kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок "Имя существительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление с учащимися изученного об имени существительном, умение распознавать имя существительное, определять морфологические признаки и синтаксическую роль в тексте, повторение правописания падежных окончаний имени существительного, правописание суффиксов. Продолжать развивать творческие способности учащихся, формировать интерес к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок "Имя существительное"»

Обобщающий урок













По теме «Имя существительное» (6 класс)



























Подготовлено
учителем высшей категории
ОШ I-III ступеней № 142
г. Донецка
Романовой Людмилой Сергеевной













Тема урока: Обобщающий урок по теме «Имя существительное»



Цель урока: Закрепление с учащимися изученного об имени существительном, умение распознавать имя существительное, определять морфологические признаки и синтаксическую роль в тексте, повторение правописания падежных окончаний имени существительного, правописание суффиксов. Продолжать развивать творческие способности учащихся, формировать интерес к предмету.



Оборудование: Ученик, раздаточный материал, тесты, схемы, таблицы, иллюстрации на тему «Профессии нашего края».



Ход урока.

1. Организация класса.

2. Работа по теме урока.



1. Фронтальный опрос.

  • Дайте определение имени существительного.

  • Морфологические признаки имени существительного.

  • Синтаксическая роль в предложении.

  • Что нового о роде имени существительного

  • вы узнали в 6 классе.

  • Что нового о склонении имён сущ. вы узнали в 6 классе.





2. Устная разминка. Разграничение имён существительных и нарицательных.


Задание : Назвать имена существительные, собственные и нарицательные.

Донецк, город, Днепр, река, Байкал, озеро, Максим Горький, писатель, конь, Орлик, планета, Марс, журнал «Костер»

1.а. Фронтальный опрос.

  • Что нужно помнить о правописании имён существительных, собственных и нарицательных.



3. Словарная работа. Разграничение существительных одушевленных и неодушевленных.

Задание : 1. Распределить слова на две группы:

1 в. 1) слова, обозначающие одушевленные предметы;

2 в. 1) слова, обозначающие неодушевленные предметы.

2. Определить род имён существительных (у доски по карточкам 2 человека, весь класс - по вариантам)

Шофер, аппарат, маляр, гирлянда, почтальон, конверт, тракторист, окно, стекольщик, ученица, зеркало.

1.б. Фронтальный опрос.

  • Каким правилом вы руководствовались при выполнении данного задания?



4. Занимательное упражнение.

Определение рода имени существительного.

Задание : Найдите «четвёртое лишнее».

1. Носок, фланель, георгин, помидор. - м.р.

2.Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь. - ж.р.





Выборочный словарный диктант с лексическим заданием. Определение рода имени существительного.

Задание : Выпишите имена существительные общего рода.

Земля, забияка*, собака, выскочка*, имя, невежда*, умница*, фамилия, пламя, неряха*, невежа*.

Задание 2. Назовите имена существительные, отрицательно характеризующие человека.

(Забияка, выскочка, невежда, неряха, невежа)

Задание3. Лексическое значение слов невежда, невежа.



6.Устная работа.

Задание. Какое окончание следует дописать в прилагательном

Саша большая... умница.

Можно ли это сделать, располагая только данным языковым материалом? Что нужно знать, чтобы выполнить задание?

7. Буквенный диктант.

Задание : Определить род существительных.

Соня, жизнь, глаза, труд, смелость, окна, маляр, иней, грязнуля.

Ключ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

о ж м с м ж с м м о

8. Аналитические упражнения.

Задание : Определите, к какому склонению относятся существительные.

(У доски работает 1 человек. Все учащиеся выписывают имена существительные в начальной форме и определяют склонение).

1 2 2

В работе железо не ржавеет. Лучше глаза лишиться, чем

Разн. 3 2 2

доброго имени. В жизни всегда есть место подвигам. По

3 2

радио передавали новости дня.

9. Занимательные упражнения (устно).

Задание : Что объединяет следующие существительные.

1. Тбилиси, Токио, кофе. - м.р.

2. По, авеню, мадам. - ж.р.

3. Пальто, какао, Онтарио. - ср.р. Все существительные несклоняемые. Они сгруппированы по родам.

1.в. Фронтальный опрос.

- Какие существительные относятся к несклоняемым?

- Как определить род несклоняемых собственных имён существительных — географических названий?



10. Индивидуальные задания по карточкам у доски.

Карточка №1.

1. Выпишите имена существительные.

Дружный, дружба, дружить;

Труд, трудовой, трудиться, труженик;

Смелый, смелость;

Бегать, бег, беглец, беглый.

2.Назвать морфологические признаки существительного смелость.

3.Какие имена существительные называются разносклоняемыми? Почему?

Карточка №2.

1.Расшифруйте сложносокращенные слова определите их род.

ЭВМ, ТЮЗ, НИИ, ГАИ, вуз

2.Найдите «четвёртое лишнее»

Пригород, ледокол*, подгруппа, присказка.

3.Какие существительные называются несклоняемыми?



11.Работа с тестами с 5 № 14.



12. Индивидуальные задания у доски.

1.Разобрать по составу, сделать словообразовательный анализ слова пригород.

Пригород — город (приставка)

2. Синтаксический разбор предложения.
Пахнет маляр скипидаром и краской, пахнет стекольщик оконной замазкой.

3. Морфологический разбор имени существительного стекольщик.

1.г. Фронтальный опрос. Рассказать о числе имени существительных.

13. Выборочный словарный диктант.

Задание : Выпишите существительные, которые не имеют формы единственного числа.

Сутки*, сумерки*, друзья, дни, игры, очки*, встречи, чернила*, окна, двери, ведра, каникулы*.

14. Занимательное упражнение (устно)

Задание: Найдите «четвёртое лишнее»

1. Брюки, хлопоты, дверцы*, вилы. - мн.ч.

2. Железо, молоко, игры*, молодежь. - ед.ч.

Дверцы, игра. Они упоминаются как во множественном, так и в единственном числе.


15. Аналитические упражнения.

Задание : Определить в каком падеже стоят выделенные существительные. (У доски 1 человек).

Задание : Определить в каком падеже стоят выделенные существительные. (У доски 1 человек).

в.п. п.п.

Весенний день год кормит. Пахнет кондитер орехом

п.н. р.п.

мускатным. Умелый воин в бою не дрогнет. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.



16. Занимательные упражнения.

Задание1. одинаковы ли формы р.п мн.ч от слов?

Песня — песен

Песнь — песней

Пісня — пісень

Задание№2. Заполните таблицу. Что она отражает?


1

2

3

Р.п

-и(ы)

-

-

Д.п

е

-

и

П.п

-

е

-

У доски один ученик ставит существительное в П.п.
Аллея, счастье, иней, опасность, смелость

Задание №3. как писать:

В «Песни» о вещем Олеге» или В «Песне» о вещем Олеге?

(От существительного песнь (3 скл.) П.п. может быть только о песни, в песни)

17. Аналитическое упражнение (запись на доске).

Задание: Определите синтаксическую роль выделенных существительных.

Еще в полях белеет снег. Знания и труд — близнецы. Песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. Бьется в тесной печурке огонь. Друзья познаются в беде. Друзья, к чему весь этот шум?



18. Занимательное упражнение. Игра «четвёртый лишний» (устно).

1.Рюкзачок, шапочка, пеналик, скворчонок.

2.Разносчик, фонарщик, бережок, переписчик.

3.Платочек, карандашик, книжонка, цветочек.

19. Творческое задание. Работа по развитию речи.

На доске вывешены иллюстрации на тему «Профессии нашего края»

Задание: Составить предложения или связной рассказ с существительными, имеющими суффиксы, обозначающие лиц по профессии.

Выразительное чтение стихотворений о труде, о людях труда.

Итоги урока. Рефлексия.

Интерактивная игра «Микрофон».

- Что мы повторили на уроке?

- Что нужно помнить об имени существительном?

- Назовите постоянные признаки имени существительного?

Задание на дом: Повторить изученный материал, подготовится к контрольному диктанту.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Обобщающий урок "Имя существительное"

Автор: Романова Людмила Сергеевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286260

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Обобщающий урок на тему: "Имя существительное". "
    ["seo_title"] => string(58) "obobshchaiushchii-urok-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "158572"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421764069"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Лингвистические Олимпийские игры(Обобщающий урок по теме "Имя существительное")"
    ["seo_title"] => string(98) "linghvistichieskiie-olimpiiskiie-ighry-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "279620"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453273130"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока   "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokaimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "304187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457680968"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по русской речи в 5 классе на тему: " Имя существительное". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-po-russkoi-riechi-v-5-klassie-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "146415"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419172337"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Обобщающий урок по теме "Имя существительное" "
    ["seo_title"] => string(59) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "192658"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427482391"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства