kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме "Глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе.

Учитель: Мачтакова Ирина Александровна

Тема: Обобщение изученного о глаголе.

Цель: - закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи,                         неопределенная форма глагола, спряжении, временах глагола,               правописании безударных личных окончаний глагола и частицы                «не» с глаголами; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А. С. Пушкина.

Оборудование: мультимедийная установка, опорные схемы, кроссворды, книжная выставка произведений А. С. Пушкина, карточки с названиями пристаней, белочка (мягкая игрушка), грамзапись «Ария царевна Лебедь», сказительница (ученица) в русском костюме.

Ход урока.

І. Целевая установка.

1. – Ребята, сегодня наш урок необычный, у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей. Наш урок будет необычным и потому, что будет сказочным, поэтичным.

   Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет… В этом вам поможет музыкальный отрывок. (Включение грамзаписи.)

- Помогайте

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

2. На втором слайде модель парусника.

- Но наш корабль, на котором мы сегодня отправляемся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Его нужно завести с помощью отгадывания кроссворда. Отгадав его, вы узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова.

3. Учитель читает отрывки с пропуском словарных слов (эти слова даны в скобках); дети записывают в личных кроссвордах, а проверку осуществляют со  слайдом – третьем.

  • Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит (город) он большой…

  • Пушки с пристани палят,

(Кораблю) пристать велят…

  • Царь Дадон к шатру спешит…

Что за странная (картина)!

Перед ним его два сына…

  • Море вздуется бурливо,

Закипи, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три (богатыря).

  • Корабельщики в ответ:

     «Мы объехали весь свет,

     Торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далёк:

Восвояси на (восток)…

  • Вот въезжает в город он…

Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей (столицы)

Петушок вспорхнул со спицы…

- Ну что ж, молодцы! Вы отгадали тему урока. Это …глагол. А теперь отправимся в сказочное путешествие.

ІІ. Наша первая остановка у пристани «Вспоминайка».

Запись отрывка под диктовку (или списать с четвёртого слайда)  в тетрадях и у доски.

           Ветер по морю гуляет

          И кораблик подгоняет…

- С помощью, каких слов Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром? (Гуляет, подгоняет)

- Какой частью речи являются эти слова, что обозначают, на какие вопросы отвечают? (Обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делают (-ет)? Что сделают (-ет)? и им подобные.)

- Подчеркните глаголы.

ІІІ. Наша вторая остановка у пристани «Сказочная».

- Послушайте нашу сказительницу. Ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья».

         « Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит  - сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему  добрые люди  сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

         Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которое было так же одиноко и грустно. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились. Скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать вместе с ними. С тех пор Глагол работает..? (Сказуемым.) Существительное и Прилагательное тоже получили работу. Улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»

  • Вот и царевна из «Сказки о мёртвой  царевне и семи богатырях» делает добро людям (на  пятом слайде):

            Дом царевна обошла,

           Всё порядком убрала…

  • Найдите глаголы.

-Какую роль глаголы играют в предложении? Найдите и подчеркните главные члены предложения.

ІV. Наша следующая остановка у пристани «Словознайка».

На шестом слайде записаны вопросы:

- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время -  это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками». Помните в сказке:

           Царь велит своим боярам,

          Времени, не тратя даром,

         И царицу и приплод

        Тайно бросить в бездну вод.

- Запишите транскрипцию этого слова. Определите количество слогов, букв, звуков. ( Время [вр'эм'а] 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 5 букв, 5 звуков.)

V. Следующая остановка нашего корабля у пристани «Шуточная»

 (6 слайд).

  1.  

Учительница спросила Лентяйкина.

Если я говорю: он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются».

Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь, воскликнул:

- Утро!

- А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? (В настоящем.)

- Определите число и лицо глаголов, запишите их, выделите окончания. (Запись на доске и в тетрадях.)

- Тому, кто забыл, поможет таблица спряжения.

- а в каком времени ещё употребляются глаголы, и на какие вопросы отвечают? ( Прошедшем и будущем и отвечают на вопросы: что делал (и)? что сделает(-ют)? что сделал(и)? что будет (-ют) делать?)

VІ. Остановка у пристани «Думайка».

 На седьмом слайде записан текст:

           И послушалась волна:

          Тут же на берег она

          Бочку вынесла легонько

          И отхлынула тихонько.

         Мать с младенцем спасена;

        Землю чувствует она.

       Но из бочки кто их вынет?

        Бог неужто их покинет?

  • Выпишите глаголы по временам в три столбика. Дети пишут самостоятельно. Проверка со слайда восьмого.

