kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Односоставные предложения"(обобщающий урок)

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Это десятый урок по теме:  «Односоставные предложения». Следующий урок -  контрольный диктант с разноуровневым грамматическим заданием, который завершит  изучение данной темы.

        При подготовке к уроку были учтены программные требования, предполагающие знания учащихся об односоставных предложениях, а также умения учащихся   различать типы односоставных предложений, использовать односоставные предложения в речи, работать самостоятельно и в парах, монологически высказываться, аргументированно  доказывать свою точку зрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Односоставные предложения"(обобщающий урок) »



Тема урока: Односоставные предложения (обобщающий урок).

Класс: 8

Место урока в теме: последний урок в теме «Односоставные предложения».

Цель урока: актуализация знаний по теме «Односоставные предложения».

Задачи урока:

когнитивные:

  • формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;

  • использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы по теме «Односоставные предложения»;

операциональные:

  • развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать, делать выводы;

  • уметь анализировать роль односоставных предложений в художественном тексте, оценивать их выразительные возможности;

аксиологические:

  • создавать связь содержания учебного занятия с личностным опытом обучающихся;

  • развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных действий и навыков;

  • использовать односоставные предложения в собственной речи.

Тип урока: урок систематизации и обобщения нового материала.

Формы: фронтально-коллективная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа.

Применение элементов инновационных технологий:

  • интеграция,

  • дифференцированное обучение,

  • элементы эвристического поиска

Формируемые компетенции :

  • учебно-познавательная компетенция: активизация познавательной деятельности осуществляется через решение нестандартных лингвистических ситуаций;

  • коммуникативная компетенция: обучающиеся учатся использовать в своей письменной и устной речи односоставные предложения;

  • ценностно-смысловая компетенция: обучающиеся получают осознанное представление о необходимости владения нормами употребления односоставных предложений, о их значимости в языковой системе, а также о необходимости усвоения теоретического материала и практического его применения для успешной сдачи ОГЭ;

  • информационная компетенция: в ходе урока обучающиеся закрепляют лингвистические термины и понятия;

  • культурологическая компетенция: развивается эстетический вкус, повышается культурный уровень через обращение к художественным текстам.


Форма проведения: урок-игра «Зимняя олимпиада» 
Оборудование:  листы заданиями для урока, карточки для учащихся «Мои личные достижения» или ёлочка, карточки с разноуровневыми заданиями для домашнего задания, презентация «Зимние виды спорта».(слайд1)


Ход урока.

1.Организационный момент. Положительная мотивация.


- Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на работу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

- Как вы уже поняли, ребята, сегодня урок наш будет проходить в форме состязания. Мы проведём зимнюю олимпиаду по русскому языку. Почему именно зимнюю? Зима! Понятное дело! Да и не только поэтому. Но обо всём вы узнаете чуть позже.
2. Вступительное слово учителя.

- Пропаганда здорового образа жизни велась и ведётся всегда. Почему? Потому что это здоровье каждого из нас, здоровье нации, престиж страны! Ребята, кто из вас помнит, когда проходили последние Олимпийские игры? (2014г). А я вам скажу вот что: последние Олимпийские игры проводились в 2010 году. Оказывается, и вы, и я правы! Почему? Потому что есть Летние Олимпийские игры, а есть Зимние Олимпийские игры, и проводятся они раз в 4 года, но с интервалом в 2 года.

2012 год стал юбилейным в проведении Летних Олимпийских игр. Где они проходили? (в Лондоне)

А в 2014 году проходили Зимние Олимпийские игры в… Сочи.

- Праздник открытия, парад спортсменов, олимпийская клятва, зажжение олимпийского огня, соревнования спортсменов – всего этого всегда ждала, ждёт и будет ждать вся планета.

- А ведь человечество пришло к этому далеко не сразу. Как же зародился всемирный праздник? Послушаем наших комментаторов.

3. Выступления учащихся. 

1. Немного истории

Родиной Олимпийских игр считается Древняя Греция.  27 с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинский город Олимпию, расположенную на Пелопонесском полуострове.

С этого дня мудрый историк Эллады Тимей ввел новое летоисчисление – олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. Такое количество дней составляло «олимпиаду» - греческий «олимпийский» год. 

2. Первые Олимпийские игры

Первые олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. Олимпийские игры проходили раз в четыре года и длились пять дней. На территории Эллады объявлялся «священный мир»: всякие войны прекращались, и вчерашние враги  состязались за право называться самым сильным, ловким  и быстрым среди эллинов. Олимпийские игры были посвящены богу Зевсу. Участникам Олимпийских игр были известные нам историк Геродот, медик Гиппократ, оратор Демосфен, философ Сократ, математик Пифагор. Он стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою! Победителю вручали лавровый венок.

3. Возрождение Олимпийских игр

Прошло ровно полторы тысячи лет, и в канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель  барон Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из 5 переплетённых колец голубого, черного, красного (верхний ряд), желтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединений в олимпийском движении континентов. На возрожденных Олимпийских играх зажигают огонь, принесенный с земли Древней Греции, а флаг впервые был поднят в 1924 году в связи с празднованием 20-летия Олимпийских игр XX века. Победителю   на Олимпийских играх стали вручать золотую медаль.

4. Игры. Слово учителя.

- Олимпиады проводились только по летним играм: бег, прыжки в длину и в высоту, плавание, тяжёлая и лёгкая атлетика, метание диска и копья, борьба. В 1924 году Международный олимпийский комитет решил провести первые олимпийские зимние игры во Франции.

- Итак, сегодня мы проводим зимнюю олимпиаду не только потому, что зима. Наша олимпиада отличается тем, что вы сможете попробовать свои силы во многих зимних видах спорта. А соревнования наши будут проходить по теме «Односоставные предложения». Проверим ваши знания.

- Я раздам вам ёлочки, потому что скоро Новый год, на которых вы будете отмечать личные достижения в соревнованиях. В конце урока каждый из вас получит оценку.

5.Словарная работа.

- Для начала нужно узнать, а что же такое олимпиада?

Олимпиада – греческое слово: 


  • Крупнейшие международные состязания по основным видам спорта, проводимые раз в 4 года. 


  • Конкурс, соревнование в какой-либо области(математике, истории и т.д.) 
    (запись в тетради ОЛИМПИАДА) 

6. Олимпиада по теме «Односоставные предложения»

1. Разминка.

« КЛАСТЕР». СОБЕРИТЕ ОПОРНУЮ СХЕМУ.

Определённо- личные

 

БЕЗЛИЧНЫЙ ГЛ., Н. Ф. ГЛ., НЕТ






Неопределённо- личные

 

ОНИ, КТО - ТО




Обобщённо- личные

 

ВСЕ, ЛЮБОЙ





Безличные

 

1, 2 Л. ЕД. Ч. и МН.Ч. НАСТ. и БУД. ВР.





Назывные

 

3 Л. МН.Ч. ПРОШ. ВР.




 

СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА




 

Я, МЫ, ТЫ, ВЫ

ПОСЛОВИЦЫ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ



 

 

2. «Фигурное катание» (слайд 2).

Перед вами четыре предложения. Каждое слово в предложении – это фигура. Разбор всего предложения – это выполнение всех элементов фигурного катания. Ваша задача: выполнить синтаксический разбор одного предложения по жребию.

1. В необыкновенную красоту фигурного катания влюбляешься сразу.

2.Во всём мире говорят о важной роли спорта в жизни человека

3. Любите спорт!

4. Родиной этого прекрасного вида спорта является Голландия.


3. Сноуборд. (слайд 3)
Сноуборд – скоростной спуск с горы на доске. (запись слова в тетради, демонстрация рисунка) 
1.Сноуборд. 2. Суть этого молодого олимпийского вида спорта полностью отражена в названии – снег плюс доска. 3. Покоряют сноуборд без лыжных палок. 4. Лететь на огромной скорости предлагается, балансируя руками. 5. Впервые сноуборд заявил о себе на зимних играх в Нагано в 1998 году. 6.Сноуборд – молодёжный спорт.
Задания: 
1.О чём этот текст? 

2.Когда появились соревнования по сноуборду? 

3.Найдите односоставные предложения, определите их вид. 
1 – назывное.

3 – неопределённо-личное.

4 – безличное.

4.Найдите предложение с деепричастным оборотом(4).

5.Объясните постановку тире в последнем предложении(графически).


4. Шорт-трек (скоростной бег на коньках на короткой дорожке) (слайд 4)

- Сейчас вы одновременно начнёте забег на коньках. На это у вас будет одинаковое время(5 минут) и тестовое задание. Проверим, чей забег будет результативнее.

Тест. 

  1. Укажите верное утверждение: 
    А. Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными.

Б. Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.

В. Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными. 

  1. Найдите среди данных предложений односоставные: 
    А. Не плачь попусту.

Б. Ближе к обеду началась гроза.

В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Г. Тротуары заливают асфальтом.

  1. Односоставные предложения делятся на следующие виды: 
    А. Определённо-личные, назывные, повествовательные, безличные.

