- формировать положительный настрой в обучении, воспитывать чуткое отношение к родному языку и родной культуре, формировать адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самовосприятие, развивать умение сотрудничать при выполнении упражнений, воспитывать активную жизненную позицию.
Этапы урока | Действия учителя | Действия обучающихся |
1.Огр. Момент Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Создание ситуации для психологического настроя на урок Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Тогда - за работу! Удачи желаю всем вам!
Запишите число 24 марта | Оценивают свою готовность и настрой на работу. |
2.Формулирование темы и целей урока | Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Морфологии, где у нас уже много хороших знакомых. Но вот беда, в стране Морфологии исчезла важная часть речи. , оказывается, она обиделась на людей. Ей кажется, что они пренебрежительно относятся к ней в своей речи. Часть речи спряталась, решила посмотреть, что будет без неё. Наша задача – отыскать и вернуть ее, иначе жизнь в стране Морфологии станет серой и безрадостной. Сегодня на уроке у вас на партах лежат карты-план поиска , за каждое правильно выполненное задание вы ставите себе один балл. В конце урока мы подведём итоги. Вот приметы пропавшей части речи: Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Со мною ваша речь красива и точна, Когда же нет меня – она, увы, бедна. Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую Соцветьем дивных слов легко определю я! - Кто догадался, какую часть речи нам предстоит отыскать? Запишите тему урока: « Имя прилагательное». -Какая орфограмма встретилась вам при записи нашей темы урока?(чередование гласных в корнях –лаг-,-лож-) Итак, ребята, мы нашли первые следы Имени Прилагательного. Для того чтобы дальше продолжить поиски исчезнувшей части речи, необходимо определить цель всей нашей деятельности. Какая цель стоит сегодня перед нами? (повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное») | Формулируют тему и цели урока. Отмечают, что прилагательные относятся к разделу морфологии, который изучает части речи, их морфологические признаки. Формулируют цель урока |
3.Актуализация знаний | Для этого вспомним: -А что же такое прилагательное? Вы знакомы с данной темой? - Какой раздел науки о языке изучает прилагательное? - О каких морфологических признаках этой части речи вы можете рассказать? Составим схему ( имя прилагательное) Используя схему, расскажите об этой части речи | Учащиеся строят лингвистический текст о морфологических признаках имени прилагательного |
4.Этап закрепления и обобщения полученных знаний | -В ходе поиска были обнаружены следы исчезнувшей части речи, но отпечатки оказались нечеткими. Ваша задача-восстановить улики. 1. 1 ряд (базовый уровень) Запишите словосочетания, раскрывая скобки С (хороший) товарищем, о (ловкий) спортсмене, за (меткий) стрелком, о (младшая) сестре, об (опасный) наводнении, (хвойный) дерево, (длинный) веревка, со (строгий) учителем, (теплый) молоко, (морозный) ночью. 2 ряд (повышенный уровень) Составьте и запишите словосочетания, в случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю. Кофе (горячий), пюре (картофельный), эмаль (голубой), тюль (красивый), эскимо (сладкий), тушь (черный), пальто (красивый ), такси (свободный), мозоль (больной), (новый) кафе. 3 ряд(базовый уровень) Запишите словосочетания, согласуя прилагательные с существительными, графически выделите окончания. Свеж.. трава, мелк.. дождь, хмур.. небо, интересн.. книга, в голуб.. дали, надежн.. друг, пушист.. облака, верн.. подруги, в зимн.. пальто, спел.. помидор. Проверяем! Оцените свою работу -Что помогло вам справиться с заданием? Сделайте вывод о правописании падежных окончаний имен прилагательных. | Выполняют задания, составляют морфологический портрет прилагательных. Осуществляют взаимопроверку. Делают вывод о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных, |
Этап закрепления и обобщения полученных знаний | - Один из свидетелей утверждает, что видел Прилагательное среди других жителей Морфологии. Их основа тоже оканчивается на шипящую, поэтому трудно отличить друг от друга. Давайте поможем нашему очевидцу. Вы должны отыскать прилагательные и распределить данные слова в колонки, решая орфографические задачи. Работа в парах. 2- Составьте таблицу, распределяя слова в разные колонки. Линюч…,Паху.., у рощ.., жгуч.., меч.., скрипуч.., береч.., луч.., ландыш.., из-за туч.., могуч…, реч.., мимо луж.., испеч.., около дач.., шипуч.., камыш.., ноч... - По какому принципу классифицировали слова? Взаимопроверка Сравните свой результат с работой соседа. Исправьте ошибки, если нашли. Не просто исправьте, а докажите, Что он не прав, а правы вы. Оцените себя | Работа в парах по составлению таблицы, проверка знаний орфограммы «правописание кратких прилагательных с основой на шипящую», а также умение отличить его от других частей речи с основой на шипящую. |
Этап закрепления и обобщения полученных знаний | 3..Другой свидетель утверждает, что видел Прилагательное в государстве Морфемики. Оно никак не могло выбрать, что ему больше подойдет: О или Ё. Помогите Прилагательному определиться с выбором. В этом нам поможет графический диктант.1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, 1.Больш..го размера, 2.в чуж.м. портфеле, 3.хорош..го настроения, 4., плюш..вый медвежонок, 5.на свеж..м воздухе, 6.в дремуч..м лесу, 7.колюч..го ежа, 8 , о пахуч.м ландыше 9.у скрипуч .. го дерева, 10.холщ..вая сумка Наглядная проверка. Оцените друг друга | Выполняют упражнения, классифицируют слова в соответствии с нормами орфографии и правописания Отвечают на вопрос учителя. |
Этап закрепления и обобщения полученных знаний | 4.Поиск наш продолжается, он близок к завершению. Но вот еще один важный свидетель, который видел прилагательное по дороге в страну Синтаксиса. Нам нужно определить синтаксическую роль прилагательных в предложении. - Составьте предложения, заменяя, где это необходимо полное прилагательное краткими. - Подчеркните главные члены предложения. 1 Воздух, зимний, чистый, свежий. 2 Беленький, заяц, пригожий. 3 Огромный, страшный, медведь, неуклюжий. - Сделайте вывод о синтаксической роли прилагательного. - Выполните синтаксический разбор любого предложения Взаимопроверка проделанной работы. оцените себя | Выполняют упражнение, выбирают самостоятельно предложение для синтаксического разбора., производят синтаксический разбор предложения.
|
5.Физминутка. Цель: сменить вид деятельности. | Давайте отдохнем. Встаньте. Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные . Если прилагательные мужского рода – хлопаете, женского рода – топаете, среднего рода - поднимаете руки вверх. Белое поле, весенний праздник, прозрачная льдинка , большой сугроб, солнечное утро, свежий воздух , веселый ручей, .Морское дно, старый дом, зимнее утро, чистый воздух, далекое село, большой город.
| Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. |
6.Применение знаний и умений | Продолжим поиски. Прилагательного и обратимся к поэтическому тексту выразительное чтение стихотворения Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее, нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. (А. Прокофьев) - Какую картину природы вы себе представляете? - Какие прилагательные помогают поэту ярко, образно нарисовать березу? - Как называются эти художественно – выразительные средства языка? - назовите их вместе с существительными, от которых они зависят. - Подберите синонимы и антонимы к слову грустный. - Определите тему и основную мысль текста. - Определите стиль текста и тип речи. Аргументируйте свой ответ. Какую же роль играют прилагательные в речи? (украшают речь, делают её образной, эмоциональной) | Составляют «психологический» портрет имени прилагательного. Дают определение понятию, определяют роль эпитетов в речи. Выразительно читают, устно отвечают на вопрос учителя. Работа с художественным текстом, выявление эпитетов в тексте. Работа над синонимами и антонимами. Работа по речеведению (определение темы, основной мысли, стиля текста, типа речи). |
Применение знаний и умений | Итак, ребята, Мы создали морфологический «портрет» прилагательного и отыскали его среди других частей речи. А теперь давайте все вместе поможем ему вернуться на свое место. Вставьте имена прилагательные в текст , подчеркните их Пришла ________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ ручьи. Скоро зазеленеет ___________ травка на полях. прилетят с юга ________ птицы. Читаем, что у вас получилось? Справились ли мы с заданием ? Вернули прилагательное в текст? | восстанавливают текст, записывают в тетради, подчеркивая прилагательные как члены предложения, объясняя графически изученные орфограммы. |
7.Контроль усвоения | 5.А сейчас, ребята, мы снова вспомним, как выглядит имя прилагательное. Предлагаю поработать над тестом 1. Имя прилагательное отвечает на вопросы: А . кто? что? Б.какой? чей? В . что делать? что сделать? 2. Имя прилагательное обозначает: А. признак предмета; Б признак признака; В. признак действия. 3. Имя прилагательное изменяется по: А. числам, падежам; Б. родам, числам, падежам; В .родам, падежам. 4. Имя прилагательное может быть в форме: А.краткой и полной; Б. простой и сложной; В.большой и малой. 5. В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль: А. подлежащего и дополнения; Б. дополнения и обстоятельства; В. определения и сказуемого. (Самопроверка по образцу).1.Б;2.А;3.Б;4.А;5.В. Добавляем балл в оценочный лист | Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности. |
8.Рефлексия | - Как вы думаете, справились ли мы с поставленной на уроке задачей? Вернули прилагательное в свою речь? - Выскажите свое впечатление об уроке, используя прилагательные, запишите. Каким сегодня был урок? (Отличным, скучным, Хорошим, может быть, плохим, Совсем ненужным, бесполезным… Иль поучительным…? Каким?) А теперь прочитайте то, что вы написали. (Ученики читают вслух друг за другом.) Все ребята поработали сегодня хорошо. Поставьте себе отметку за урок в оценочном листе. Спасибо за урок. | Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок? |