Просмотр содержимого документа
«Обобщение и систематизация по теме «Деепричастие».»
Урок русского языка для детей с ОВЗ (легкая и умеренная умственная отсталость) по теме: «Обобщение и систематизация по теме «Деепричастие» в 7 классе.
Урок составлен по адаптированной программе для детей с ОВЗ.
В классе обучается 15 учеников. 1 ученик с легкой умственной отсталостью и 1 ученик с умеренной умственной отсталостью.
Для разной категории обучающихся задания на уроке даны дифференцировано.
Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.
Форма урока: урок-практикум.
Межпредметные связи: Русский язык и литература.
ЦЕЛЬ: обобщение и систематизация знаний по пройденной теме, проверка усвоения материала.
ЗАДАЧИ:
образовательная:
закрепить полученные знания;
развивать умение работать с языковым материалом;
совершенствовать полученные навыки при изучении данной темы.
развивающая:
продолжить работу по формированию навыка правильного употребления деепричастий, выделения их знаками препинания, практического умения употреблять правило написания НЕ с деепричастиями;
расширить словарный запас обучающихся за счет включения в речь деепричастий.
воспитательная:
воспитывать бережное отношение к слову;
создание эмоционального настроя через различные педагогические технологии.
Планируемые результаты на уроке:
Предметные:
- знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;
- уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности.
Метапредметные:
- уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать свою работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (регулятивные УУД).
- уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (познавательные УУД).
- уметь определять цель учебной деятельности, ставить задачи, планировать действия, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД).
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Вы должны быть старательными и внимательными. Вам предстоит узнать много нового, вспомнить знания, полученные ранее.
2. Целеполагание.
А начнем мы наш урок с вопроса.
-Назовите самостоятельную часть речи по следующим грамматическим признакам: не изменяется, обозначает добавочное действие, может быть возвратной и невозвратной, совершенного и несовершенного вида.
(Деепричастие)
- Продолжите пословицу
«ПОВТОРЕНИЕ - … МАТЬ УЧЕНИЯ»
-Кто догадался, какова тема урока?
Тема урока: «Обобщение и систематизация по теме «Деепричастие».
3. Актуализация знаний.
Задание, направленное на развитие умения рассуждать на учебную тему .
Задание.
Прочитайте список понятий по теме “Деепричастие”. Пользуясь этими понятиями, составьте текст. Каждое утверждение иллюстрируйте примерами.
Уровень А
Особая форма глагола, деепричастие, глагол, наречие, совершенный вид, несовершенный вид, неизменяемость, что делая, что сделав?, обстоятельство, суффиксальный способ образования, суффиксы -а- (-я-), -ши-, -вши-, -в-, деепричастный оборот, зависимые слова.
Уровень В
Задание. Прочитайте список понятий по теме “Деепричастие”. Пользуясь этими понятиями, составьте учебный текст. Перескажите его своему соседу по парте, стараясь соблюдать последовательность изложения.
Особая форма глагола, деепричастие, глагол, наречие, вид, неизменяемость, возвратность, вопрос, синтаксическая роль, способ образования, при помощи суффиксов, деепричастный оборот, зависимые слова.
Задание, направленное на развитие навыка слушания.
Прослушайте стихотворение Афанасия Фета «Еще вчера, на солнце млея…» и выполните следующие задания:
(РАБОТА С ТЕКСТОМ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ)
Найдите основную тему текста.
Определите стиль речи. Докажите.
Обозначьте графически деепричастные обороты
Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.
Объясните орфограммы.
Минутка здоровья (снятие напряжения с глаз).
Дети следят глазами за движущимися предметами.
Задание, направленное на развитие внимания.
Уровень АРаскройте скобки. Определите вид деепричастий.
(Не) домогая,
(не) написав, (не)выскочив,
(не) рисуя,
(не)опаздывая,
(не) навидя,
(не) показываясь.
Уровень ВВыпишите только те словосочетания, в которых есть деепричастие. Раскройте скобки.
(Не)прочитала письмо,
(не)расколов ореха,
задача (не)решена,
(не)отведавший мёда,
(не)сомкнув глаз,
(не)доумевающий собеседник.
Задание, направленное на развитие культуры речи
Исправь ошибки. (Задание ЕГЭ)
Приветливо виляя хвостиком, мы встретили Рыжика у калитки.
Сделав уроки, у меня заболели глаза.
Глядя вдаль, у меня возникают грустные мысли.
Ваня, поступив в школу, и очень её полюбил.
Дойдя до опушки леса, ему послышались крики.
Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
Возвращаясь домой, шёл дождь.
4.Рефлексия.
Дети высказывают своё мнение о том, чему они научились. Оценивают свою работу и работу одноклассников.
Сегодня на уроке мы повторяли ….
Я научился и никогда не сделаю ошибки в …
Я буду стараться …
Как бы вы оценили свою работу на уроке?
5. Домашнее задание.
1) Уровень А: составьте кроссворд на тему «Деепричастие»
2) Уровень В : Игра «4-й лишний».
Составить 4 ряда слов, в каждом из которых будет лишним одно слово. Например, играть, запасаясь, бежать, слушать.