Конспект урока по теме: "Обобщение по теме "Глагол""
Конспект урока по теме: "Обобщение по теме "Глагол""
Конспект урока русского языка по теме: "Обобщение изученного по теме "Глагол"". Тип урока: комбинированный. Формы работы на уроке: работа с мультимедийной презентацией, работа в парах по карточкам (языковой материал на карточке - краеведческого характера), дифференцированные задания, работа у доски, самостоятельная работа, работа в группах, индивидуальная работа. Домашнее задание носит творческий характер и предлагается вариативно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Обобщение по теме "Глагол"" »
Тема урока: «В гостях у Глагола». ( Обобщение по теме «Глагол»).
Цель урока: повторить изученное по теме «Глагол».
Задачи:
Образовательные: систематизировать основные знания по теме «Глагол»; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;
Развивающие: работать над развитием коммуникативных навыков, логического мышления школьников; развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать у школьников любовь к русскому языкуна основе использованиязанимательного лингвистического материала; работать над созданием атмосферы сотрудничества и взаимоуважения.
Оборудование к уроку: мультимедийная презентация «В гостях у Глагола»; рисунки учащихся «Я рисую Глагол»; лингвистические сказки школьников; аудизапись песни «Улыбка», сигнальные карточки, опорные схемы.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент. Психологическая установка. Слайд. Посмотрите на слайд, дайте себе установку на качественную работу на уроке. Можно проговорить вслух.
А теперь запишите в тетрадях число и классная работа.
2.( Звучит песня «Улыбка»). Послушайте песенку и запишите слова, обозначающие действие предмета. (Словарный диктант)
Прочитайте записанные слова. Что можно о них сказать? (Дети называют морфологические признаки и орфограммы глагола).
Ребята, можете ли вы сформулировать тему урока?
А попробуйте определить задачи урока.
Совершенно верно, мы должны качественно повторить изученное в теме «Глагол», продолжить учиться узнавать глаголы в тексте, применять изученные орфограммы и правильно употреблять глагол в речи.
Проверка д/з. У нас сегодня необычный урок и д/з было тоже не совсем обычным.
Выступления детей. (Уч-ся рассказывают сказки, читают стихи, кроссворд).
4. Продолжаем урок. Грамматическая разминка по теме « Глагол» - «Двенадцатицветик».
Последний вопрос в «Двенадцатицветике» Какую выразительную роль может глагол играть в тексте?
5. Работа в группах. Карточки с текстами стихотворений замечательных русских поэтов.
Задание – общее для всех групп. 1. Текст списать. 2. Выразительно прочитать. 3. Найти глаголы. 4. Сосчитать глаголы. 5. Определить их роль в тексте.
Выступления групп.
ФИЗМИНУТКА ( мы писали, спрягали, думали – устали, давайте отдохнём).
Поскачите, попляшите.
Поскачите, попляшите,
Сядьте тихо, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.
Вы рифмовку прочитали...
А глаголы вы узнали? Садитесь.
Назовите. Что общего вы заметили между этими глаголами? В чём особенность их написания?
Садитесь. Слайд. С помощью сигнальных карточек покажите гласные в окончаниях глаголов. (Юля, проверяй).
7. Работа с текстом. ( Текст на столе - карточки). Работа в паре. Выберите себе пару, чтобы уровень знаний примерно совпадал. Пересядьте.
Текст на краеведческом материале.
Что стало с тобою, ЧЕЛОВЕК?
В 1749 году на правом берегу чудесной полноводной реки писарем Острогожского полка Фёдором Евстафьевичем Татарчуковым был основан хутор, название которому было дано – Писарев.
А название реки – Богучарка- восходит к древней легенде, согласно которой великий русский самодержец Пётр Первый, проплывая по реке на одном из своих кораблей, вылил в воду чарку вина и сказал: «А это Богу чарка». Этой легенде без малого четыреста лет, но все её знают: передаётся она от поколения к поколению…
Четыреста лет назад река была судоходной.
Величаво и спокойно несла она свои воды к Дону-батюшке. На холодной зыби волн гордо раскачивались парусники, в глубоких заводях водилось несметное количество рыбы, у берегов цвели кувшинки, а белоснежные лебеди, царственно осматривая окрестности, чувствовали себя здесь совершенно свободно.
Казалось, так будет всегда. Такой же чистой и глубокой останется река. Такими же высокими и крутыми будут её берега. И так же спокойно будут жить здесь птицы. Так должно было быть. Но… не стало.
Не «пробегают» больше по реке суда, не белеют у кромки кувшинки, не слышно больше голосов диких гусей и уток, не часто увидишь теперь и длинноногую красавицу цаплю, и раненый лебедь… один… в зарослях…
Что стало с тобою, ЧЕЛОВЕК?
Задания к тексту. (На выбор – 1 задание. Задание выбираем по принципу «Я это могу») Работаем самостоятельно.
Выразительно прочитать текст.
Найти и записать 2 глагола в прошедшем времени. Выполнить разбор по составу.
Записать несколько глаголов в настоящем времени, указать спряжение.
Найти и записать глагол в форме 2 лица единственного числа. Объяснить написание Ь.
8. Ребята, посмотрите, как знания, приобретённые вами при изучении темы «Глагол» вам понадобятся на экзамене.
Выполнение заданий экзамена.
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
напил..шь
закле..вший
свер..шь
загон..шь
предъявля..шь
9. Итоги урока. Наш урок подходит к концу, и Вика подготовила его логическое завершение.
Вы сейчас присутствуете не просто на уроке, а на открытии памятника его Величеству Глаголу. Итак, исторический момент!
РЕФЛЕКСИЯ. У вас на столах - листочки бумаги. Напишите мне SMS – сообщение о сегодняшнем уроке. Что вам хотелось бы мне сказать. Чему вы научились? Что бы вам хотелось изменить?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (По выбору) Слайд
«Герб Глагола» (символическое изображение главных признаков глагола).
«Автобиография Глагола». «Интервью с Глаголом». «Если бы не было Глагола…».
«Наказ Глагола двоечнику». «Очерк о Глаголе». «Небылицы про Глагол»
Завести велели мне новые привычки –
Никогда девчонок НЕ дёргать за косички!
Никогда с братишкой НЕ драться за обедом,
На уроках больше НЕ говорить с соседом.
Я согласен даже НЕ рисовать на карте,
Я согласен даже НЕ танцевать на парте.
Но НЕ делайте вы мне никаких упрёков,
Даже если я и НЕ выучу уроков!
От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснется... Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется. Припев: И тогда наверняка, Вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке... С голубого ручейка Начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки. С голубого ручейка Начинается река, Ну, а дружба начинается с улыбки. От улыбки солнечной одной Перестанет плакать самый грустный дождик. Сонный лес простится с тишиной И захлопает в зеленые ладоши. Припев От улыбки станет всем теплей - И слону и даже маленькой улитке... Так пускай повсюду на земле, Будто лампочки, включаются улыбки
Речь на открытии памятника глаголу.
Уважаемые любители и знатоки русского языка! Вы сегодня присутствуете на открытии памятника Глаголу. Это одно из самых знаменательных событий в истории лингвистики.
Невозможно представить себе нашу речь без Глагола. Без него всё застыло бы без движения, перестало бы развиваться. Без Глагола люди не смогли бы выразить свои желания, попросить о помощи, поблагодарить за поддержку. Без него перестал бы нормально существовать и сам Язык. Люди начали бы пользоваться жестами.
Именно поэтому сегодня мы воздаём заслуженную похвалу великому Глаголу, благодаря которому русский язык радует нас своим богатством.
Пусть этот памятник станет напоминанием о том, как важно бережное отношение в языке к каждому слову!
Что касается происхождения слова, то оно заимствовано из церковно- славянского языка, где обозначало понятия «слово», «речь». Такое значение можно наблюдать в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».
Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льникилиглаго́латель иглаголательница(ж.р.) - тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый. Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).
Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500.
Задание. 1. Выразительно прочитать текст. 2. Сосчитать глаголы, сделать вывод. 3. Определить роль глагола в тексте.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче … погляди в окно…
Задание. 1. Выразительно прочитать текст. 2. Сосчитать глаголы, сделать вывод. 3. Определить роль глагола в тексте.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Задание. 1. Выразительно прочитать текст. 2. Сосчитать глаголы, сделать вывод. 3. Определить роль глагола в тексте.