Просмотр содержимого документа
«"Обобщающий урок по односоставным предложениям"»
Обобщающий урок по односоставным предложениям.
8 кл.
Цель урока: определение уровня овладения теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме.
Задачи:
- повторить материал по теме и увидеть своеобразие односоставных предложений;
- развивать эстетический вкус,
- повышать культурный уровень через обращение к образцовым текстам А.С.Пушкина,
- расширить представление о личности А.С.Пушкина, его роли в развитии русского литературного языка,
- формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.
Урок посвящен А.С.Пушкину. Параллельно на уроках литературы ученики изучают повесть «Капитанская дочка». На этом уроке расширится представление учеников и роли А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка.
Подготовительная работа: творческое домашнее задание (выписать из повести «Капитанская дочка» виды односоставных предложений); индивидуальные сообщения о роли А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка.
- Перед вами на столах лежат цветные карточки: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синиц цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.
- Итак, переходим к работе. Запишем сегодняшнее число.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску . Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочтем. («Береги честь смолоду»)
- Как вы понимаете данное высказывание?
(Ответы учеников)
- Эта пословица является эпиграфом к повести, с которой мы познакомились на уроках литературы. Кто вспомнит название этой повести? («Капитанская дочка»)
- Автор этой повести Александр Сергеевич Пушкин. На нашем сегодняшнем уроке мы еще не раз будем говорить об этом великом русском человеке.
- Запишем пословицу в наших тетрадях. Произведем синтаксический разбор этого предложения. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, определенно-личное, распространенное)
Работа с теоретическим материалом
- Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся односоставные предложения (по наличию в них главных членов предложений)
- Какие группы односоставных предложений с главным членом сказуемым нам известны?
- Какие группы односоставных предложений с главным членом подлежащим нам известны?
- Итак, перед нами схема «Односоставные предложения». Нам предстоит ответить на несколько вопросов:
1. Какие предложения называются односоставными?
2. Чем они отличаются от двусоставных?
3. Чем отличаются назывные предложения от других односоставных?
Работа в группах
Нам предстоит работа в группах. У каждой группы будет свое задание. Оно определено на листке, который вы выберете. Нам необходимо вспомнить сведения о группах односоставных предложений и в течение 10 минут создать презентацию, ответив в ней на следующие вопросы 1. Тип односоставного предложения.
2. Способ выражения подлежащего.
3. Способ выражения сказуемого.
4. Пример предложения.
Работа с лексическим значением слова (толковые словари)
В повести А.С.Пушкина мы встречаем такие строки:
Наконец отец сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу, моему старинному приятелю и другу. Ты едешь служить под его начальством».
- В этом отрывке мы встречаем слово «друг». В «Капитанской дочке» Александр Сергеевич говорит о настоящей дружбе. Скажите мне, пожалуйста, каково лексическое значение этих слов? Можно ли назвать «другом» любого человека? Почему?
Обратимся к толковому словарю и найдем определение слов друг, дружба.
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)