УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ « ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Тип урока: урок систематизации знаний
Цель:
1. Практическое усвоение грамматического материала;
- Закрепление навыков постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;
- Чествование Писателя, Человека, Друга и Путешественника В.Я. Ерошенко, нашего земляка.
Оборудование и оформление урока: портреты и фотографии В.Я. Ерошенко, выставка его книг и рисунков по произведениям.
Эпиграф к уроку: Жил, творил, путешествовал…
Ход урока
I. Слово учителя
1. На каком материале будет построен урок?
2. Что вы знаете о В.Я. Ерошенко?
Обратимся к эпиграфу урока. Прочитаем его выразительно.
Подумайте и ответьте, есть ли в нем однородные члены предложения? Какими членами предложения являются? Какое это предложение по наличию главных членов? Докажите, почему?
Запишите в тетрадях число и тему урока. Оставьте строчку в тетради для заголовка текста (в тетрадях и на доске записывается текст и комментируется).
II. Комментированное письмо
1. Село Обуховка, глубоководная с холодными ключами река Оскол, спокойная красота русской природы – все это с детства вошло в сердце Ерошенко, стало чувством Родины (Составьте схему предложения)
2. И в чопорной Москве, и в туманном Лондоне, и в далеком Таиланде – повсюду слепой путешественник помнил о маленьком селе, затерянном в черноземной глуши под Старым Осколом. (Разберите по членам предложения)
III. Конструирование предложений по данному началу
(Вставить подходящие по смыслу обобщающие слова, однородные члены)
1. Щедра и богата белгородская земля талантливыми людьми: (перечислить имена знатных земляков а) в хронологическом порядке; б) в алфавитном порядке. ( В.Ф. Раевский, П.В. Зубов, А.В. Васильев, В. Михалев и др.)
2. Мы с большим интересом рассматривали в доме-музее личные вещи Ерошенко: (книги, письма, одежду и др.)
IV. Конструирование предложений по схемам
1.
, ,
2.
: , ,
3.
: , …
(По вопросам учителя составьте предложения по схемам)
ВОПРОСЫ:
I вариант. 1. Чему довелось научиться Ерошенко в годы учебы в Московском пансионе для слепых детей?
2.С кем из известных людей был связан Ерошенко душевной дружбой?
3.Чему учит молодых жизнь – подвиг слепого В.Я. Ерошенко?
II вариант. 1. В каких странах побывал наш земляк?
2.Какие иностранные языки знал в совершенстве самородок из крестьян?
3.Назовите известные вам литературные произведения великого земляка.
Ответы:
I вариант
II вариант
1. Читать и писать, считать и набирать сапожные щетки, плести корзины и играть на скрипке – всему этому научился В.Я. Ерошенко за девять лет пребывания в Московском пансионе для слепых детей.
1. В Польше, Англии, Китае, Японии и других странах - везде побывал наш земляк без поводыря.
2. У Ерошенко были истинные друзья: Эгути Кан, Акито Удзяку, Митико Вада из Японии, Лу Синь из Китая.
2. Одинаково свободно говорил, думал и писал Ерошенко более чем на двадцати иностранных языках: китайском и английском, японском и немецком, русском и эсперанто.
3. Всему: знать историю страны, в которой живешь, учить ее язык, дружить с ее народом, изучать ее народное творчество, быть человеком неравнодушным – учит Ерошенко нас, своих потомков.
3. Литературные произведения Ерошенко: «Сердце Орла», «Тесная клетка» «Цветок справедливости», «Трагедия цыпленка» - стали известны русским читателям совсем недавно.
Прочитайте получившийся текст. Озаглавьте его, используя однородные члены предложения.
Ответы: «Жил, творил, путешествовал…»; «Поэт-переводчик…» и другие.
V. Работа с § (по теме урока)
Расскажите о предложениях с обобщающими словами, приведите примеры, записанные в тетради.
VI. Итоги урока.
Домашнее задание: Составить пять предложений с обобщающими словами и однородными членами на тему: «Я расскажу о великом земляке В.Я. Ерошенко». Начертить схемы этих предложений.