kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока по предмету «Русский язык».

Программы общеобразовательных учреждений.   Русский язык 

5-9 классы. Авторы: М.В.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Москва «Просвещение» 2009 г.

«Русский язык». Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова  Москва «Просвещение», 2010 г.

Тема урока  «Повторение и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложени»

Класс  8

Место урока в блочно-тематическом планировании:  в теме  «Причастие» (5 ч.) 3 урок

Тип урока    Повторение изученного

Межпредметные связи   литература

Тема урока «Повторение и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложени»

Цель: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них (слайд 2)

Задачи:

Обучающие:

обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами; углубить знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах; совершенствовать умение различать однородные и неоднородные определения; отрабатывать навык расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Развивающие:

развитие логического мышления,  умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы, совершенствовать монологическую речь учащихся, их умения правильно и лаконично излагать свои мысли.

Воспитывающие:

 воспитывать уважение и интерес к русскому языку, его богатству.

 

Структурные элементы урока.

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Ронтальны опрос и проверка домашнего задани (5 мин.)

  3. Анализ текста (13 мин.)

  4. Лингвистическа разминка ( мин)

  5. Синтаксическа птиминутка (3 мин.)

  6. Объснительны диктант(3 мин.)

  7. Редактирование текста. (5 мин.)

  8. Работа на компьютере (тест). (10 мин.)

  9. Задани дл любознательных(2 мин.)

  10. Подведение итогов урока. (1 мин)

  11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    ( мин.)

    Методы и приёмы обучения.

  12. Тестирование, выполненное в программе My Test.

  13. Фронтальный опрос с использованием компьютерной презентации

  14. < >

    Предварительная самостоятельная работа с использованием интернет-ресурсов.

Оборудование: раздаточный материал; персональный компьютер; мультимедийный проектор, экран, ноутбуки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» 8 класс»

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» (слайд 1)

Цель: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации при них (слайд 2)

Задачи:

Обучающие:

обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами; углубить знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах; совершенствовать умение различать однородные и неоднородные определения; отрабатывать навык расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Развивающие:

развитие логического мышления, умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы, совершенствовать монологическую речь учащихся, их умения правильно и лаконично излагать свои мысли.

Воспитывающие:

воспитывать уважение и интерес к русскому языку, его богатству.

Оборудование: раздаточный материал; персональный компьютер; мультимедийный проектор, экран, ноутбуки.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте. Сегодня урок-практикум по теме «Однородные члены предложения». Мы закрепим знания по данной теме, отработаем умения расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. Повторим орфографию. Итогом работы будет выполнение компьютерного теста по пройденной теме. Запишите число и тему урока.

2. Фронтальный опрос. ( Проверка д/з)

Вам было задано повторить теоретические сведения по теме, а примеры нужно привести из ранее изученных произведений по литературе.

Какие члены предложения называются однородными?

1) Однородные члены предложения: (слайд 3)
а) отвечают на один и тот же вопрос;
б) связаны с одним и тем же словом в предложении;
в) образуют сочинительное словосочетание;
г) соединяются интонацией и сочинительными союзами.

2) Когда между однородными членами не ставится запятая? (слайд 4)
а) если они соединены одиночными союзами И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО;
б) если они входят в состав фразеологизма. (ни жив ни мертв, ни рыба ни мясо)
В остальных случаях запятая нужна.

3) Вспомним признаки обобщающих слов при однородных членах.( слайд 5)

Обобщающие слова при однородных членах:
а) обозначают какое-либо широкое понятие, которое конкретизируется однородными членами;
б) отвечают на те же вопросы, что и однородные члены;
в) являются теми же членами предложения, что и однородные члены.

4. Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения. (слайд 6). Схемы

Приведите примеры предложений с однородными членами из литературных произведений.

Ванцев Дмитрий (отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»)

1) Бледно-синее небо светлело, холодело, синело.

2) Звезды то мигали слабым светом, то исчезали.

3) Жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землёю.

4) Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня сперва алые, потом красные, золотые потоки горячего света.

5) Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.

6) Навстречу мне понеслись чистые и ясные звуки колокола.



Тошнова Вера (отрывка из рассказа И.А.Бунина «Антоновские яблоки»)

1) Войдёшь в дом и сразу слышишь аромат яблок, а потом почувствуешь другие: старой мебели, сухого липового цвета.

2) Во всех комнатах: в лакейской, в зале, в гостинойпрохладно и сумрачно.

3) Это оттого, что дом окружён садом, а верхние стёкла окон цветные: синие и лиловые.

4) Всюду тишина и чистота.


Сафронов Максим (отрывок из рассказа Л. Н. Толстого из рассказа «После бала»)

1) В молодости она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная.

2) Царственный вид придавала ей весёлая улыбка и рта, и прелестных глаз, и всего её милого существа.

3)Мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой.

4)В этот вечер я был неучтив с ней, не говорил с ней, не смотрел на неё, а видел только высокую, стройную фигуру в белом платье.


3. Комплексный анализ текста. (Слайд 7) (раздать на листочках)

  1. Беседа по содержанию.

