Урок русского языка в 4 классе.
Учитель: Мачтакова Ирина Александровна
Тема: Обобщение изученного о глаголе.
Цель: - закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенная форма глагола, спряжении, временах глагола, правописании безударных личных окончаний глагола и частицы «не» с глаголами; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А. С. Пушкина.
Оборудование: мультимедийная установка, опорные схемы, кроссворды, книжная выставка произведений А. С. Пушкина, карточки с названиями пристаней, белочка (мягкая игрушка), грамзапись «Ария царевна Лебедь», сказительница (ученица) в русском костюме.
Ход урока.
І. Целевая установка.
1. – Ребята, сегодня наш урок необычный, у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей. Наш урок будет необычным и потому, что будет сказочным, поэтичным.
Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет… В этом вам поможет музыкальный отрывок. (Включение грамзаписи.)
- Помогайте
…И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
2. На втором слайде модель парусника.
- Но наш корабль, на котором мы сегодня отправляемся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Его нужно завести с помощью отгадывания кроссворда. Отгадав его, вы узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова.
3. Учитель читает отрывки с пропуском словарных слов (эти слова даны в скобках); дети записывают в личных кроссвордах, а проверку осуществляют со слайдом – третьем.
- Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит (город) он большой…
- Пушки с пристани палят,
(Кораблю) пристать велят…
- Царь Дадон к шатру спешит…
Что за странная (картина)!
Перед ним его два сына…
- Море вздуется бурливо,
Закипи, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге –
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три (богатыря).
- Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далёк:
Восвояси на (восток)…
- Вот въезжает в город он…
Вдруг раздался лёгкий звон,
И в глазах у всей (столицы)
Петушок вспорхнул со спицы…
- Ну что ж, молодцы! Вы отгадали тему урока. Это …глагол. А теперь отправимся в сказочное путешествие.
ІІ. Наша первая остановка у пристани «Вспоминайка».
Запись отрывка под диктовку (или списать с четвёртого слайда) в тетрадях и у доски.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет…
- С помощью, каких слов Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром? (Гуляет, подгоняет)
- Какой частью речи являются эти слова, что обозначают, на какие вопросы отвечают? (Обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делают (-ет)? Что сделают (-ет)? и им подобные.)
- Подчеркните глаголы.
ІІІ. Наша вторая остановка у пристани «Сказочная».
- Послушайте нашу сказительницу. Ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья».
« Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит - сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему добрые люди сказали, что счастье и богатство лишь в труде.
Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которое было так же одиноко и грустно. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились. Скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать вместе с ними. С тех пор Глагол работает..? (Сказуемым.) Существительное и Прилагательное тоже получили работу. Улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»
- Вот и царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» делает добро людям (на пятом слайде):
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала…
- Найдите глаголы.
-Какую роль глаголы играют в предложении? Найдите и подчеркните главные члены предложения.
ІV. Наша следующая остановка у пристани «Словознайка».
На шестом слайде записаны вопросы:
- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время - это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками». Помните в сказке:
Царь велит своим боярам,
Времени, не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.
- Запишите транскрипцию этого слова. Определите количество слогов, букв, звуков. ( Время [вр'эм'а] 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 5 букв, 5 звуков.)
V. Следующая остановка нашего корабля у пристани «Шуточная»
(6 слайд).
Учительница спросила Лентяйкина.
Если я говорю: он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются».
Какое это время?
Лентяйкин не задумываясь, воскликнул:
- Утро!
- А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? (В настоящем.)
- Определите число и лицо глаголов, запишите их, выделите окончания. (Запись на доске и в тетрадях.)
- Тому, кто забыл, поможет таблица спряжения.
- а в каком времени ещё употребляются глаголы, и на какие вопросы отвечают? ( Прошедшем и будущем и отвечают на вопросы: что делал (и)? что сделает(-ют)? что сделал(и)? что будет (-ют) делать?)
VІ. Остановка у пристани «Думайка».
На седьмом слайде записан текст:
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
- Выпишите глаголы по временам в три столбика. Дети пишут самостоятельно. Проверка со слайда восьмого.
- Ветер весело шумит,
Судно весело бежит….
Мы продолжаем путешествие.
VІІ. Наша следующая остановка у пристани «Угадайка» (9 слайд).
- Вы знаете, как изменяются глаголы, если замените формы 1-го лица ед. ч. Глаголами неопределённой формы.
- А на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (Что делать? что сделать?)
- Запишите глаголы неопределённой формы в личные кроссворды.
- Прошу.
- Терплю.
- Соберу.
- Пойму.
- Бегу.
- Тру.
- Подниму.
- Ловлю.
- Бегу.
-Проверьте свои ответы со слайда. Какое выделенное слово получилось. Какой сделаем вывод?
– Вы отгадали правильно, глаголы спрягаются.
VІІІ. Пристань «Здоровье» (10 слайд).
- Ребята, вы, наверное, устали. Давайте проведем физпаузу.
ІХ. Пристань «Чистописания» (10 слайд).
еутютІ иатятІІ
Пишут за учителем
Ломит он у дуба сук
Ив тугой сгибает лук.
Не спокойно сине море.
- Как вы думаете? Почему? Мы забыли про частицу «не». Как она пишется с глаголами?
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу не пиши.
- А что приготовил Балда с укоризной, рассчитываясь с попом? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так и воем и воют.
- Недовольна нами рыбка. Забыли мы о бортовом журнале и не выставили оценки. (Выставление оценок.)
Наше путешествие закончилось, и мы подошли к последней пристани
Х. «Итоговая». (Слайд – 11.)
- Что мы повторили о глаголе?
- Из каких сказок А. С. Пушкина были отрывки?
Задание на дом: записать 5 предложений из произведений А. С. Пушкина. Указать лицо глаголов.
Спасибо за внимание. (Слайд – 12.)