         - Ветер весело шумит,

        Судно весело бежит….

Мы продолжаем путешествие.

VІІ. Наша следующая остановка у пристани «Угадайка» (9 слайд).

- Вы знаете, как изменяются глаголы, если замените формы 1-го лица ед. ч. Глаголами неопределённой формы.

- А на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (Что делать? что сделать?)

- Запишите глаголы неопределённой формы в личные кроссворды.

  1. Прошу.
  2. Терплю.
  3. Соберу.
  4. Пойму.
  5. Бегу.
  6. Тру.
  7. Подниму.
  8. Ловлю.
  9. Бегу.

-Проверьте свои ответы со слайда. Какое выделенное слово получилось. Какой сделаем вывод?

– Вы отгадали правильно, глаголы спрягаются.

VІІІ. Пристань «Здоровье» (10 слайд).

- Ребята, вы, наверное, устали. Давайте проведем физпаузу.

ІХ. Пристань «Чистописания» (10 слайд).

еутютІ           иатятІІ

Пишут за учителем

      Ломит он у дуба сук

      Ив тугой сгибает лук.

     Не спокойно сине море.

- Как вы думаете? Почему? Мы забыли про частицу «не». Как она пишется с глаголами?

    Не выучил, не делай,   

   Не знаешь, не спеши.

   С глаголами отдельно

  Частицу не пиши.

- А что приготовил Балда с укоризной, рассчитываясь с попом? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)

    Так и вздулись сердитые волны,

   Так и ходят, так и воем и воют.

- Недовольна нами рыбка. Забыли мы о бортовом журнале и не выставили оценки. (Выставление оценок.)

 Наше путешествие закончилось, и мы подошли к последней пристани

Х. «Итоговая». (Слайд – 11.)

- Что мы повторили  о глаголе?

- Из каких сказок А. С. Пушкина были отрывки?

Задание на дом: записать  5 предложений из произведений А. С. Пушкина. Указать лицо глаголов.

Спасибо за внимание. (Слайд – 12.)

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Глагол" »

Урок русского языка в 4 классе.


Учитель: Мачтакова Ирина Александровна


Тема: Обобщение изученного о глаголе.


Цель: - закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенная форма глагола, спряжении, временах глагола, правописании безударных личных окончаний глагола и частицы «не» с глаголами; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к родному языку с помощью сказок А. С. Пушкина.


Оборудование: мультимедийная установка, опорные схемы, кроссворды, книжная выставка произведений А. С. Пушкина, карточки с названиями пристаней, белочка (мягкая игрушка), грамзапись «Ария царевна Лебедь», сказительница (ученица) в русском костюме.


Ход урока.

І. Целевая установка.

1. – Ребята, сегодня наш урок необычный, у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте гостей. Наш урок будет необычным и потому, что будет сказочным, поэтичным.

Как и всякая сказка, урок начинается с волшебства. Закройте глаза, представьте себе море, волны плещут, ветер по морю гуляет… В этом вам поможет музыкальный отрывок. (Включение грамзаписи.)

- Помогайте

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

2. На втором слайде модель парусника.

- Но наш корабль, на котором мы сегодня отправляемся путешествовать, плыть только с помощью ветра не может. Его нужно завести с помощью отгадывания кроссворда. Отгадав его, вы узнаете тему нашего урока и повторите словарные слова.

3. Учитель читает отрывки с пропуском словарных слов (эти слова даны в скобках); дети записывают в личных кроссвордах, а проверку осуществляют со слайдом – третьем.

  • Вот открыл царевич очи;

Отрясая грёзы ночи

И дивясь, перед собой

Видит (город) он большой…

  • Пушки с пристани палят,

(Кораблю) пристать велят…

  • Царь Дадон к шатру спешит…

Что за странная (картина)!

Перед ним его два сына…


  • Море вздуется бурливо,

Закипи, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в скором беге –

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три (богатыря).

  • Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали мы недаром

Неуказанным товаром;

А лежит нам путь далёк:

Восвояси на (восток)…

  • Вот въезжает в город он…

Вдруг раздался лёгкий звон,

И в глазах у всей (столицы)

Петушок вспорхнул со спицы…

- Ну что ж, молодцы! Вы отгадали тему урока. Это …глагол. А теперь отправимся в сказочное путешествие.


ІІ. Наша первая остановка у пристани «Вспоминайка».

