Данный урок-семинар является разновидностью повторительно-обобщающего урока и завершает систему уроков по теме "Односоставные предложения". Учащимся заранее предлагается серия взаимосвязанных вопросов и заданий, которые позволяют им подбирать необходимые материалы к уроку, систематизировать языковые факты, готовить сообщения, что способствует формированию научного стиля речи, умению вести диалог, аргументировать свою точку зрения, критически оценивать свое выступление и высказывания других.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-семинар "Односоставные предложения"»
Урок-семинар по русскому языку
«Односоставные предложения» 8 класс
Цели:
- повторение и обобщение изученного об односоставных предложениях, формирование теоретического мышления, обеспечивающего перенос имеющихся знаний учащихся на новый лингвистический материал;
- развитие навыков и умений самостоятельного изучения новой информации об односоставных предложениях и применения полученных знаний на практике;
- содействовать воспитанию любви к прекрасному;
Вопросы и задания к уроку-семинару получают заранее.
Назовите виды односоставных предложений. Почему они называются односоставными?
Расскажите об односоставных предложениях. Подберите пять односоставных предложений из лирики А.С.Пушкина.
Подготовьте небольшой текст для диктанта, в котором есть неопределенно-личные предложения, проведите его в классе и проверьте правильность выполнения работы одноклассниками.
Укажите общее и различное у определенно-личных и неопределенно-личных предложений. Подберите пять пословиц и поговорок, которые представляли бы собой обобщенно-личные предложения.
Подберите два односоставных предложения для синтаксического разбора, предложите выполнить разбор вашим одноклассникам, организуйте проверку.
Расскажите о назывных предложениях. Подберите или составьте пять назывных предложений на тему «Зима».
Расскажите о безличных предложениях и способах выражения в них сказуемых. Подберите примеры на каждый случай.
Подумайте о названиях определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений. Почему они так называются?
Подготовьте небольшое выступление на тему «Роль назывных предложений в лирике»
Ход урока
Организационный момент
Ответы на вопросы 1-8
Дополнительные задания и материалы к вопросу №6
а) СЛАЙДЫ 1-4 Составить назывные предложения по картине Грабаря «Февральская лазурь».
( Грабарь любил рисовать на своих полотнах зимний пейзаж, снег. Картины: «Мартовский снег», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Сентябрьский снег»)
б) Выступления учащихся «Роль назывных предложений в лирике»
Односоставные предложения делают нашу речь разнообразной и звучной. Назывные предложения, их еще называют номинативные, составляют отдельную группу таких предложений, так как в отличие от других односоставных предложений в них имеется только подлежащее. Они лишь сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют в настоящем.
Назывные предложения преимущественно употребляются в художественной литературе, в том числе и в поэзии.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон,-
писал Пушкин в своей знаменитой поэме «Полтава». Чтобы сжато и ярко передать динамику полтавской битвы, он использовал назывные предложения, поэтому при чтении создается впечатление, что битва разворачивается прямо перед глазами читателя.
Очень часто поэты используют назывные предложения в начале стихотворений, так как они помогают кратко и точно нарисовать место и время действия, пейзаж и обстановку.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет,-
начинает одно из своих стихотворений известный поэт 20 века Александр Блок. А у Афанасия Фета:
Бриллианты в лунном свете,
Бриллианты в небесах,
Бриллианты на деревьях,
Бриллианты на снегах.
Какая точность! Когда в печати впервые появилось стихотворение этого же автора «Шепот, робкое дыхание…», читатели восприняли его по-разному. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Лев Толстой восторженно отмечал: « В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Другие усматривали в этой безглагольности нарушение законов поэтики. Фет часто использовал этот прием и позднее, так как назывные предложения незаменимы, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря.
Использование назывных предложений в поэтической речи стало как бы одной из поэтических традиций. Они встречаются в стихотворениях поэтов 20 века: Д.Кедрина, К.Ваншенкина, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака и др.
Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора,
Просека лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Пастернаку, написавшему эти строки, не понадобилось ни холста, ни красок, чтобы нарисовать картину осеннего леса, а каждый читатель легко представляет себе при чтении этих строк и разноцветный осенний лес, и потемневшие лесные дороги, и озера, на поверхности которых отражается все вокруг.
СЛАЙД 5 Работа с текстом. Определение роли односоставных предложений.
Весна голосов… пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трещит, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течет, булькает вода.
Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик березы. Я присел на пенек. Слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох. Это оседает под солнцем последний снег. Звенит капель.
Дышится легко. В такое время не хочется сидеть дома. (В.Песков)
а) Чтение отрывка
б) словарная работа
в) Найдите слова, передающие музыку, звуки весны.
г) Найдите в тексте назывные предложения. Что они передают?
д) Почему в этом тексте возможно употребление определенно-личного предложения? Найдите его.
Вывод: в небольшом отрывке автор умело сочетает разные виды односоставных предложений, что позволяет сделать текст компактным, выразительным. Назывные предложения передают звуки весеннего леса, безличные - состояние и настроение человека, в определенно-личных предложениях на первое место ставится действие, и они помогают избежать повтора личного местоимения « Я».
СЛАЙД 6 Тест по теме «Односоставные предложения»
Обобщение. Итоговые вопросы.
А) В каком разделе языка изучаются односоставные предложения?
Б ) В каких стилях речи чаще используются односоставные предложения?
6. Домашнее задание
Написать небольшой рассказ о зимнем лесе, используя односоставные предложения.