kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-семинар "Односоставные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок-семинар является разновидностью повторительно-обобщающего урока и завершает систему уроков по теме "Односоставные предложения". Учащимся заранее предлагается серия взаимосвязанных вопросов и заданий, которые позволяют им подбирать необходимые материалы к уроку, систематизировать языковые факты, готовить сообщения, что способствует формированию научного стиля речи, умению вести диалог, аргументировать свою точку зрения, критически оценивать свое выступление и высказывания других.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-семинар "Односоставные предложения"»

Урок-семинар по русскому языку

«Односоставные предложения» 8 класс

Цели:

- повторение и обобщение изученного об односоставных предложениях, формирование теоретического мышления, обеспечивающего перенос имеющихся знаний учащихся на новый лингвистический материал;

- развитие навыков и умений самостоятельного изучения новой информации об односоставных предложениях и применения полученных знаний на практике;

- содействовать воспитанию любви к прекрасному;

Вопросы и задания к уроку-семинару получают заранее.

  1. Назовите виды односоставных предложений. Почему они называются односоставными?

  2. Расскажите об односоставных предложениях. Подберите пять односоставных предложений из лирики А.С.Пушкина.

  3. Подготовьте небольшой текст для диктанта, в котором есть неопределенно-личные предложения, проведите его в классе и проверьте правильность выполнения работы одноклассниками.

  4. Укажите общее и различное у определенно-личных и неопределенно-личных предложений. Подберите пять пословиц и поговорок, которые представляли бы собой обобщенно-личные предложения.

  5. Подберите два односоставных предложения для синтаксического разбора, предложите выполнить разбор вашим одноклассникам, организуйте проверку.

  6. Расскажите о назывных предложениях. Подберите или составьте пять назывных предложений на тему «Зима».

  7. Расскажите о безличных предложениях и способах выражения в них сказуемых. Подберите примеры на каждый случай.

  8. Подумайте о названиях определенно-личных, неопределенно-личных и безличных предложений. Почему они так называются?

  9. Подготовьте небольшое выступление на тему «Роль назывных предложений в лирике»

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Ответы на вопросы 1-8

Дополнительные задания и материалы к вопросу №6

а) СЛАЙДЫ 1-4 Составить назывные предложения по картине Грабаря «Февральская лазурь».

( Грабарь любил рисовать на своих полотнах зимний пейзаж, снег. Картины: «Мартовский снег», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Сентябрьский снег»)

б) Выступления учащихся «Роль назывных предложений в лирике»

Односоставные предложения делают нашу речь разнообразной и звучной. Назывные предложения, их еще называют номинативные, составляют отдельную группу таких предложений, так как в отличие от других односоставных предложений в них имеется только подлежащее. Они лишь сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют в настоящем.

Назывные предложения преимущественно употребляются в художественной литературе, в том числе и в поэзии.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон,-

писал Пушкин в своей знаменитой поэме «Полтава». Чтобы сжато и ярко передать динамику полтавской битвы, он использовал назывные предложения, поэтому при чтении создается впечатление, что битва разворачивается прямо перед глазами читателя.

Очень часто поэты используют назывные предложения в начале стихотворений, так как они помогают кратко и точно нарисовать место и время действия, пейзаж и обстановку.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет,-

начинает одно из своих стихотворений известный поэт 20 века Александр Блок. А у Афанасия Фета:

Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах.

Какая точность! Когда в печати впервые появилось стихотворение этого же автора «Шепот, робкое дыхание…», читатели восприняли его по-разному. Одни восхищались, удивлялись тому, как можно без глаголов так изобразить красоту мира. Лев Толстой восторженно отмечал: « В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Другие усматривали в этой безглагольности нарушение законов поэтики. Фет часто использовал этот прием и позднее, так как назывные предложения незаменимы, когда надо немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря.

Использование назывных предложений в поэтической речи стало как бы одной из поэтических традиций. Они встречаются в стихотворениях поэтов 20 века: Д.Кедрина, К.Ваншенкина, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака и др.

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора,

Просека лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Пастернаку, написавшему эти строки, не понадобилось ни холста, ни красок, чтобы нарисовать картину осеннего леса, а каждый читатель легко представляет себе при чтении этих строк и разноцветный осенний лес, и потемневшие лесные дороги, и озера, на поверхности которых отражается все вокруг.

  1. СЛАЙД 5 Работа с текстом. Определение роли односоставных предложений.

Весна голосов… пригибаясь, ошалело кричит на телеграфном столбе ворона. Над лесной проталиной трещит, заливается жаворонок. В светлых березняках – теньканье, посвисты, невнятное щебетанье. Под снегом в лощине течет, булькает вода.

Сорока летит над лесом и держит в клюве тяжелый прутик березы. Я присел на пенек. Слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной в светлых березняках свист, щебетанье и время от времени шорох. Это оседает под солнцем последний снег. Звенит капель.

Дышится легко. В такое время не хочется сидеть дома. (В.Песков)

а) Чтение отрывка

б) словарная работа

в) Найдите слова, передающие музыку, звуки весны.

г) Найдите в тексте назывные предложения. Что они передают?

д) Почему в этом тексте возможно употребление определенно-личного предложения? Найдите его.

Вывод: в небольшом отрывке автор умело сочетает разные виды односоставных предложений, что позволяет сделать текст компактным, выразительным. Назывные предложения передают звуки весеннего леса, безличные - состояние и настроение человека, в определенно-личных предложениях на первое место ставится действие, и они помогают избежать повтора личного местоимения « Я».

  1. СЛАЙД 6 Тест по теме «Односоставные предложения»

  2. Обобщение. Итоговые вопросы.

А) В каком разделе языка изучаются односоставные предложения?

Б ) В каких стилях речи чаще используются односоставные предложения?

6. Домашнее задание

Написать небольшой рассказ о зимнем лесе, используя односоставные предложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок-семинар "Односоставные предложения"

Автор: Зиялтдинова Зульфия Мазгатовна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства