Просмотр содержимого документа
«Обобщающие слова и знаки препинания »
Обобщающие слова и знаки препинания
Цели:
развить представление об обобщающих словах,
выработать навык узнавания их в тексте;
продолжить формирование пунктуационного навыка.
Ход урока:
I.Организационный момент
II Опрос-повторение.
Вспомните, какие члены предложения называются однородными?
Расставьте знаки препинания в схемах:
О О и О и О;
О зато О;
не только О но и О;
как О так и О;
ни О ни О ни О;
О и О О и О.
Составьте предложения по 1-й и 6-й схемам (I вариант)
и 3-й и 5-й схемам (II вариант).
Произведите синтаксический разбор предложений.
1.Поступок важен в жизни каждого человека, в общении между людьми. 2. По поступкам судят о человеке, о его чести и бесчестии, о его доброте и порядочности, искренности и ответственности.
III Объяснение нового материала.
1. Подготовительные упражнения.
Разбейте данные слова на группы, подберите к ним обобщающие слова, придумайте предложения:
в поле, в лесу, птицы, звери, осенью, на реке, весной, рыбы, зимой.
2)Придумайте предложения, в состав которых входили бы однородные члены и обобщающие слова:
I ряд - всегда; II ряд - везде; III ряд - все это.
3)Разбор по членам предложения.
1.Все жители поселка: мужчины и женщины, старики и дети —
вышли встречать пароход. 2. В Сибири, на Дальнем Востоке,
в Средней Азии - всюду растут новые города.
В итоге подведем учащихся к следующему выводу: обобщающее слово или словосочетание можно найти в предложении по двум признакам:
1) лексическое значение обобщающего слова раскрывается, конкретизируется рядом однородных слов - понятий; 2) обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены при нем. (Кроме предложений, в которых обобщающее слово выступает в роли сказуемого с обобщающим значением при однородных членах - подлежащих. Например: Пушкин, Лермонтов, Некрасов — мои любимые поэты.)
Работа над пунктуацией.
1)Преобразовать предложение, записанное на доске.
Приближение весны чувствовалось всюду: в поле, в лесу, на реке.
В данном случае однородные члены завершают предложение, а обобщающее слово стоит перед ними.
Преобразовать так: а) чтобы обобщающее слово завершало предложение, а однородные члены стояли перед ним; б) чтобы однородные члены стояли в середине предложения, а обобщающее слово перед ними.
2) Витоге делается устный вывод, что есть три основных случая пунктуационного оформления предложений с однородными членами и обобщающим словом при них.
3)Чтение § 28 учебника, где эти три основных случая фиксируются в трех схемах расстановки знаков препинания.
IV Закрепление изученного.
1. Объяснительный диктант.
1. Всюду: в разбитых дворцовых парках, среди развалин, пожарищ, в блиндажах, на батареях и на полях - она искала Баклашова, спрашивала о нем (К. Паустовский). 2. Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник (К. Паустовский). 3. И все это: громадная и пышная вершина клена, светло-зеленая гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, солнце, синева — все поражало своей густой свежестью и новизной (И. Бунин). 4. Какие все же удивительные у него глаза: не то недоверчивые сверх меры, не то мудрые (В. Шукшин). 5. Но
здравый смысл, твердость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях — словом, все её достоинства только родились с ней.