Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"
Урок создаёт условия для актуализации комплекса знаний, обобщает и систематизирует знания по теме "Односоставные предложения", обеспечивает у школьников развитие монологической и диалогической речи. Урок вызывает интерес к русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"»
Тема: обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»
Цель урока:
I.Обучающая цель: создать условия для актуализации комплекса знаний и способов действий по фонетике, лексике, морфологии, морфемике; обобщение и систематизация знаний по теме «Односоставные предложения».
II. Развивающая цель: обеспечить у школьников развитие монологической и диалогичекой речи.
III. Воспитывающая цель: вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Разминка.
Сейчас вам предстоит вспомнить строчки известных поэтов.
1. Люблю грозу… (в начале мая). Ф. И. Тютчев.
2. Дни поздней осени… (бранят обыкновенно). А. С. Пушкин.
3. Шёпот. Робкое… (дыханье. Трели соловья). А. Фет.
4. Еду тихо… (слышны звоны). С. Есенин.
- Что объединяет эти предложения? (они односоставные).
- Какие предложения называются односоставными?
- Какие виды односоставных предложений вы знаете?
- Определите вид этих односоставных предложений.
- Какую роль играют односоставные предложения в тексте? (они более лаконичные, им свойственна обобщённость).
II. Погружение.
Согласен!! Не согласен. («Тонкие вопросы») ДА!! НЕТ
1. Определенно- личные предложения – это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо-личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да)
10. Назывные-двусоставные предложения? (Нет)
III. Различаем виды односоставных предложений.
1. Опять в газете пишут о войне.
2. Люблю дымок спаленной жнивы.
3. Зимнее утро.
4. Скоро будет светать.
5. Береги платье снову, а честь смолоду.
6. Уходим завтра в море.
7. В палате долго вспоминали его рассказы.
8. В окно повеяло весною.
9. Вечером работалось особенно хорошо.
10. Ночь.
Ответы:
1. неоп.-л.
2. опр.-личн.
3. назывн.
4. безл.
5. обобщ.-личн.
6. опред.-личн.
7. неопр.-личн.
8. безличн.
9. безл.
10. назывное.
IV. Работа в группах. Дифференцированные задания.
I группа.
Выделить грамматическую основу и указать тип предложений.
Утро. Тишина. С вечера крепко подморозило. И пусть построят на этом месте что-нибудь полезное людям! Останьтесь, я прошу вас очень. Без труда не вынешь и рыбки из пруда.
II группа
Найти односоставные предложения, выделить в них грамматическую основу и указать тип предложений.
Рассвело. Наскоро закусив, отправляемся дальше. Мы то едем по равнине, то спускаемся в долины. Вот и озеро. Вода прозрачна. Гиппопотамов нет. Хорошо бы искупаться! Кусок скалы – удобное место для ныряния. Но вдруг скала зашевелилась и оказалась громадным крокодилом.
III группа
Какую роль играют односоставные предложения в тексте? Попробуйте заменить односоставные предложения на двусоставные. Произошли ли в тексте какие-либо изменения или нет?
(Отрывок из рассказа И.А. Бунина «Антоновские яблоки».)
Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучались. Быстро я вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге стоят мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзины. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю: день проведем отлично! Поэтому весело!
V. Словарная работа
Говорил неправду; невысокий дом; не слышится шороха; не в чем сомневаться; не широкая, а узкая река; не примирив друзей; ненавидел неправду.
(Фронтальная проверка).
VI. Свободный диктант «19 октября»
Эта дата имела для Пушкина свою особую мету. С этой датой – днём открытия в тысяча восемьсот одиннадцатом году Царскосельского лицея – связано многое дорогое и милое сердцу Пушкина. Лицей был колыбелью пушкинской музы.
Лицеисты жили дружно, без муштры. И, что весьма немаловажно, вместе с воспитанниками лицея в нём жила и Поэзия. Лицеисты зачитывались стихами, спорили о стихах, писали стихи. И не только в своих комнатах или во время прогулок в Царскосельском парке, не только в свободное от занятий время, но, случалось, и на самих занятиях.
Первое своё стихотворение Пушкин написал на уроке словесности по заданию Б. Кошанского, предложившего ученикам воспеть в стихах розу. Для Пушкина лицейская годовщина – это святая годовщина, святая святых души поэта
(После написания учащиеся зачитывают свои тексты, называют односоставные предложения, указывают их типы).
И в заключении я хочу вам предложить написать сочинение-миниатюру по картине, включив односоставные предложения (Музыка – 5-7 минут).