kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 8 класса по теме "Односоставные предложения". Тип урока -повторительно- обобщающий.  Этот урок позволит закрепить умение различать виды односоставных предложений, совершенствовать умение находить их в контексте и выделять пунктуационно, углубить знания о речевой роли односоставных предложений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения"»

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Односоставные предложения". 8-й класс

Цели:

  • закрепить умение различать виды односоставных предложений;

  • совершенствовать умение видеть их в контексте и выделять пунктуационно;

  • углубить знания о речевой роли односоставных предложений;

  • убедиться, что яркое народное слово надо знать, уметь им пользоваться и хранить.

Оформление:

  • опорный конспект "Односоставные предложения";

  • презентация "Односоставные предложения;

  • мультимедийный проектор;

  • карточки с индивидуальными заданиями;

  • словарь русского языка. С.И.Ожегов;

  • листы взаимоконтроля.


ХОД УРОКА


I. Запись темы урока.

Односоставные предложения.


II. Постановка цели урока.

Мы будем закреплять умение различать виды односоставных предложений, совершенствовать умение видеть их в контексте и выделять пунктуационно.
Нам предстоит узнать о речевой роли односоставных предложений.
Нам представится возможность убедиться, что яркое народное слово надо знать, уметь им пользоваться и хранить.


III. Синтаксический разбор.

Индивидуальное задание:

Карточка 1.

Выразительно прочитайте предложение. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Произведите синтаксический разбор, дайте характеристику предложения.

Без умения вид_ть гра(м,мм)атическую основу (не) возможно стать с_нт_ксически и пунктуац_о(н,нн)о гра(м,мм)отным.


IV. Лист взаимоконтроля.

Задание:

Устная групповая работа по листу взаимоконтроля по вопросам № 1–9
В.К. – взаимоконтроль в группе,
О.У. – итоговая оценка учителя.

Вопросы

В.К.

О.У.

1.

На какие группы делятся простые предложения в зависимости от строения их грамматической основы?

 

 

2.

На какие группы делятся односоставные предложения по грамматической роли главного члена предложения?

 

 

3.

На какие виды делятся односоставные предложения с 1 главным членом предложения – сказуемым?

 

 

4.

Какие предложения называются определённо-личными? Чем они отличаются от других видов односоставных предложений? Почему они так названы?

 

 

5.

В каком стиле чаще всего используются односоставные определённо-личные предложения?

 

 

6.

В чём особенность неопределённо-личных предложений? Какова сфера их употребления?

 

 

7.

Каковы отличительные черты безличных предложений? О чём обычно сообщается в безличных предложениях?

 

 

8.

В чём особенность назывных предложений?

 

 

9.

От чего зависит их выразительная сила? Где и с какой целью обычно используют писатели и журналисты назывные предложения?

 

 


V. Тренировочные упражнения.

(Проверяются не только коллективно с помощью слайдов, но возможны варианты, удобные или привычные для учителя и учащихся, например: 2–3 консультанта + учитель проверяют на оценку тетради отдельных учащихся в то время, когда остальные проводят самоконтроль или взаимоконтроль по слайдам.)

Задание:

Карточка 2.

Выразительно прочитайте загадку. Определите по толковому словарю лексическое значение слов*. Запишите загадку и отгадку, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите главные члены предложения, способ их выражения, определите вид предложений. Начертите схему.


VI. Загадки.

Ч_рнее сажи б_лее снега выше дома ниже тр_вы.

Точ_м скатерти бра(н,нн)ые* ставим яства* сахарные людям на потребу*.



Лексическая работа:

Яства* (устар.) – еда, кушанье.
На потребу*(устар.) – для потребления.
Браные* (отгл. П.) – убранные.


VII. Графический диктант.

Определите тип односоставных предложений. Запишите ответ буквами.

н (назывное), о/л (опред.-личное), б/л (безличное).

  1. Серое осеннее утро.

  2. Вот и станция.

  3. Причин не спрашивайте.

  4. Заиграли увертюру.

  5. Было холодно и сыро.

  6. Чуть брезжило.

  7. Нет войне!


Слайд 7 Слайд 8



VIII. Самостоятельная работа.

Подчеркните главные члены предложения, указав способ их выражения и определив тип односоставных предложений.

1 вариант.

1. Люблю тебя, моя Россия!

2. В справочном бюро часто звонили.

3. Мне не спалось.

4. Ночь. Тишина.

5. В пальто тепло и сухо.

6. Не бывать тебе там.

7. Открой окно.

8. Нет спичек.


2 вариант.

1. Поражаюсь погоде, Маша!

2. В газетах пишут о выборах.

3. Вчера мне не здоровилось.

4. Москва. Красная площадь.

5. Нам здесь хорошо.

6. Не догнать тебе бешеной тройки.

7. Не спеши.

8. Ручки у меня нет.


Взаимопроверка. Слайд 9


IX. Выборочная работа.


Задание: Вспомните, в каких случаях определенно-личные и неопределенно-личные односоставные предложения мы называем обобщенно-личными. Выпишите только односоставные обобщенно-личные предложения.

1. Без к_стей и ры(п,б)ки не с(ъ,ь)ешь.
2. Едеш_ на день, б(и,е)ри хлеба на неделю.
3. В(и,е)на голову клонит.
4. На чужой земле и весна не красна.
5. На с(и,е)рдитых воду возят.


X. Зрительный диктант.

Задание классу:

Запишите по памяти. Объясните знаки препинания, составив схему предложения. Определите вид односоставных предложений. Прочитайте четверостишие Н.А.Некрасова о том, как в старину крестьяне смотрели на ярмарке "Комедию с Петрушкою". О каком отношении автора к живому народному слову говорят эти строки?


И часто в речь Петрушкину
Вст…вляют слово меткое,
Какого (не) пр…думаеш…,
Хоть проглоти п…ро!


Вывод: Н.А.Некрасов восхищается меткой народной речью, призывает хранить яркое народное слово – наше национальное богатство.


XIV. Итог урока.

1. Почему односоставные предложения часто употребляются в народных пословицах, загадках, сказках?
2. Почему в предложениях с одним главным членом сказуемым нет необходимости в подлежащем?

Вывод. Использование односоставных предложений в народных изречениях придаёт высказыванию краткость, выразительность, обобщающую силу. Односоставные предложения обогащают нашу речь.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок русского языка в 8 классе по теме "Односоставные предложения"

Автор: Семененко Наталья Павловна

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 301031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "330691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1464352155"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока по русскому языку на тему " Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_odnosostavnyie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "382306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485080451"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Контрольная работа по русскому языку по теме "Односоставные предложения" 8 класс"
    ["seo_title"] => string(87) "kontrol-naia-rabota-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "251402"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447240685"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Конспект урока русского языка: "Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-znaki-priepinaniia-v-priedlozhieniiakh-s-odnorodnymi-chlienami-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425395417"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок русского языка с элементами исследования по теме:"однородные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-russkogho-iazyka-s-eliemientami-issliedovaniia-po-tiemie-odnorodnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "167095"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423048493"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства