kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обобщающего повторения по теме "Односоставные предложения. Роль односоставных предложений в речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщающего повторения с целью углубить понимание роли односоставных предложений в тексте. Используются приёмы технологии проблемного обучения. Акцентируется внимание на краеведческом материале. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщающего повторения по теме "Односоставные предложения. Роль односоставных предложений в речи."»

Урок обобщающего повторения в 8 классе

Тема

Односоставные предложения. Роль односоставных предложений в речи.

Тип урока

Обобщающее повторение

Учебные цели урока

Обучающие:

  • обобщить знания, умения, навыки обучающихся по теме «Типы односоставных предложений»;

  • углубить у учащихся понимание роли односоставных предложений в тексте.

Развивающие:

  • развивать навыки работы с текстом: чтение, понимание, интерпретация, перестроение текста;

  • развивать умения анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

Пробудить у обучающихся чувства любви и уважения к родному краю, интереса к его истории, культуре, традициям.

Методы, приёмы обучения

Приёмы технологии проблемного обучения.

Форма организации деятельности учащихся

Парная, групповая, фронтальная.

Средства обучения

Компьютер, мультимедийная презентация, рабочие листы

Планируемые результаты

Предметные результаты

  1. Уметь различать виды односоставных предложений.

  2. Понимать особенности употребления односоставных предложений в речи.

Метапредметные результаты

  1. Уметь самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов.

  2. Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

Личностные результаты

Уважать историческое, природное и культурное наследие, традиции родного края.




Этапы и содержание урока

  1. Организационный этап.

(Форма работы – фронтальная).

- Здравствуйте, ребята. Начнём наш урок.

- Прочитайте пословицы, записанные на доске. Как вы понимаете их значение?

Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной, – всю жизнь.

Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.

- Найдите грамматические основы этих предложений.

(Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной – всю жизнь.

Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.)

- Определите виды этих предложений по количеству и составу грамматических основ. Определите тип односоставных предложений. Обоснуйте своё мнение.

(Первое предложение – сложное, первая часть –односоставные обобщённо-личное предложения, так как в нем есть только сказуемое, выраженное глаголом в форме 3 лица множественного числа, действие носит обобщённый характер; вторая часть – неполное односоставное обобщенно-личное).

Второе предложение сложное: первая часть – односоставное обобщённо-личное, так как есть только сказуемое, выраженное глаголом в форме 2 лица единственного числа, действие носит обобщённый характер; вторая часть – неполное двусоставное предложение, в котором пропущено сказуемое).

- Я не случайно начала урок с этих пословиц. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

(О родине и об односоставных предложениях).

- А вот ещё две пословицы.

Санкт-Петербург — это голова России, Москва — сердце России, Нижний Новгород — карман России.

Нижний — Москве сосед ближний: дома каменные, а люди железные.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- О каком городе нашей большой родины пойдёт речь на уроке?

(О Нижнем Новгороде).

- Объясните постановку тире в этих пословицах.

(Подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже).

  1. Постановка целей урока.

(Форма работы – фронтальная).

- Говорить о Нижнем Новгороде мы будем, используя односоставные предложения разных типов, которые изучали в течение нескольких уроков.

- Прочитайте тему урока.

Тема: «Односоставные предложения. Роль односоставных предложений в речи».

- Исходя из этой темы, сформулируйте две основные задачи нашего урока:

Обобщить... и применить...

(Обобщить знания об односоставных предложениях и применить их на практике).

Понять...

(Понять, какую роль односоставные предложения играют в нашей речи).

- Итак, мы отправляемся с вами на заочную экскурсию по Нижнему Новгороду. Чтобы эта экскурсия была продуктивной, мы будем использовать односоставные предложения разных типов.

  1. Актуализация знаний.

- Какие типы односоставных предложений вам известны?

- Начнём мы нашу экскурсию с путеводителя для туристов. В нём содержится информация об интересных местах Нижнего Новгорода. Вам необходимо придумать для этих текстов названия заданной структуры.

(Форма работы – групповая: каждая группа работает со своим текстом).

Задание 1. Заголовки

  1. Прочитайте текст. Определите его тему. Придумайте название для этого теста. Название должно представлять собой простое повествовательное назывное предложение.

Единственный в России музей, который посвящён быту и повседневной жизни интеллигенции, можно найти именно в Нижнем Новгороде. Он расположен в деревянной усадьбе середины XIX века. В залах музея воссоздали типичную квартиру разночинного интеллигента среднего достатка: интерьеры кабинета, гостиной, девичьей комнаты. В постоянную экспозицию входят подлинные предметы XIX века: посуда, мебель, одежда, книги.

(Примерное название: «Музей интеллигенции»).

  1. Прочитайте текст. Определите его тему. Придумайте название для этого текста. Название должно представлять собой простое вопросительное односоставное безличное предложение.

В здании XIX века открыт Музей фотографии. На втором этаже дома находился их фотопавильон, одна из стен в котором была полностью стеклянной, чтобы в него попадало больше света. В музее хранят первые деревянные камеры ящичного типа 70-х годов XIX века со стеклянными негативами, аппараты знаменитых фирм Kodak и Leica, камеру-обскура, а еще тут можно заглянуть в настоящую фотолабораторию.

(Примерное название: «Что можно увидеть в Музее фотографии?»).

  1. Прочитайте текст. Определите его тему. Придумайте название для этого текста. Название должно представлять собой простое побудительное односоставное определённо-личное предложение.

Подвесную канатную дорогу построили в 2012 году для переправы через Волгу между Нижним Новгородом и городом Бор на противоположном берегу. Длина дороги — 3661 метр, пассажиров перевозят 28 кабин. За 12 минут можно полюбоваться волжскими пейзажами и панорамным видом города и увидеть Печерский монастырь.

(Примерные названия: «Переправьтесь через Волгу по подвесной канатной дороге», «Полюбуйтесь панорамой Нижнего Новгорода»).

  1. Прочитайте текст. Определите его тему. Придумайте название для этого текста. Название должно представлять собой простое вопросительное односоставное неопределённо-личное предложение.

Из Нижнего Новгорода привозят различные сувениры. Самые популярные – это шкатулки, подносы, вазы, миски, ложки, украшенные росписью хохлома. Везут из Нижнего Новгорода также шкатулки, панно и посуду с городецкой росписью. И, конечно, очень любят туристы городецкие пряники, с двух сторон покрытые сахарной глазурью.

(Примерное название: «Какие сувениры привозят из Нижнего Нов города?»).

  1. Обобщение и систематизация знаний.

  1. Работа с теоретическим материалом.

(Форма работы - фронтальная).

- Для чего же нужны односоставные предложения в речи? Какова их функция? Рассмотрите таблицу «Роль односоставных предложений». 

(Обсуждение таблицы).

Определённо-личные

  • помогают избежать повторов;

  • придают речи краткость и лаконичность;

  • усиливают значение действия, придают речи динамизм;

  • создают интонацию доверительности;

  • помогают передать состояние души автора

Неопределённо-личные

  • акцентируют внимание на действии, а не на том, кто его производит;

  • усиливают динамику событий;

  • передают разговорную интонацию

Обобщённо-личные предложения

  • имеют форму обобщения, переносящую личное переживание на всех;

  • помогают создать эмоциональность и выразительность текста

Безличные предложения

  • помогают передать настроение автора, состояние героев и природы;

  • создают особый эмоциональный фон произведения;

  • употребляются для выражения возможности, желательности, необходимости, неизбежности или допустимости каких-либо действий;

  • сообщают о состоянии природы или окружающей среды, психических или физических состояниях человека, явлениях природы, обстановки, окружающей среды;

  • указывают на недостаток или отсутствие кого или чего-нибудь;

  • указывают на наличие, достаток, прибыль и убыль кого-либо или чего-либо

Назывные предложения

  • называют реалии: предметы, явления, людей;

  • помогают создать образ: природное явление, среду, обстановку, психологическое состояние человека;

  • помогают запечатлеть только одно мгновение (фрагмент) в настоящем времени;

  • дают возможность читателю представить, додумать картину;

  • придают тексту красочность и лаконичность

- Эти сведения помогут нам продолжить экскурсию по Нижнему Новгороду. Сейчас мы познакомимся с его историей. Мы будем по частям читать текст и анализировать его, выполняя определённые задания.

  1. Практическая работа.

Задание 2. Работа с текстом

(Форма работы - парная).

1 часть

(1) Нижний Новгород. (2) Один из древнейших российских городов. (3) Город с богатейшей историей. (4) Город-крепость расположе(н/нн)ый на (юго) востоке Руси и защ...щавший границы государства от набегов татар. (5) Основал его владимирский князь Юрий Всеволодович в 1221 году.

Задания

  1. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

  2. Подчеркните грамматические основы во всех предложениях.

  3. Расставьте недостающие знаки препинания.

  4. Укажите номера односоставных предложений. Определите их типы.

  5. Для чего автор текста использует именно этот тип односоставных предложений в данном фрагменте?

Ответы

Задания 1 – 3.

(1) Нижний Новгород. (2) Один из древнейших российских городов. (3) Город с богатейшей историей. (4) Город-крепость, расположенный на юго-востоке Руси и защищавший границы государства от набегов татар. (5) Основал его владимирский князь Юрий Всеволодович в 1221 году.

Задание 4.

1, 2, 3, 4. Назывные предложения.

Задание 5.

Назывные предложения называют реалии и дают возможность читателю представить, додумать картину.

2 часть

(6) (Деревянно) земл...ные укрепления появились здесь ещё в XIII веке. (7) Первую каме(н/нн)ую крепость построили в 1370-х годах. (8) Нынешний каме(н/нн)ый кремль с 13 башнями возвели по приказу Василия III в 1508 году. (9) Строительством руководил итальянский архитектор Пьетро Франческо. (10) За всю историю эту крепость н... разу не захватывали.

(11) К XVI веку Нижний Новгород стал крупным торговым центром. (12) Первая ярмарка появилась (не) далеко от города ещё в XVI веке. (13) Тогда она ра...пол...галась у стен Макарьевского Желтоводского монастыря. (14) На неё с...езжались купцы не только со всей Руси но и из Европы и Азии. (15) Здесь продавали сибирские меха шведское оружие индийский жемчуг и китайский фаянс.

(16) Около Макарьевского монастыря ярмарка ра...пол...галась до пожара 1816 года. (17) После этого её перенесли в Нижний Новгород. (18) В городе построили гости(н/нн)ый двор из 60 корпусов  архитектор Огюст Монферран спроектировал Спасский Староярмарочный собор.

(19) Благодаря ярмарке Нижний Новгород стал одним из самых богатых городов Российской империи. (20) Здесь появились многочисле(н/нн)ые купеческие династии и Рукавишниковы и Блиновы и Бугровы.

Задания

  1. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Объясните орфограммы.

  2. Расставьте недостающие знаки препинания. Запишите в таблицу номера предложений, соответствующих пунктуационным правилам.

    Пунктуационные правила

    Номера предложений

    Запятая разделяет однородные члены предложения, связанные двойным соединительным союзом.


    Запятая ставится между однородными членами, соединёнными бессоюзной связью.


    Запятая ставится между частями сложного предложения, соединёнными бессоюзной связью.


    Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.


  3. Среди предложений 6 – 10 найдите односоставные предложения. Определите их тип. Как вы думаете, какую роль играют эти предложения в данном фрагменте?

  4. Среди предложений 14 – 18 найдите односоставные неопределённо-личные предложения. Попробуйте заменить их двусоставными, подобрав подходящие по смыслу подлежащие. Как изменились предложения? Какой вариант лучше? Почему?

Ответы

Задания 1 – 2.

(6) Деревянно-земл...ные укрепления появились здесь ещё в XIII веке. (7) Первую каменную крепость построили в 1370-х годах. (8) Нынешний каменный кремль с 13 башнями возвели по приказу Василия III в 1508 году. (9) Строительством руководил итальянский архитектор Пьетро Франческо. (10) За всю историю эту крепость ни разу не захватывали.

(11) К XVI веку Нижний Новгород стал крупным торговым центром. (12) Первая ярмарка появилась недалеко от города ещё в XVI веке. (13) Тогда она располагалась у стен Макарьевского Желтоводского монастыря. (14) На неё съезжались купцы не только со всей Руси, но и из Европы и Азии. (15) Здесь продавали сибирские меха, шведское оружие, индийский жемчуг и китайский фаянс.

(16) Около Макарьевского монастыря ярмарка располагалась до пожара 1816 года. (17) После этого её перенесли в Нижний Новгород. (18) В городе построили гостиный двор из 60 корпусов,  архитектор Огюст Монферран спроектировал Спасский Староярмарочный собор.

(19) Благодаря ярмарке Нижний Новгород стал одним из самых богатых городов Российской империи. (20) Здесь появились многочисленные купеческие династии: и Рукавишниковы, и Блиновы, и Бугровы.

Пунктуационные правила

Номера предложений

Запятая разделяет однородные члены предложения, связанные двойным соединительным союзом.

14

Запятая ставится между однородными членами, соединёнными бессоюзной связью.

14

Запятая ставится между частями сложного предложения, соединёнными бессоюзной связью.

18

Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

20

Задание 3

Односоставные неопределённо-личные предложения 7, 8, 10.

Они акцентируют внимание на действиях, а не на том, кто их производил.

Задание 4

Односоставные неопределённо личные предложения – 15, 17, 18 (1 часть).

Замена двусоставными предложениями:

(15) Здесь продавали сибирские меха, шведское оружие, индийский жемчуг и китайский фаянс. – Здесь купцы продавали сибирские меха, шведское оружие, индийский жемчуг и китайский фаянс.

(17) После этого её перенесли в Нижний Новгород. – После этого люди её перенесли в Нижний Новгород.

(18) В городе построили гостиный двор из 60 корпусов... – В городе люди построили гостиный двор из 60 корпусов...

Предложения стали длиннее, появились повторы. Варианты с неопределённо-личными предложениями лучше, так как они позволяют избежать повторов, назвать только действия, а не тех, кто их совершил, так как их не всегда возможно назвать точно.

3 часть

(21) На протяжени... почти всей своей истории город был одним из крупнейших промышле(н/нн)ых центров России. (22) Уже в Средневековье здесь ремонтир...вали и строили суда которые ходили по Волге. (23) В XIX веке в городе наладили переработку зерна. (24) Более 50% российской муки производили име(н/нн)о в Нижнем Новгороде. (25) В книге «Очерки нижегородской промышле(н/нн)ости» говорилось: (26) «В Российской империи нет н... одного уголка, где бы не имелось в продаже муки нижегородского помола...».

(27) Обязательно посетите Нижний Новгород и познакомьтесь с его достопримечательностями!

Задания

  1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните орфограммы.

  2. Расставьте недостающие знаки препинания.

  3. Проанализируйте структуры предложений. Выпишите номера предложений, соответствующие данным характеристикам.

Простое двусоставное предложение


Простое односоставное неопределённо-личное предложение


Простое односоставное безличное предложение


Сложное предложение, обе части которого являются односоставными безличными


Сложное предложение, первая часть которого односоставное неопределённо-личное, а вторая – двусоставное предложение


Простое односоставное определённо-личное предложение


Ответы

Задания 1 – 2.

(21) На протяжении почти всей своей истории город был одним из крупнейших промышленных центров России. (22) Уже в Средневековье здесь ремонтировали и строили суда, которые ходили по Волге. (23) В XIX веке в городе наладили переработку зерна. (24) Более 50% российской муки производили именно в Нижнем Новгороде. (25) В книге «Очерки нижегородской промышленности» говорилось: (26) «В Российской империи нет ни одного уголка, где бы не имелось в продаже муки нижегородского помола...».

(27) Обязательно посетите Нижний Новгород и познакомьтесь с его достопримечательностями!

Задание 3

Простое двусоставное предложение

21

Простое односоставное неопределённо-личное предложение

24

Простое односоставное безличное предложение

25

Сложное предложение, обе части которого являются односоставными безличными

26

Сложное предложение, первая часть которого односоставное неопределённо-личное, а вторая – двусоставное предложение

22

Простое односоставное определённо-личное предложение

27

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Итак, вы познакомились с историей Нижнего Новгорода, узнали о некоторых его достопримечательностях, а также увидели, для чего нужны односоставные предложения в тексте.

- Продолжим открывать для себя город. Узнаем ещё о некоторых интересных местах. Теперь вам предстоит не просто прочитать тексты, найти в них односоставные предложения и определить их типы и роль. Вам надо откорректировать тексты, перестроив предложения в односоставные указанных типов. Выполнив эту работу, вы увидите, как изменятся тексты.

(Форма работы – групповая: каждая группа работает со своим текстом).

Задание 3. Перестроение текста.

  1. Перестройте двусоставные предложения в односоставные назывные. Какова функция назывных предложений в получившемся тексте?

Вы видите Нижегородский кремль. Он считается одним из самых совершенных средневековых фортификационных сооружений. Вы видите неприступные стены длиной около двух километров, 12 башен, уцелевших до нашего времени.

Ответ

Нижегородский кремль. Одно из самых совершенных средневековых фортификационных сооружений. Неприступные стены длиной около двух километров, 12 башен, уцелевших до нашего времени.

Функция назывных предложений в тексте: называют реалии и помогают запечатлеть только одно мгновение (фрагмент) в настоящем времени.

  1. Перестройте данные предложения в безличные, используя данные в скобках сказуемые. Какую роль играют безличные предложения в получившемся тексте?

А ещё Нижний Новгород называют столицей закатов. (можно назвать) С любой из набережных, со смотровой площадки на вершине Чкаловской лестницы, от стен Кремля или с борта пароходика можете посмотреть на заходящее солнце и сделать сотню красивых фотографий. (можно посмотреть, сделать)

Ответ

А ещё Нижний Новгород можно назвать столицей закатов. С любой из набережных, со смотровой площадки на вершине Чкаловской лестницы, от стен Кремля или с борта пароходика можно посмотреть на заходящее солнце и сделать сотню красивых фотографий.

Функция безличных предложений в тексте: употребляются для выражения возможности каких-либо действий.

  1. Перестройте выделенные предложения или части предложений в односоставные неопределённо-личные. Какую роль играют неопределённо-личные предложения в тексте?

Одним из главных символов Нижнего Новгорода считается лестница, состоящая из 560 ступеней. Она была возведена в 1949 году по проекту архитекторов Александра Яковлева, Льва Руднева и Владимира Мунца. Она начинается от смотровой площадки и ведёт вниз к набережной и катеру «Герой» — памятнику нижегородским морякам. Этот корабль участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах. На смотровой площадке установлен памятник лётчику Валерию Чкалову, который совершил первый прямой беспосадочный перелёт через Северный полюс из СССР в США.

Ответ

Одним из главных символов Нижнего Новгорода считают лестницу, состоящую из 560 ступеней. Её возвели в 1949 году по проекту архитекторов Александра Яковлева, Льва Руднева и Владимира Мунца. Она начинается от смотровой площадки и ведёт вниз к набережной и катеру «Герой» — памятнику нижегородским морякам. Этот корабль участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах. На смотровой площадке установили памятник лётчику Валерию Чкалову, который совершил первый прямой беспосадочный перелёт через Северный полюс из СССР в США.

Функция неопределённо-личных предложений в тексте: акцентируют внимание на действии, а не на том, кто его производит.

  1. Перестройте предложения или части предложений текста в односоставные определённо-личные. Какую роль играют определённо-личные предложения в тексте?

В Нижнем Новгороде мы посетим одно из мест, где жил Максим Горький. Мы заходим музей «Домик Каширина». Мы видим дом деда Василия Каширина, где будущий писатель провел первые годы жизни, впоследствии описанные в повести «Детство». С большим интересом мы осматриваем воссозданные интерьеры кухни, комнаты деда, бабушки, дяди Горького. Во дворе мы замечаем хозяйственные постройки: красильню, каретник и сарай.

Ответ

В Нижнем Новгороде посетим одно из мест, где жил Максим Горький. Заходим музей «Домик Каширина». Видим дом деда Василия Каширина, где будущий писатель провел первые годы жизни, впоследствии описанные в повести «Детство». С большим интересом осматриваем воссозданные интерьеры кухни, комнаты деда, бабушки, дяди Горького. Во дворе замечаем хозяйственные постройки: красильню, каретник и сарай.

Функция неопределённо-личных предложений в тексте: помогают избежать повторов; усиливают значение действия, придают речи динамизм.

  1. Подведение итогов урока, рефлексия.

(Форма работы – фронтальная).

- Подошла к концу наша заочная экскурсия по Нижнему Новгороду. Вспомните, какие две основные задачи мы ставили перед собой на этом уроке. Выполнили ли мы эти задачи?

Задачи:

  1. Обобщить знания об односоставных предложениях и применить их на практике.

  2. Понять, какую роль односоставные предложения играют в нашей речи.

- Но на уроке мы говорили не только об односоставных предложениях, но и еще знакомились с историей и достопримечательностями Нижнего Новгорода. Какие факты вам запомнились больше всего? Куда вы обязательно сходите, когда окажетесь в этом городе?

9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Рыжова Елена Борисовна

Дата: 26.02.2024

Номер свидетельства: 646428


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства