Тема : Обобщающий урок по теме «Имя числительное».
Цели:
- Обобщить и систематизировать теоретические сведения и практические умения по разделу «Имя числительное»..
- Развивать навыки работы в группах.
- Продолжить работу над устранением речевых недочётов в устной и письменной речи.
- Воспитывать интерес и любовь к родному языку и другим учебным дисциплинам.
Вид урока: урок поиска истины.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, чистые листы А – 4, маркеры, магниты, сигнальные карточки, раздаточный материал
Ход урока:
Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по теме «Имя числительное». Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься? (Слайд №1)
Ответы детей.
Учитель: Верно, мы будем повторять и обобщать изученное. Откройте тетради, запишите число и тему урока. За несколько уроков мы с вами узнали много о числительном, убедились, что без него не существует ни одна наука, без него мы беспомощны и в повседневной жизни. Умения правильно произносить, писать числительные, согласовывать их с существительными необходимы нам и на каждом школьном уроке. Попробуем убедиться в этом. Я приглашаю вас путешествовать по урокам. А перед началом давайте проведем небольшую разминку.
Проводится игра «Верно – неверно».
Учитель: перед вами лежат карточки с утверждениями. Если оно вам кажется верным, поставьте «+», неверным, поставьте «-» в первой колонке. Каждый расставьте самостоятельно, обсудите в группе, выберите, кто будет отвечать.
Если вы готовы отвечать, поднимите зеленую сигнальную карточку, если вам нужна помощь – красную.
Заполняем бланки. ( Приложение 1 )
Дети отвечают. Взаимопроверка выполняется во 2 колонке по слайду № 2
Учитель: Молодцы! Получаете смайлики за правильные ответы. Теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Внимание на экран!
Посмотрите на расписание.( Слайд № 3)
Вот какие сегодня у нас уроки. Не обойдемся мы, конечно, и без переменки, даже столовую не забудем посетить. О начале и конце урока нам будет извещать звонок. Сегодня мы будем работать в группах. Звенит звонок на первый урок.
Учитель: Тема сегодняшнего урока « История чисел»
Прочитайте, а затем запишите 1-й и 3-й абзацы текста, согласовывая числительные с существительными, вставляя буквы, раскрывая скобки, записывая числительные словами.
Ученик: ( читает )(Слайд №4) Сл…вянские пл…мена согл…совывали число с конкретными предметами так: 2 (корова), 2 (табун), 4 (овца), 5 (стрела). Совокупность предметов называли так: пятеро (ягнята), трое (охотники).
Дроби начали использовать в (Д, д) ревней Греции, а на Руси с 15 столетия употребляются дроби ½, ¼, 1/8, что означало половину, четверть, (пол) четверти.
Учитель: 1-я группа работает над пояснением орфограмм; 2-я группа находит в тексте числительные и характеризует их по разрядам; 3-я группа находит простые, сложные и составные числительные.
Звучит звонок.(Слайд №5)
Учитель: На перемене можно сбегать в столовую, узнать, что приготовили наши повара на обед, а так же пообщаться с товарищами, как это делают ребята.
Исполняется сценка-диалог
- Ты видел, какие Маша и Катя сегодня нарядные пришли, все две с такими бантиками!
- Ага, им обоим они так идут!
- Смотри, Марина и Сергей в столовую побежали!
- Наверно им обеим нравятся булочки с сахаром в нашей столовой.
- А ты чего сказал обеим, у нас что, Сергей - девчонка, что ли ?!
- А если я скажу обоим, тогда получится, что Маринка - мальчик!
- Давай у Елены Борисовны спросим.
Учитель: Слышу, слышу ваш спор, сейчас я вам помогу. По правилу: если одно существительное мужского, а другое женского рода, то про них говорят оба и склоняют в мужском роде.
- Что, выходит, что Сережа все ж таки главнее Марины?
- А Марина не обидится?
Учитель: Думаю, что нет, ведь нельзя обижаться на грамматические правила, их надо запоминать. Между прочим, вы еще в диалоге много ошибок допустили. Кто из ребят заметил? Давайте исправим.
Ребята исправляют.
Звенит звонок.
Учитель: Следующий урок – математика. Это прекрасная возможность практического использования числительных. Но сначала отправим дежурных в столовую. Следующая перемена – большая, можно будет подкрепиться, а дежурные помогут поварам приготовить что-нибудь вкусненькое. Я думаю, мы не откажемся от жареной рыбки и экзотического салата.
