Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку на тему: " Обобщение изученного о глаголе"»
МБОУ « Рышковская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по русскому зыку
в 4 классе на тему:
« Обобщение изученного о глаголе»
Рассмотрено на районном
семинаре
учителей начальных классов
16.05.2018года
Проведено учителем
Хахалевой И.А.
2017-2018 учебный год
Тема: «Обобщение изученного о глаголе».
Тип урока: повторение и закрепление изученного
Форма урока: урок – путешествие
Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.
Задачи:
Образовательная: продолжать формировать умение находить глагол и определять его грамматические признаки.
Развивающая : развитие умения работать самостоятельно, делать выводы и обобщения после выполнения определенного этапа урока, развивать орфографическую зоркость, обогащать устную и письменную речь.
Воспитательная: воспитывать самостоятельность, любовь к творчеству А.С.Пушкина и русскому языку.
- выставка книг и рисунков по сказкам А.С.Пушкина;
- карточки с заданием.
ХОД УРОКА
I.Организационный этап.
Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.
- Сейчас у нас урок русского языка.
- Наш урок будет необычным, он будет сказочным, поэтичным. Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны блещут.
(Музыка шум волн)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
- Откройте глаза.
-Ребята, из какой сказки эти строки? ( Сказка о царе Салтане А.С. Пушкин)
- Кто написал эту сказку?
II.Сообщение темы и цели урока
Вместе с героями сказок Пушкина мы отправимся в путешествие по одной из изученных частей речи.
- Но наш корабль, на котором мы сегодня отправляемся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Его нужно завести с помощью отгадывания загадку . Отгадав её, вы узнаете тему нашего урока .(3,4 слайд)
Обозначаю в каждом предложении Все действия и все движения, Я важен, как в футболе гол. Так кто же я такой?
- Правильно, эта часть речи – глагол.
- Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься?
- Поставим перед собой цели, которые достигнем на уроке.( Закрепим знания о глаголе, повторим времена глагола, род, число, спряжение.)
Стихотворение о глаголе (5слайд)
-Давайте найдём в стихотворении глаголы и обозначим время
Вот на этом прекрасном корабле из произведения “Сказка о царе Салтане…
мы отправимся в путь. (Слайд 6)
- Во время всего путешествия каждый из вас будет заполнять «Карту ученика». Каждый этап работы на уроке вы будете оценивать самостоятельно знаками «+» или «-». Знак «+» вы будете ставить в том случае, если справитесь с заданием без затруднения, если же испытаете трудность – ставите знак«-».
- Оцените пожалуйста в карте результаты первого задания «Отгадывание загадки»
- С помощью каких слов А.С. Пушкин показал, что происходит с ветром? (гуляет , подгоняет)
- Какой частью речи являются эти слова
Ребята, наш путь к дальнейшему путешествию закрыт.( Слайд 7) Нужно открыть замок. Чтобы продолжить плавание и открыть замок нам нужно ответить на вопросы
Пристань «Вспоминай-ка» ( 8 слайд)
1) Правила о глаголе
1. Это…
2. Обозначает…
3. Отвечает на вопросы…
4. Изменяется (по лицам, временам и числам в прошедшем времени по родам)…
5. В предложении является…
6. Что такое спряжение глагола? (Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам.)
7. Как определить спряжение глагола?( слайд 9, 10 )
8. Глаголы – исключения ( Слайд 11)
Оцените свою работу знаком + или -
Работа по теме урока.
Пристань «Сказочная»
- Обратите внимание на этот отрывок! Я Предлагаю Вам Вставить недостающие глаголы Определить время и число. Рядом эти же глаголы записать во множественном числе.
Днем свет божий …, (затмевает – затмевают) Ночью землю …, (освещает – освещают) Месяц под косой …, (блестит – блестят) А во лбу звезда… (горит – горят)
Морфологический разбор глагола блестит
блестеть (инфинитив)
Постоянные признаки:
*1-е спряжение
*невозвратный
*несовершенный вид
Непостоянные признаки:
* единственное число
* настоящее время
*3-е лицо.
*Сказуемое
Пристань «Думай-ка»
- Ребята , скажите, каким трудом занимаются герои сказки о рыбаке и рыбке? (Старуха пряла пряжу, старик ловил рыбу)
- Какие пословицы о труде вы знаете?
-Как пишется НЕ с глаголами?
- А теперь помогите пословицам. Некоторые из них потеряли частицу НЕ. Из данных пословиц выпишите глаголы. Определите вид, время и спряжение.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Кто не работает, тот не ест.
Отрицание НЕ с глаголами пишется отдельно
Без труда – морфологический разбор
Пристань «Отдыхай-ка».
Физкультминутка.
Глаголы несовершенного вида сели, совершенного наклонились.
Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.
- О какой части речи мы говорили, путешествуя по сказкам Пушкина?
- Что мы вспомнили о глаголе?
Рефлексия
- А теперь проверим как вы оценили свою работу.
-Кто справился со всеми заданиями и набрал наибольшее количество баллов. (ставлю оценки).
Закончить наш урок хотелось бы словами А.С.Пушкина
«Учись, мой сын, и легче, и яснее,
Державный труд ты будешь постигать».
- К чему призывает нас Пушкин? ( Учиться)
Спасибо за урок!
Карта ученика
Вид работы ( этап урока)
Знак («+»или «-«)
1 « Отгадывание загадки»
1б.
2 Синтаксический разбор предложения
2б
3 Вспоминай-ка
1б
4 Пристань « Сказочная» запись глаголов
2б
5 Морфологический разбор глагола
2б
6 Работа с пословицами. Морфологический разбор существительного