Русский язык
8 класс
Краткосрочное планирование № 38
Тема урока
Знаки препинания при обобщающих словах
Цель урока
совершенствовать навыки использования правил пунктуации при однородных членах предложения и обобщающих словах;
развивать способности к сравнению и обобщению, к логическому изложению материала;
формировать потребность к групповой и коллективной работе;
воспитывать любовь к русской литературе.
Задачи
Формировать умение анализировать предложения, пунктуационно оформлять предложения с однородными членами и обобщающим словом, моделировать и использовать в речи предложения с однородными членами
Результаты учебной деятельности
Учащиеся будут правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах
Источники, оснащение и оборудование
Учебник русского языка, карточки
1.Мотивационный этап:
Знание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Мотивация учебной деятельности
Целеполагание
Прием «Ты –мне. Я- тебе»
- Какие члены предложения называются однородными?
- Расскажите о средствах связи однородных членов в предложении?
- Какова роль обобщающего слова в предложениях с однородными членами?
- От чего зависит постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах?
- На каждый вопрос дайте аргументированный ответ.
- Выборочный диктант
Укажите, есть ли в предложении с однородными членами обобщающее слово. Напротив номера предложения напишите соответствующую букву (А — есть обобщающее слово. Б — нет обобщающего слова.)
1 Наш Вовка брал всем: и силой, и смелостью, и ловкостью, и мозгами, и душевной широтой.
2 В мешке дорожном простые вещи: две майки, мыло, порошок.
3 Еще с рассвета люди из ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед.
4 Ожили и леса, и пруды, и степи.
5 Было нас четверо: два студента, гимназист и молодой начинающий художник.
6 Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник и даже механик.
7 Распоряжения его всегда были быстры, точны, отчетливы.
8 Отец совершил несколько будничных движений: достал бумажник, порылся в нем, извлек две старые трешницы, получил билеты.
9 Сеть морщинок около глаз оттеняла их странное выражение: то задумчиво спокойное, то какое-то колючее и горькое.
10 Подушка эта была теплая, мягкая, битком набитая снами.
11 Ничто не шевелилось: ни травинка внизу, ни один лист на верхней ветви дерева.
12 На красноватой траве, на былинках, на соломинках блистали и волновались бесчисленные нити осенних паутин
Проверяют наличие учебников, тетрадей.
Отвечают на вопросы учителя
Записывают число в тетради
Дети отвечают на вопрос, опираясь на полученные ранее знания
Пишут выборочный диктант
ОТВЕТЫ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
А
А
Б
Б
А
А
Б
А
А
Б
А
Б
«5» - 12 правильных
«4» - 11-10 правильных
«3 - 9- 8 правильных»
«учи теорию» - меньше 8
Взаимопроверка и взаимооценивание
Операционный этап:
Понимание
Сравнительный анализ предложений. Прием «Морфологический ящик»
1 Лесть, ложь, предательство - самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство - все самые отвратительные пороки были в этом человеке.
2 Иванов, Николаев и Смирнов - отличники нашего класса. На смотр поехали Иванов, Николаев и Смирнов - все отличники нашего класса.
3 Береза, рябина, клен, черемуха - лиственные деревья. Береза, рябина, клен, черемуха - все эти лиственные деревья высажены возле наших домов.
Учащиеся слушают чтение учителя, отвечают на вопросы
Применение
Объяснительный диктант. Прием «Рюкзак»
1.В степи, за рекой, по дорогам –везде было пусто.
2.В корзине была дичь: два тетерева и утка.
3.Вот эта тьма под ивами, и блеск янтарных звезд, и горечь воздуха –все это полночь.
4.Гости говорили о многих приятных и понятных вещах, как-то о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах.
5.Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах – происходили шумные разговоры.
Работа у доски.
1.Вставьте обобщающее слово к однородным членам.
Деревья, травы и земля внезапно побагровели.
Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят единственного друга.
2.Опустите обобщающие слова при однородных членах.
И вода, и берег и тучи - все сливалось непроницаемый мрак.
Черкес на корни вековые, на ветки вешает кругом свои доспехи боевые: щит, бурку, панцирь и шелом, колчан и лук.
3.Распространите предложения однородными членами.
На столе лежали разные вещи….
……. разные цветы росли в саду.
Всюду ……….гремела музыка и слышался смех
Комментированное письмо.
Гости заговорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице. [Θ, как-то: Ο, Ο, Ο]
Пшеница, овес, подсолнух, кукуруза, картофель — словом, всё уже созрело. [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο — словом, Θ]
Ни в поле, ни в лесу - нигде не мог он обрести покоя.
Утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.
Контрольный срез
- Ему /Чичикову/ подавались разные обычные в трактирах блюда, как-то: щи с слоеным пирожком, мозги с горошком,сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый.
- Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.
- Некоторые грибы очень ядовиты, например: бледная поганка, сатанинский гриб, мухомор.
- Для выработки навыков грамотного письма требуются три условия, а именно: знание правил, внимание, умение пользоваться справочником.
- Сеть магазинов, прачечных, культурнобытовых учреждений — словом, всё необходимое предусмотрено для жителей каждого микрорайона города-спутника.
- На собрание явились все, а именно: преподаватели, студенты и сотрудники института.
- В вестибюле, в коридоре, в кабинетах — словом, всюду толпились люди
Учащиеся объясняют постановку знаков препинания
Выполняют задание, графически оформляют предложение.
Прием «Две звезды и пожелание»
Комментируют написанное, объясняют постановку знаков препинания, графически оформляют предложение
Пишут срез, расставляя знаки препинания, графически оформляют предложение.
Прием «Райтинг»
Инструктаж домашнего задания
Упражнение273, страница 130
Записывают задание в дневники
Рефлексивный анализ
Дерево творчества»
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;
Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…
Было интересно…
Знания, полученные на уроке, пригодятся
Отвечают, рефлексируют
Прикрепляют на дерево листья, цветы, плоды.
Пишут на стикерах
Рефлексия учителя
Достиг или не достиг цели урока учитель?
Что я сделал? С какой целью? Почему именно так? Какой результат я получил