Двое учащихся работают у доски по карточкам.
Карточка 1.
Перепишите, заменив цифры словами. Определите падежи числительных, поясните орфограммы.
Рыбный соус
8 – 10 столовых ложек кетчупа смешать со 150 г сметаны. Смесь соединить с 250 мл бульона из рыбы и варить в течение 5 мин. Посыпать зеленью, подавать к жареной рыбе.
Карточка 2
Перепишите, заменив цифры словами. Определите падежи числительных, поясните орфограммы.
Салат «Фантазия»
Около 350 г шампиньонов порезать и залить соком из 2 лимонов. Оставить на 30 – 40 минут. Отварить 0,5 головки капусты, смешать с 8 редисками, 50 г тертого сыра, 4 орехами, 5 ложками масла, 4 ложками сметаны.
Все перемешать, посолить и поперчить.
Учитель: А пока наш вкусный завтрак готовится, мы попробуем решить примеры и задачу.
Примеры: (Слайд №6)
К 972 прибавить 59 = ?
От 1576 отнять 243 = ?
Сколько раз 7 вмещается в 196 = ?
К 5 прибавить 7 и разделить на 3 = ?
Задача: (Слайд №7)
За последние 5 лет работы школы № 16 было выпущено 10 11-ых классов. Среди этих учащихся 14 получили золотые и серебряные медали.
Известно, что золотых медалистов было 9, сколько учащихся получили серебряные медали?
Звенит звонок.
Учитель: Мы – молодцы, заслужили завтрак. А перед едой надо бы не только руки вымыть, но и слегка размяться.
Физкультминутка. (Слайд №8)
Учитель: Ну, вот мы уже и в столовой! Посмотрим, что помогли приготовить наши дежурные поварам?
Учащиеся слушают рецепты. Сигналят карточками, если есть ошибки, исправляют их.
Звенит звонок.
Учитель: Вот и закончилась переменка, нас ждет следующий урок – английский язык.(Слайд №9)
Ученик читает текст на английском языке, дети переводят его на русский язык.
Звенит звонок.
Учитель: Вот и с этим заданием вы справились. А теперь урок русского языка. Поговорим о том, как связано числительное с лексикой?
Ученик: Числительные очень часто используются в речи, особенно в образной. Об этом говорит большое количество пословиц, поговорок, в которых встречаются числительные. А как много числительных встречается во фразеологизмах! (Слайд №10)
Учитель: Посмотрите на экран, объясните значение предложенных вам фразеологизмов, выписав его, подставьте номер предполагаемого значения.
Дети работают в тетрадях
Учитель: Найдите количественные, порядковые и собирательные числительные. Объясните, чем отличается написание числительного семь в русском и в украинском языках.
Ответы детей.
Учитель: А знаете ли вы, что числительные даже могут помочь вам запомнить правописание слов с непроверяемыми орфограммами? Всмотритесь в эти слова и найдите в них буквосочетания, совпадающие с написанием некоторых числительных.Слайд №11
Учитель: Вы ещё лучше запомните написание этих слов, если придумаете какие-нибудь забавные фразы из сочетаний букв или слогов, входящих в их состав. ( Слайд №12 ) Например: Пистолет служил сто лет. Три кота купили трикотаж и сшили из него аж три трико. Попробуйте!
Дети работают в тетрадях.
Учитель: Что у вас получилось? Зачитайте.
Дети зачитывают свои работы.
Итог урока.
Учитель: Ой, ребята, посмотрите-ка на часы! Который час? Расскажите, пожалуйста, о различных вариантах обозначения времени.
Ответы учащихся.
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок.
Давайте подведем итог. (Слайд №13)
. МЕТОД „Микрофон"
- Я понял...
- Меня удивило...
- Я узнал новую информацию...
- Мне очень понравилось на уроке...
- Сегодня я смог...
- Меня заинтересовало сообщение...
- Мне б хотілось еще...
Выставление оценок. (Слайд №14)
Домашнее задание: Выберите одно задание по своим силам.
1. Выписать отрывок ( 2 – 3 предложения ) из учебника географии, в котором встречаются числительные. Числительные записывать словами. Сделать морфологический разбор одного числительного.
2.Творческая работа на ½ альбомного листа «Моя считалка», «Моя пословица», «Моя поговорка» (с использованием числительных).
3. Написать мини-сочинение о себе с использованием числительных.
Спасибо за урок! Слайд №15