kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по русскому языку по теме "Имя числительное" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта методическая разработка по русскому языку в 6 классе по теме "Имя числительное".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по русскому языку по теме "Имя числительное" 6 класс»

Обобщающий урок по теме «Имя числительное»

 

Цель урока:

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Выявление и коррекция возможных пробелов, усовершенствование знаний и практических умений

Задачи урока

Образовательная: организовать повторение, обобщение, систематизацию теоретических знаний о числительном как части речи

Развивающая: продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.

Воспитательная: сформировать навыки командной работы, развить познавательную активность, прививать обучающимся стремление быть образованными людьми.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

ПРЕДМЕТНЫЕ: совершенствование представления о числительном и умения отличать его от других частей речи с числовым значением, отработка правильного употребления грамматических форм и орфографической зоркости.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

УУД : развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

- способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом.

  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: развитие умений действовать со знаково-символическими средствами и структурировать знания; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: обучение постановке цели работы, умения самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

КОММУНИКАТИВНЫЕ : формирование навыков работы в группе, умения слушать товарищей, принимать коллективное решение, вести диалог.

ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие умения оценивать собственную учебную деятельность и деятельность других учащихся: применять правила делового сотрудничества; считаться с мнением другого человека.

 

Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.

Оборудование:

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Звенит звонок веселый,

Зовет нас на урок.

Такой порядок в школе

Не забывай, дружок.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.


- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, умеем ли мы учиться, уважаем ли мы друг друга, способны ли к сотрудничеству и как мы умеем зарабатывать хорошие оценки.   Давайте поприветствуем гостей, улыбнемся гостям и друг другу. Я хочу пожелать вам успехов и удачи! Пусть вам помогут ваши смекалка, находчивость и те знания, которые вы уже приобрели, изучая тему…… «Имя числительное».


“Имя числительное.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен”.

Итак, тема нашего урока «Имя числительное». Мы с вами уже изучили эту часть речи. Как вы думаете, чем мы с вами будем сегодня заниматься на уроке? Сформулируйте задачи нашего занятия. (Учащиеся формулируют цели и задачи урока).

-А сейчас откроем тетради, запишем число, «Классная работа» и тему Обобщающий урок по теме «Числительное»


Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На «отлично» напишу!


- У каждого из вас на столе лежит «Контрольный лист», в котором вы будете за каждый этап урока ставить знак плюс, если ответ у вас будет правильный. В конце урока подсчитаете правильное количество ответов и оцените свою работу на уроке.

2. Проверка теоретических знаний.


1. Дайте определение имени числительного?

2. На какие группы делятся имена числительные?

3. Как изменяются имена числительные?

4. Какова синтаксическая роль числительных в предложении?


-Мы записали дату. Какое числительное мы при этом использовали? Охарактеризуйте его.

(порядковое, составное, изменяется по падежам, родам, числам).



3. «Весёлая разминка»


Задание 1. Ответьте на вопросы (про себя) и запишите числительные в нужной форме.

1)К какому склонению относится слово мама(К первому.)
2) Сколько братьев было у Ниф-Нифа? (Два или двое.)
3) Какой по счету в году месяц ноябрь(Одиннадцатый.)
4) Сколько лет в одном веке? (Сто.)
5) Какое числительное при прибавлении к нему  буквы п - бывает командой «остановись» (стоп)?
6) Какого числа не стоит начинать серьезного дела? (Тринадцатого.)
7) Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три.)



Развиваем ассоциативность мышления

Задание 2. Теперь поработаем с теми словами, которые вы записали.

1)Сколько из записанных вами числительных являются порядковыми(Три.)
2) Сколько слов с удвоенной н(Одно.)
3) В скольких числительных только 3 буквы? (Два, сто, три.)
4) В какой цифре количество знаков совпадает с количеством букв в числительном? (100 – сто.)


Чтобы показать исключительность какого-либо достижения, часто используют слова с числовым значением. Но не все они числительные.


4.  «Определите части речи». (отличаем числительное от других частей речи)

Один, столетие, четырёхугольный, восемь, семеро, шестой, пятак, удвоить, трёхэтажный, пять, десять, семицветный, шестилетний, двадцать три, десяток, трое, четырнадцать, оба.

(выполняют на доске)

5. На какие группы делятся имена числительные? (сколько, какой?)

«Цифровой диктант». Определите разряд числительного: П, К, Собир.

Двое суток, семьдесят экземпляров, пятеро медвежат, три миллиона, четвёртый поворот, двадцать рублей, трое суток, шестой урок, семеро козлят, пятнадцатый этаж. (взаимопроверка)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

С К С К П К С П С П

6. Физминутка. 

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стул тихонько сесть.



Продолжаем наше путешествие по стране «Имя числительное»

7. «Ошибки? Отредактируем!»

 

  • Исправь и запиши в соответствии с нормами произношения.

  • 1.С двоими певицами

  • 2. Взять обоими руками

  • 3. Прочитал около полтораста страниц

  • 4. Дуб может жить около пятиста лет.

  • 5. Гордимся шестидесяти пяти рекордами.

  • 6. Посёлок расположен в шестьсот метрах от леса.

(проверим по слайдам)



8 . «Творческая мастерская» на «сообразительность»

От данных словосочетаний образуйте сложные имена существительные и имена прилагательные и составьте с ними 2 словосочетания прил.+ сущ.

Сорок ведер, пять метров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, сорок ножек, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.

(выполняют четные и нечетные)

9. «Слуховой диктант». Если есть ь в середине – хлопок.

Семьсот, одиннадцать, пятнадцать, шестнадцать, восемьдесят, двести, семнадцать, девятьсот, девятнадцать, девяносто, шестьдесят, шестьсот.

10.Морфологический разбор имени числительного.

1.Первые письменные упоминания   о Москве мы находим в древнерусских летописях  одиннадцатого века.

2. Мы купили три килограмма абрикосов.

(выполняют на доске).

11. Лексическая работа.

Назовите пословицы, поговорки, загадки и фразеологизмы, включающие имена числительные. ( на карточках)

Восстанови пословицы.

1. (?) в поле не воин. 2. За (?) зайцами погонишься, ни (?) не поймаешь. 3. (?) (?) не ждут. 4. Грамота- (?) язык.

Восстанови фразеологизмы

Объясните значение предложенных вам фразеологизмов, соединив стрелками фразеологизм и его предполагаемое значение.


1 Всыпать по первое число – знать очень хорошо

2 Пятое колесо в телеге – очень много

3 Как две капли воды – наказать по всей строгости

4 До седьмого пота - очень похожи

5 На все четыре стороны – лишний, ненужный

6 Как свои пять пальцев – куда угодно ( идти)


- А теперь давайте подведем итог в форме теста.

1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;
4часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

2. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях: 

1) Теперь три морковь для борща!                    2) У меня три карандаша.  

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

3. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу.                        2) Семь – нечетное число.

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

4. Укажите имена числительные в следующем ряду:

1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

5. Укажите «лишнее» в данном ряду:

1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

6. Укажите верное написание:

1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,

2)О девяностах девяти,

3)Трёмстах восьми.


13. Книга рекордов Гиннеса. (рассказ о книге, прочитать правильно числительные словами.( слайды)

Сегодня мы не только повторим изученное, но и узнаем много интересного. В этом нам поможет удивительная книга - «Книга рекордов Гиннесса»? О чём эта книга? (слайд 5)

Книга мировых рекордов Гиннесса — один из самых авторитетных источников, способных подтвердить те или иные слова, разрешить тот или иной спор. Основной целью книги является достоверная информация о рекордных достижениях людей и животных, уникальных природных явлениях.
Книга была впервые опубликована в 1955 году по заказу ирландской пивоваренной компании «Гиннесс». Идея принадлежала Хью Биверу, которому в голову пришла мысль создать особенный источник информации для разрешения споров относительно рекордности того или иного явления.

В книге рекордов Гиннесса немало достижений, прославляющих нашу страну. Трамвайная сеть Санкт – Петербурга самая большая в мире: 2402 трамвая работают на 64 маршрутах общей протяжённостью более 690 километров.

Байкал – самое большое озеро, содержащее запас пресной воды, которой хватит для того, чтобы лет 50 поить весь мир. Площадь Байкала – 31 500 квадратных километров, высота над уровнем моря 455 метров, самое глубокое место 1620 метров.

Газета «Труд» тоже украшала страницы книги: в 1988 году её тираж в 15,4 ми(л,лл)иона экземпляров был признан самым большим среди ежедневных изданий.

Увековечено и достижение актрисы Любови Соколовой, которая снялась в 400 фильмах.

14. Рефлексия.

Удалось ли нам достигнуть поставленных целей.

-Что было самым интересным?

-Трудным? Оцени свою работу на уроке. (подсчитать кол-во баллов).


15. Домашнее задание.





































Приложение

«Цифровой диктант». Определите разряд числительного: П, К, Собир.

Двое суток, семьдесят экземпляров, пятеро медвежат, три миллиона, четвёртый поворот, двадцать рублей, трое суток, шестой урок, семеро козлят, пятнадцатый этаж.



«Цифровой диктант». Определите разряд числительного: П, К, Собир.

Двое суток, семьдесят экземпляров, пятеро медвежат, три миллиона, четвёртый поворот, двадцать рублей, трое суток, шестой урок, семеро козлят, пятнадцатый этаж.



«Ошибки? Отредактируем!»

 

  • Исправь и запиши в соответствии с нормами произношения.

  • 1.С двоими певицами

  • 2. Взять обоими руками

  • 3. Прочитал около полтораста страниц

  • 4. Дуб может жить около пятиста лет.

  • 5. Гордимся шестидесяти пяти рекордами.

  • 6. Посёлок расположен в шестьсот метрах от леса.

(проверим по слайдам



«Ошибки? Отредактируем!»

 

  • Исправь и запиши в соответствии с нормами произношения.

  • 1.С двоими певицами

  • 2. Взять обоими руками

  • 3. Прочитал около полтораста страниц

  • 4. Дуб может жить около пятиста лет.

  • 5. Гордимся шестидесяти пяти рекордами.

  • 6. Посёлок расположен в шестьсот метрах от леса.

(проверим по слайдам



«Творческая мастерская»

От данных словосочетаний образуйте сложные имена прилагательные и составьте с ними 2 словосочетания прил.+ сущ.

Пять метров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.







«Творческая мастерская»

От данных словосочетаний образуйте сложные имена прилагательные и составьте с ними 2 словосочетания прил.+ сущ.

Пять метров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.





«Творческая мастерская»

От данных словосочетаний образуйте сложные имена прилагательные и составьте с ними 2 словосочетания прил.+ сущ.

Пять метров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.



«Творческая мастерская»

От данных словосочетаний образуйте сложные имена прилагательные и составьте с ними 2 словосочетания прил.+ сущ.

Пять метров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.





Восстанови пословицы.

1. (?) в поле не воин. 2. За (?) зайцами погонишься, ни (?) не поймаешь. 3. (?) (?) не ждут. 4. Грамота- (?) язык.

Восстанови фразеологизмы

Объясните значение предложенных вам фразеологизмов, соединив стрелками фразеологизм и его предполагаемое значение.


1 Всыпать по первое число – знать очень хорошо

2 Пятое колесо в телеге – очень много

3 Как две капли воды – наказать по всей строгости

4 До седьмого пота - очень похожи

5 На все четыре стороны – лишний, ненужный





Восстанови пословицы.

1. (?) в поле не воин. 2. За (?) зайцами погонишься, ни (?) не поймаешь. 3. (?) (?) не ждут. 4. Грамота- (?) язык.





Восстанови фразеологизмы

Объясните значение предложенных вам фразеологизмов, соединив стрелками фразеологизм и его предполагаемое значение.


1 Всыпать по первое число – знать очень хорошо

2 Пятое колесо в телеге – очень много

3 Как две капли воды – наказать по всей строгости

4 До седьмого пота - очень похожи

5 На все четыре стороны – лишний, ненужный





1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;
4часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

2. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях: 

1) Теперь три морковь для борща!                    2) У меня три карандаша.  

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

3. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу.                        2) Семь – нечетное число.

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

4. Укажите имена числительные в следующем ряду:

1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

5. Укажите «лишнее» в данном ряду:

1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

6. Укажите верное написание:

1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,

2)О девяностах девяти,

3)Трёмстах восьми.











1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;
4часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

2. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях: 

1) Теперь три морковь для борща!                    2) У меня три карандаша.  

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

3. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу.                        2) Семь – нечетное число.

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

4. Укажите имена числительные в следующем ряду:

1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

5. Укажите «лишнее» в данном ряду:

1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

6. Укажите верное написание:

1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,

2)О девяностах девяти,

3)Трёмстах восьми.


1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;
4часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

2. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях: 

1) Теперь три морковь для борща!                    2) У меня три карандаша.  

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

3. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу.                        2) Семь – нечетное число.

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

4. Укажите имена числительные в следующем ряду:

1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

5. Укажите «лишнее» в данном ряду:

1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

6. Укажите верное написание:

1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,

2)О девяностах девяти,

3)Трёмстах восьми.



1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:

1)слова, обозначающие числа;
2) часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок их при счете;
3) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;
4часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

2. Определите, какой частью речи является слово три в предложениях: 

1) Теперь три морковь для борща!                    2) У меня три карандаша.  

а) существительным;
б) числительным;
в) глаголом.

3. Определите синтаксическую роль числительных в предложениях:

1) У семи нянек дитя без глазу.                        2) Семь – нечетное число.

а) подлежащее;
б) сказуемое;
в) дополнение;
г) обстоятельство.

4. Укажите имена числительные в следующем ряду:

1) тройка,
2) тройник,
3) три,
4) трилогия.

5. Укажите «лишнее» в данном ряду:

1) пятитомный,
2) пятитысячный,
3) пятый.

6. Укажите верное написание:

1)Шестьюстами восемьюдесятью пятью,

2)О девяностах девяти,

3)Трёмстах восьми.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Обобщающий урок по русскому языку по теме "Имя числительное" 6 класс

Автор: Чурилина Елена Александровна

Дата: 22.05.2018

Номер свидетельства: 470599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Обобщающий урок в 7 классе по теме "Имя числительное""
    ["seo_title"] => string(65) "obobshchaiushchii-urok-v-7-klassie-po-tiemie-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "213501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432063004"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "УРОК -  СЕМИНАР НА ТЕМУ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»   7КЛ. (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  НАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО   КОМПОНЕНТА "
    ["seo_title"] => string(107) "urok-sieminar-na-tiemu-imia-chislitiel-noie-7kl-s-ispol-zovaniiem-natsional-nogo-riegional-nogo-komponienta"
    ["file_id"] => string(6) "125547"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415010238"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме: Имя числительное "
    ["seo_title"] => string(84) "obobshchaiushchii-urok-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "193895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427708805"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Обобщающий урок  по теме «Имя числительное» "
    ["seo_title"] => string(53) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-imia-chislitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "174323"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424107360"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "ПРОЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ". "
    ["seo_title"] => string(98) "proiekt-uroka-russkogo-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "114450"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411493131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства