Методическая разработка урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном
Задачи урока:
- 1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль.
- 2.Развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.
- 3.Поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Задачи этапа - психологическая подготовка учащихся к лингвистической деятельности. Учитель сообщает тему урока и его задачи.
II.Разминка.
Задача - включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.
Назвать 4-е лишнее:
светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький,
белый, белизна, бел, белый-пребелый
Вывод: Итак, ребята, почему лишними оказались слова РОЗОВЕТЬ и БЕЛИЗНА? Это не прилагательные.
- "Как же вы узнали, что остальные слова - имена прилагательные?
- "Назвать морфологические признаки прилагательного.
- "Для чего необходимо знать морфологический признак? (Чтобы правильно писать прилагательные).
III.Словарный диктант.
(Написан на закрытой доске, ученик вставляет пропущенные буквы и выделяет орфограммы; класс пишет под диктовку; затем записи сверяются с доской. Попутно повторяются сведения по словообразованию).
Великолепным певцом, к очаровательному цветку, на пришкольном участке, прекрасным ландышем, жёлтенького цыплёнка, синицын хвостик, воздух свеж, медвежонок неуклюж, прибрежный камыш.
Цель этапа - выявление уровня усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы.
- "Какие правила позволили нам вспомнить диктант?
IV.Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.
Цель - определение роли прилагательных в образности речи, работа над выразительностью речи через средства художественной выразительности, воспитание поэтической чуткости и эстетического вкуса.
- "Как вы думаете, ребята, могли ли бы прилагательные быть первыми появившимися словами?
- "Почему нет?
- "Зачем же они нужны в речи?
- "В каком стиле употребляются?
- "Как же называются прилагательные, способные передать настроение, прилагательные эмоционального отражения? (Эпитеты, т.е. художественные определения)
- "Я прочитаю вам стихотворение М.Ю. Лермонтова, ставшее шедевром мировой литературы. Представьте себе бескрайнее море и парус вдали.
- "Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть)
- "Это стихотворение только лишь о парусе? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности). И помогают это понять прилагательные. Назовите их. В роли каких образных средств они выступают?
- "Запишем 1-е предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
1-человек - синтаксический разбор у доски
2 человек - морфологический разбор прилагательного у доски.
V.Творческое задание. Культурологический аспект урока.
Ввести в текст прилагательные, превратив "карандашный набросок" в "цветной рисунок".
Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана "Март". (Пейзажи настроения).
Март… Уже не зима, но и весна ещё не утвердилась. Природа ещё только пробуждается, "невольно улыбнувшись" приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом! Взгляните на картину Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он "нежен и упруг". Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами.
- "Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.
Вот и закончилась… зима. Март! … солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал …. На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и …. Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.
(Текст с пропусками и репродукция картины Левитана помещены на закрытой доске, которая открывается на V этапе работы.)
"По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.
Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нём прилагательные.