В Спасском-Лутовинове всегда было много гостей. Здесь гостили Лев Толстой и актриса Савина Фет и Некрасов. Славу усадьбы поддерживал и сам Тургенев, любивший эти места дороги с плавными изгибами по холмам тихие пруды сады и острова леса парк. Липы и рябина дубы и клены яблони елки и ясени все перемешано в этом парке.4 Зелень вода в прудах птичий гомон деревенские песни охота это и был мир, родивший Тургенева. Не всё в парке помн..т писателя, потому? что деревья ум…рают, как и люди. Но многое здесь такое же, как и при Тургеневе липовые а…еи косматые ели солнечные поляны покрытые шалфеем и одуванчиками парк поле крики грачей на тополях в усадьбе. И все?таки воспринимаешь это как открытие. Убеждаеш…ся в том, что даже самое значительное питается обычными земными соками.

(По В. Пескову.)

Спасское –Лутовиново. С чьим именем связано это место? (родовое имение русского писателя 19 века И.С.Тургенева, находится в Орловской губернии)

Выразительно прочитайте текст. Как можно озаглавить его? (На родине Тургенева, в Спасском-Лутовинове, старинный парк)

Определите тему и идею текста. (парк в Спасском-Лутовинове, последнее предложение (писателя вдохновляла на творчество природа)

Определите тип текста и стиль речи. Докажите. (описание, художественный, олицетворения – все помнит, деревья умирают, эпитеты – косматые ели)

  1. Работа над орфографией и пунктуацией.

Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их.

Найдите предложения с однородными членами предложения в тексте. Расставьте знаки препинания и объясните их.

Выпишите предложение, предназначенное для синтаксического разбора. Выполните его. На доске нарисуйте схему.

Перестройте это предложение так, чтобы обобщающее слово стояло в конце предложения.

  1. Лингвистическая разминка

А теперь небольшая лингвистическая разминка. Мы все по очереди будем называть глаголы, и все вместе эти действия выполнять. Таким образом у нас получится предложение с однородными сказуемыми. (Ребята встали, ……………….)



  1. Синтаксическая пятиминутка (слайд 8)

Слайд 3. Составьте предложение, взяв из данных указанные члены:

Сказуемое из предложения: Уплывает зимний день за горизонт.

Определение из предложения: Кружиться будет белый снег.

Определение из предложения: Бумажный змей являлся одной из забав детворы.

Подлежащее из предложения: Вот так маленький парусный кораблик увидел настоящую воду.

Какое предложение у вас получилось?

Уплывает белый бумажный кораблик.

Учитель: Нужна ли запятая между определениями? Почему? (В предложении неоднородные определения, они относятся к подлежащему по-разному, запятыми не разделяются.)

Как различить однородные и неоднородные определения? (Слайд 9)

Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, выражены качественными прилагательными (бесплодная, засушливая земля). Запятая ставится.

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, часто выражены сочетанием качественных и относительных прилагательных (молодой сосновый бор). Запятая не ставится.

Какими определениями обычно являются рядом стоящие прилагательное и причастный оборот?


6. Давайте закрепим умение различать однородные и неоднородные определения с помощью следующего задания. Ваша задача – прочитать предложения, найти однородные (неоднородные) определения, правильно поставив знаки препинания.

1. Толстой любил побродить ранним, тихим утром.

2. Старая липовая аллея яснополянского парка была любимым местом прогулок Льва Николаевича.

3. На уютной берёзовой скамейке часами в одиночестве сидел писатель.

4. Прямо из усадьбы мы выезжаем на великолепную, сияющую под солнцем поляну.


7.  Редактирование текста (Дифференцированное задание). (слайд 10)

– Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок. Работаем на карточках, которые лежат у вас на столе. (или в тетради)

На слайде:

Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слова для справок: торопит, наряден, сказка, искрится, кусты, колдовство, провода.

– Прочитайте переработанный текст. (слайд 11) (Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.)

– У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?

– Однородные члены, украшают речь, делают ее яркой, выразительной, эмоциональной.

8. Тест

А сейчас компьютерное тестирование.

9.Задания для любознательных Задача-шутка (слайд14)

Определи, сколько рядов однородных членов в отрывке:
Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов и шлёшь ответ.
А. Пушкин

Как изменится значение предложений в зависимости от пунктуации? Какое грамматическое доказательство этой задачи? (Солнце согрело все поле, берег, лес.- Солнце согрело все: поле, берег, лес). 


10.Рефлексия (слайд 15).

Чем занимались на уроке? Что понравилось, запомнилось?

– Ребята, поделимся впечатлениями о нашем уроке. Зачем нам был нужен этот урок? Что нового вы узнали?

– Что считаете нужным запомнить? Над чем надо поработать?

– Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни?


11. Домашнее задание. (слайд 16)
Составьте текст на тему «Зимний лес», в котором обязательно должны быть предложения с однородными членами предложения. Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» 8 класс

Автор: Кутилина Марина Леонтьевна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 248859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок русского языка в 8 классе. Обобщающие слова при однородных членах предложения. "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "186316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426324084"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Обобщающие слова при однородных членах предложения.Урок русского языка в 8 классе. "
    ["seo_title"] => string(100) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "186321"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426324940"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) ". Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания  при них."
    ["seo_title"] => string(98) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh-1"
    ["file_id"] => string(6) "248482"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446732926"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Обобщающие слова при однородных членах предложения открытый урок "
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchaiushchiie-slova-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia-otkrytyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "213688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432119738"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Предложения с однородными членами предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения."
    ["seo_title"] => string(123) "priedlozhieniia-s-odnorodnymi-chlienami-priedlozhieniia-obobshchaiushchieie-slovo-pri-odnorodnykh-chlienakh-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "290985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455038730"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства