без не не употр: негодовать, ненавидеть)
10. Какие глаголы называются разноспрягаемыми?
На что я должен обратить внимание? На каком вопросе цепочка прервалась? (5 МИНУТ)
Под запись. Грамматические категории глагола – это вид, переходность, возвратность, спряжение, наклонение.
Если у вас не возникло трудностей при определении, вы уверенно можете ответить на любой вопрос по понятиям, то ставим +. Если на большую часть вопросов я могу дать ответ, однако при некоторых определениях у меня возникли трудности, ставлю ?
Физкультминутка
Мы разминку начинаем, Руки шире раздвигаем, А потом их тянем вверх. Отдохнёт спина у всех. (Потягивания — руки в стороны и вверх.)
А теперь тихонько сядем,
Упражнение для глазок выполняем.
Вправо-влево, вверх-вниз,
Ведь для них любой каприз!
Рисуем носиком отметку, которую хотите заработать на уроке.
Продолжаем работу.
Продолжим нашу работу. Прочитаем выразительно притчу и подумаем, о чем же она? Дети, а что такое притча?
Замёрзшие ученики
Уч..ники с..ёжились, пер..м..нались с н..ги на н..гу, п..сматр..вали на старца. Тот бе(з,с)мол(?)ствовал. Они п..с..нели от х..л..да, др..жали, и, нак..нец, когда их т..рпение достигло пр..дела, старец заг..в..рил. Он ск..зал:
— Вам х..л..дно. Это потому, что вы стоите пор..знь. Станьте ближе, чтобы о..дать друг другу св..ё т..пло. В этом и есть суть христианской любви.
Христианская притча.
Все ли слова из текста понятны? Поясним: безмолвствовать, порознь.
Хорошо ли это, быть порознь? Бываете ли вы порознь со своими товарищами? Когда?
Запишем текст, вставим пропущенные буквы. Комментированное письмо под диктовку. (6 минут)
Текст записан. Буквы, которые вставили, подчеркнули. Поставьте плюс на полях те, у кого не возникло трудностей с орфограммами на письме, и он может объяснить любую орфограмму из текста. Подняли руки те, кто поставил себе плюс. (ПРОВЕРИТЬ) Какие орфограммы вызвали трудности?
И знак вопроса поставьте те, у которых возникло много трудностей на письме. Совет… !!!
Следующее задание вам придется выполнить сообща и оценить друг друга. Работаем в мини-группах четверками. Правила работы в группах. Напомним. По итогу оцените работу друг друга.
Несов. вид, неперех., невозвр., II спр., изъяв. накл., пр. вр., мн. ч.
Сказуемое.
На что следует обратить внимание? В каком задании я допустил ошибку?
Что мы повторили? Кто хорошо работал в группе?
О чем вы подумали, когда читали притчу? Как вы думаете, о чем эта притча? Почему ученики замерзли?
Смотрю я на вас, ребята, и кое-что заметила. Что пропал самый важный глагол! Давайте его отыщем. В нём корень, как в слове улыбка. В нём суффикс, как в слове крикнуть. В нём суффикс, как в слове сверкать. В нём после окончания стоит особый суффикс глагола, как в слове смеяться. Какое слово пропало из секрета? (улыбнуться).
Морфемный разбор. Выполним морфемный разбор глаголов. Работаем по вариантам. 2 человека к доске.
Улыбнуться, развлекла, развлёк - 1 вариант.
засмеяться, достигнул, достиг – 2 вариант.
Плюс, у кого не возникло проблем при выполнении задания. Один плюс, если допустил не более двух ошибок. Знак вопроса, если я допустил больше двух ошибок.
Домашнее задание. С. 96, отв. на вопросы раздела «Проверяем себя», повт. пар. 6-19, подг. к ТК.
Слово учителя. Давайте вернемся к тому, с чего начинали. К эпиграфу занятия. Докажите, что в эпиграфе есть глаголы, используя метод ПОПС.
Чтение притчи
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому. Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось. Тогда отец сказал: — Вот так и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
А теперь самое интересное. Подсчитайте количество плюсов, заработанных за урок. Подведем итоги. Вернемся к местоимениям, которые вы записывали в начале урока. А какое местоимение вы бы выбрали сейчас, приходя в класс, работая на уроках?
Сегодня мы охватили всего лишь часть большой работы, которую мы с вами проделываем на уроках русского языка.
Ребятки, мы с вами живем и работаем в коллективе. Может быть, сегодняшний урок заставил вас о чем-то задуматься? Поделитесь.
Поменялось ли ваше мнение о главном местоимении на уроке? Почему?