Запись отрывка под диктовку (или списать с четвёртого слайда) в тетрадях и у доски.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

- С помощью, каких слов Александр Сергеевич показал, что происходит с ветром? (Гуляет, подгоняет)

- Какой частью речи являются эти слова, что обозначают, на какие вопросы отвечают? (Обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делают (-ет)? Что сделают (-ет)? и им подобные.)

- Подчеркните глаголы.


ІІІ. Наша вторая остановка у пристани «Сказочная».

- Послушайте нашу сказительницу. Ученица рассказывает сказку «Глагол и его друзья».

« Жил-был Глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит - сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Ему добрые люди сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которое было так же одиноко и грустно. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной Грамматике. Там все трудились. Скучать было некогда. Встретили их доброжелательно и предложили работать вместе с ними. С тех пор Глагол работает..? (Сказуемым.) Существительное и Прилагательное тоже получили работу. Улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу. А что может быть прекраснее на земле?»

- Вот и царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» делает добро людям (на пятом слайде):

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала…

- Найдите глаголы.

-Какую роль глаголы играют в предложении? Найдите и подчеркните главные члены предложения.


ІV. Наша следующая остановка у пристани «Словознайка».

На шестом слайде записаны вопросы:

- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время - это когда идут дни за днями; последовательное течение суток за сутками». Помните в сказке:

Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод.

- Запишите транскрипцию этого слова. Определите количество слогов, букв, звуков. ( Время [вр'эм'а] 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, 5 букв, 5 звуков.)


V. Следующая остановка нашего корабля у пристани «Шуточная»

(6 слайд).

Инсценировка.

Учительница спросила Лентяйкина.

Если я говорю: он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются».

Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь, воскликнул:

- Утро!

- А вы как думаете, в каком времени употреблены глаголы? (В настоящем.)

- Определите число и лицо глаголов, запишите их, выделите окончания. (Запись на доске и в тетрадях.)

- Тому, кто забыл, поможет таблица спряжения.

- а в каком времени ещё употребляются глаголы, и на какие вопросы отвечают? ( Прошедшем и будущем и отвечают на вопросы: что делал (и)? что сделает(-ют)? что сделал(и)? что будет (-ют) делать?)


VІ. Остановка у пристани «Думайка».

На седьмом слайде записан текст:

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена;

Землю чувствует она.

Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?

- Выпишите глаголы по временам в три столбика. Дети пишут самостоятельно. Проверка со слайда восьмого.

- Ветер весело шумит,

Судно весело бежит….

Мы продолжаем путешествие.


VІІ. Наша следующая остановка у пристани «Угадайка» (9 слайд).

- Вы знаете, как изменяются глаголы, если замените формы 1-го лица ед. ч. Глаголами неопределённой формы.

- А на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы? (Что делать? что сделать?)

- Запишите глаголы неопределённой формы в личные кроссворды.

  1. Прошу.

  2. Терплю.

  3. Соберу.

  4. Пойму.

  5. Бегу.

  6. Тру.

  7. Подниму.

  8. Ловлю.

  9. Бегу.

-Проверьте свои ответы со слайда. Какое выделенное слово получилось. Какой сделаем вывод?

– Вы отгадали правильно, глаголы спрягаются.


VІІІ. Пристань «Здоровье» (10 слайд).

- Ребята, вы, наверное, устали. Давайте проведем физпаузу.


ІХ. Пристань «Чистописания» (10 слайд).

еутютІ иатятІІ

Пишут за учителем

Ломит он у дуба сук

Ив тугой сгибает лук.

Не спокойно сине море.

- Как вы думаете? Почему? Мы забыли про частицу «не». Как она пишется с глаголами?

Не выучил, не делай,

Не знаешь, не спеши.

С глаголами отдельно

Частицу не пиши.

- А что приготовил Балда с укоризной, рассчитываясь с попом? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.)

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так и воем и воют.

- Недовольна нами рыбка. Забыли мы о бортовом журнале и не выставили оценки. (Выставление оценок.)


Наше путешествие закончилось, и мы подошли к последней пристани

Х. «Итоговая». (Слайд – 11.)

- Что мы повторили о глаголе?

- Из каких сказок А. С. Пушкина были отрывки?

Задание на дом: записать 5 предложений из произведений А. С. Пушкина. Указать лицо глаголов.

Спасибо за внимание. (Слайд – 12.)







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме "Глагол"

Автор: Мачтакова Ирина Александровна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118329

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского  языка.Тема: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiema-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "119331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413386934"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка  "Спряжение глаголов""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekturokarusskoghoiazykaspriazhieniieghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "301005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456834384"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка "Спряжение глагола" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-spriazhieniie-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "169690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423458162"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства