Урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения"
Урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 8 класса по теме "Односоставные предложения". Тип урока -повторительно- обобщающий. Этот урок позволит закрепить умение различать виды односоставных предложений, совершенствовать умение находить их в контексте и выделять пунктуационно, углубить знания о речевой роли односоставных предложений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения"»
Повторительно-обобщающий урок по теме: "Односоставные предложения". 8-й класс
Цели:
закрепить умение различать виды односоставных предложений;
совершенствовать умение видеть их в контексте и выделять пунктуационно;
углубить знания о речевой роли односоставных предложений;
убедиться, что яркое народное слово надо знать, уметь им пользоваться и хранить.
Оформление:
опорный конспект "Односоставные предложения";
презентация "Односоставные предложения;
мультимедийный проектор;
карточки с индивидуальными заданиями;
словарь русского языка. С.И.Ожегов;
листы взаимоконтроля.
ХОД УРОКА
I. Запись темы урока.
Односоставные предложения.
II. Постановка цели урока.
Мы будем закреплять умение различать виды односоставных предложений, совершенствовать умение видеть их в контексте и выделять пунктуационно. Нам предстоит узнать о речевой роли односоставных предложений. Нам представится возможность убедиться, что яркое народное слово надо знать, уметь им пользоваться и хранить.
Без умения вид_ть гра(м,мм)атическую основу (не) возможно стать с_нт_ксически и пунктуац_о(н,нн)о гра(м,мм)отным.
IV. Лист взаимоконтроля.
Задание:
Устная групповая работа по листу взаимоконтроля по вопросам № 1–9 В.К. – взаимоконтроль в группе, О.У. – итоговая оценка учителя.
№
Вопросы
В.К.
О.У.
1.
На какие группы делятся простые предложения в зависимости от строения их грамматической основы?
2.
На какие группы делятся односоставные предложения по грамматической роли главного члена предложения?
3.
На какие виды делятся односоставные предложения с 1 главным членом предложения – сказуемым?
4.
Какие предложения называются определённо-личными? Чем они отличаются от других видов односоставных предложений? Почему они так названы?
5.
В каком стиле чаще всего используются односоставные определённо-личные предложения?
6.
В чём особенность неопределённо-личных предложений? Какова сфера их употребления?
7.
Каковы отличительные черты безличных предложений? О чём обычно сообщается в безличных предложениях?
8.
В чём особенность назывных предложений?
9.
От чего зависит их выразительная сила? Где и с какой целью обычно используют писатели и журналисты назывные предложения?
V. Тренировочные упражнения.
(Проверяются не только коллективно с помощью слайдов, но возможны варианты, удобные или привычные для учителя и учащихся, например: 2–3 консультанта + учитель проверяют на оценку тетради отдельных учащихся в то время, когда остальные проводят самоконтроль или взаимоконтроль по слайдам.)
Задание:
Карточка 2.
Выразительно прочитайте загадку. Определите по толковому словарю лексическое значение слов*. Запишите загадку и отгадку, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите главные члены предложения, способ их выражения, определите вид предложений. Начертите схему.
VI. Загадки.
Ч_рнее сажи б_лее снега выше дома ниже тр_вы.
Точ_м скатерти бра(н,нн)ые* ставим яства* сахарные людям на потребу*.
Лексическая работа:
Яства* (устар.) – еда, кушанье. На потребу*(устар.) – для потребления. Браные* (отгл. П.) – убранные.
VII. Графический диктант.
Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ буквами.
н (назывное), о/л (опред.-личное), б/л (безличное).
Серое осеннее утро.
Вот и станция.
Причин не спрашивайте.
Заиграли увертюру.
Было холодно и сыро.
Чуть брезжило.
Нет войне!
Слайд 7 Слайд 8
VIII. Самостоятельная работа.
Подчеркните главные члены предложения, указав способ их выражения и определив тип односоставных предложений.
1 вариант.
1. Люблю тебя, моя Россия!
2. В справочном бюро часто звонили.
3. Мне не спалось.
4. Ночь. Тишина.
5. В пальто тепло и сухо.
6. Не бывать тебе там.
7. Открой окно.
8. Нет спичек.
2 вариант.
1. Поражаюсь погоде, Маша!
2. В газетах пишут о выборах.
3. Вчера мне не здоровилось.
4. Москва. Красная площадь.
5. Нам здесь хорошо.
6. Не догнать тебе бешеной тройки.
7. Не спеши.
8. Ручки у меня нет.
Взаимопроверка. Слайд 9
IX. Выборочная работа.
Задание: Вспомните, в каких случаях определенно-личные и неопределенно-личные односоставные предложения мы называем обобщенно-личными. Выпишите только односоставные обобщенно-личные предложения.
1. Без к_стей и ры(п,б)ки не с(ъ,ь)ешь. 2. Едеш_ на день, б(и,е)ри хлеба на неделю. 3. В(и,е)на голову клонит. 4. На чужой земле и весна не красна. 5. На с(и,е)рдитых воду возят.
X. Зрительный диктант.
Задание классу:
Запишите по памяти. Объясните знаки препинания, составив схему предложения. Определите вид односоставных предложений. Прочитайте четверостишие Н.А.Некрасова о том, как в старину крестьяне смотрели на ярмарке "Комедию с Петрушкою". О каком отношении автора к живому народному слову говорят эти строки?
И часто в речь Петрушкину Вст…вляют слово меткое, Какого (не) пр…думаеш…, Хоть проглоти п…ро!
Вывод: Н.А.Некрасов восхищается меткой народной речью, призывает хранить яркое народное слово – наше национальное богатство.
XIV. Итог урока.
1. Почему односоставные предложения часто употребляются в народных пословицах, загадках, сказках? 2. Почему в предложениях с одним главным членом сказуемым нет необходимости в подлежащем?
Вывод. Использование односоставных предложений в народных изречениях придаёт высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу. Односоставные предложения обогащают нашу речь.