Тема: Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Знаки препинания в предложениях, содержащих обобщающее
слово перед однородными членами.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: вычитывать и преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм, задавать вопросы), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
6/4ЛР: находить обобщающие слова перед однородными членами и пунктуационно оформлять такие предложения, графически обозначать условия постановки знаков препинания, составлять схемы предложений.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Языковая разминка.
Графический диктант
Составить схемы предложений с однородными членами.
1) Свежий ветер пахнет мятой, васильками, лебедой. (Е. Трутнева)
2) Мы желаем всем на свете мира, счастья и тепла! (В. Гладышева)
3) Зазнайство не возвышает, а унижает.
4) Интересны мне и звери, и черви, и птицы.
5) Катится клубочек по высоким горам и зелёным лугам, по топким болотам и глухим местам.
Познавательные УУД
1. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы, графические модели).
III. Введение в тему и постановка проблемы урока.
Материал для наблюдений можно представить с помощью презентации либо проводить наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока» темы «Предложения с обобщающим словом при однородных членах».
Ученики выполняют задание на поиск «четвёртого лишнего».
– Почему слова дерево, мебель, время года лишние? (Это не конкретные, а общие, родовые названия для каждого вида наименований.)
Далее работа идёт по вопросам в учебнике, учащиеся устно составляют предложения с однородными членами, пробуют употребить вместе с однородными членами общие слова, наблюдают за интонацией и формулируют вопросы: «Как особую интонацию показать на письме? Какой знак поставить между словом – общим названием и однородными членами?»
Варианты вопросов сравниваются с авторскими формулировками.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.
IV. Открытие нового знания.
1. Упр. 260 – вводится понятие «обобщающее слово».
Ученики вычитывают из текста главную информацию (что такое обобщающее слово), выписывают ключевое слово, подбирают однокоренные к нему.
Работа проводится в виде беседы по тексту с формулированием определения ключевого слова.
2. Упр. 261 – наблюдение над интонацией и пунктуацией в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами.
Ученики на основе заданий к упр. 261 находят однородные члены и обобщающие слова перед ними, обосновывают своё решение, наблюдают за интонацией (пауза перед однородными членами) и пунктуацией (двоеточием на месте паузы), делают вывод о постановке знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.
3. Чтение правила в рамке учебника и сравнение вывода учеников с формулировкой в учебнике.
– Как графически обозначаются обобщающие слова?
– Как это представлено в схеме предложения?
– Где находится обобщающее слово по отношению к однородным членам?
– А теперь послушайте шуткурифмовку, которая подскажет вам выбор знака после обобщающего слова (См. презентацию)
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
– Какой знак препинания мог так «сказать» о себе? (Двоеточие.)
– Запишите ключевые слова урока. (Обобщающее слово, однородные члены, двоеточие.)
Регулятивные УУД
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
2. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в модель, схему).
V. Развитие учебноязыковых, речевых и правописных умений.
1. Упр. 262 (осложнённое списывание) – развивается умение находить обобщающие слова при однородных членах и пунктуационно оформлять такие предложения, графически обозначать условия постановки знаков препинания.
Совместное составление алгоритма поиска смыслового отрезка – однородных членов с обобщающим словом – и постановки знаков препинания.
Чтобы правильно поставить знаки препинания, необходимо
– найти смысловой отрезок и определить его вид;
– установить границы смыслового отрезка – однородных членов предложения;
– выявить наличие обобщающего слова;
– определить место обобщающего слова;
– выбрать нужные знаки препинания.
Образец рассуждения (может предложить учитель или по алгоритму работает один из учеников):
– Посмотрим, есть ли в предложении смысловой отрезок – однородные члены. В данном предложении есть ряд слов, которые относятся к одному и тому же слову изучаются и отвечают на один и тот же вопрос что? Эти слова произносятся с перечислительной интонацией. Следовательно, это смысловой отрезок – однородные члены предложения. Необходимо определить, есть ли среди них обобщающее слово. Для этого надо сравнить значение словосочетания учебные предметы и остальных однородных членов предложения. Словосочетание учебные предметы имеет более общее значение, чем слова русский язык, литература, математика, биология, оно общее для всех этих слов. Следовательно, это обобщающее слово, после него перед однородными членами надо поставить двоеточие.
Следующие примеры учащиеся разбирают самостоятельно.
2. Упр. 263 – развивается умение составлять предложения с однородными членами по заданным обобщающим словам, правильно оформлять такие предложения на письме.
Познавательные УУД
5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
6. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, строить рассуждение.
7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм).
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
VI. Итог урока.
– Задайте вопросы по теме урока.
– Какие трудности в написании могут возникнуть?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
Регулятивные УУД
5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VII. Домашнее задание.
1. Знать схему правила; в виде рисунка, иллюстрации изобразить обобщающее слово и однородные члены, придумать стихотворение (по желанию).
2. Упр. 264.