Б. Назывные, определённо-личные, двусоставные, безличные.

В. Назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. 

  1. Как называется предложение, в котором есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего? 
    А. Безличное.

Б. Назывное.

В.Определённо-личное.

Г. Неопределённо-личное.

  1. Какое из предложений является назывным: 
    А. Мяса тогда не ели. Б. Туман! В. Дни стоят пасмурные. 

  1. Определите тип предложения: 
    Тропинки в лесу замело снегом.

А. Двусоставное.

Б. Определённо-личное.

В. Безличное.

Г. Неопределённо-личное. 

  1. Какая схема соответствует предложению? 
    Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

А. Двусоставное, и двусоставное.

Б. Двусоставное, и определённо-личное.

В. Двусоставное, и неопределённо-личное.

Ответы: 1(А), 2(А, Г), 3(В), 4(А), 5(Б), 6(В), 7(В). 

Физминутка.

5.Бобслей (двойки – в бобе сидят два спортсмена) (слайд 5)
Бобслей – скоростной спуск с горы по ледовым трассам на управляемых санях – бобах.

- Наша трасса довольно извилиста. Сейчас вы будете выполнять графический диктант и двигаться по трассе. Если ваша трасса совпадёт с моей, вы удачно финишируете. Если нет – то ваш боб вылетает с дистанции.
Вы должны согласиться или не согласиться с утверждениями. Согласие, да ^ , не согласен, нет - .

Согласен! Не согласен! («Тонкие вопросы») ДА! НЕТ!

1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные-двусоставные предложения? (Нет)

Проверка по ключу.

6.Биатлон (слайды 6,7) ( комплексные соревнования, состоящие из лыжных гонок со стрельбой из винтовки на нескольких огневых рубежах) 
- Мы будем выполнять лишь стрельбу по мишени.
Лингвистическая игра «Четвертый лишний».

Исследовательской работа, цель которой – найти односоставные предложения среди однотипных.

B каждом ряду есть односоставное предложение, непохожее на остальные три. Найдите его, определите вид.

I. Ночь темна. За дверью бегают. Сестра – врач. Не плачь ты попусту.

II. Иду по улице нарядной. B доме шумят. Меня задержали на полчаса. Травы скашивают рано утром.

III. Люблю грозу в начале мая. Красуйся, град Петров. Ведут ко мне коня. Будем вместе служить.

IV.C утра морозит. Вам не видать таких сражений. Нет дыма без огня. Цыплят по осени считают.

V. Не спится, няня. Мужайся, сердце, до конца. Еду – еду в чистом поле. Идём по лесу.

VI.Темнеет. Не было дождя. Нельзя говорить гpомко. Раннее утро.

7. Кёрлинг. Кёрлинг (слайды 8,9) – это спортивная игра на льду, цель которой попасть пущенной по льду битой (диском из тёсаного камня, металла, с рукояткой) в вычерченную мишень.

Я предлагаю предложение - это камень. Вы определите тип односоставного предложения – значит, ставите камень в дом.

Предложения – камни: 

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИПЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

  1. Что же говорят об этом удальце?

  2. Люблю дымок спалённой жнивы.

  3. Тихая, звёздная ночь.

  4. Кому владеть мечом?

  5. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)

  6. Не отходи от меня, друг мой.

  7. На обломках самовластья напишут наши имена.

  8. С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться.

  9. Тебе внимать, твой видеть милый взор.

  10. Непредвиденный дождь.

ОТВЕТ:

  1. неопределенно-личное

  2. определенно-личное

  3. назывное

  4. безличное

  5. обобщенно-личное

  6. определенно-личное

  7. неопределенно-личное

  8. безличное

  9. безличное

  10. назывное

8. Подведение итогов. Выставление оценок (Приложение 1) 

9.Рефлексия. 
- Понравился ли вам урок?

- Что особенно запомнилось?

-Что было трудным для вас?

- Что нужно повторить?

Оцените урок и свою работу на уроке с помощью односоставного предложения. 

10. Домашнее задание. Разноуровневые задания. 


1 уровень. Выписать из текста книги, которую читаете, пять односоставных предложений разных типов.

2 уровень. Составить тест по теме «Односоставные предложения (6 вопросов, 4 варианта ответа).

3 уровень. Составить текст (мини-сочинение) на тему «О спорт! Ты жизнь!» с активным использованием односоставных предложений. Указать вид односоставных предложений.


































Пр ПрПр

Приложение 1.

р




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Односоставные предложения"(обобщающий урок)

Автор: Фисенко Елена Ивановна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155696


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства