Тема урока: Имя существительное
Цели урока:
> систематизировать и углубить знания учащихся об имени существительном;
> умение находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки (род, число, падеж, склонение);
> умение различать лексико-грамматические разряды имен существительных (одушевленные - неодушевленные, собственные - нарицательные);
> развить познавательные интересы учащихся.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по теме “Имя существительное”. Как вы думаете, какие задачи мы должны поставить перед собой и решить на сегодняшнем уроке? (Дети формируют задачи урока, если необходимо – учитель поможет).
Так что же вы знаете об имени существительном?
II. Фронтальный опрос учащихся:
1. Какие слова называются именами существительными?
2. Какие существительные являются именами собственными? Какие нарицательными?
3. Назовите морфологические признаки существительных.
4. Как изменяются имена существительные?
5. К каким существительным ставится вопрос кто? К каким – что?
6. Какие существительные имеют только форму единственного числа?
Какие существительные имеют только форму множественного числа?
7. Что мы называем склонением?
8. Сколько падежей в русском языке? Перечислите их названия и вопросы каждого из падежей.
9. Как называются члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей?
III. Разгадывание ребусов.
Слово «ребус» произошло от латинского слова вещь, то есть в буквальном переводе ребус означает вещами, предметами, с помощью вещей.
(Учащимся показываются ребусы, которые они должны разгадать).
Определить склонение, род этих существительных, их лексико-грамматические разряды.
И.п. кольчуга кокошник акварель
Р.п. кольчуги кокошника акварели
Д.п. кольчуге кокошнику акварели
В.п. кольчугу кокошник акварель
Т.п. кольчугой кокошником акварелью
П.п. о кольчуге о кокошнике об акварели
IV. Работа по учебнику.
Упражнение 449. Прочитайте и отгадайте загадку. Выберите одно предложение и выполните письменный морфологический разбор двух-трех существительных.
Снег мешками валит с неба;
С дом стоят сугробы снега!
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён –
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это?
Бураны – сущ., предмет,
I. н.ф. (что?) буран
II. пост.пр. – неодуш., нариц., м.р., 2 скл.,
непост.пр. – мн.ч., И.п.
III. (что?) бураны
Метели – сущ., предмет,
I. н.ф. (что?) метель
II. пост.пр. – неодуш., нариц., ж.р., 3 скл.,
непост.пр. – мн.ч., И.п.
III. (что?) метели
На деревню - сущ., предмет,
I. н.ф. (что?) деревня
II. пост.пр. – неодуш., нариц., ж.р., 1 скл.,
непост.пр. – ед.ч., В.п.
III. (куда?) на деревню
- .- . - . - . - . –
V. Криптограмма.
Слово криптограмма греческого происхождения и обозначает тайное письмо. В каждой криптограмме текст загадочно зашифрован. Чтобы расшифровать такой текст, надо разгадать ключевые слова.
Ключевые слова
3,2,4,5 Река
10,7,6,7,9,5 Голова
8,2,11,9,2,3,10 Четверг
1,5,9,7,13 Завод
4,12,13,5 Куда?
Расставьте буквы ключевых слов по цифрам в клеточки рисунка.
Ключ:
1 2 3 4 5 6 7
З Е Р К А Л О
8 2 6 7 9 2 4 5
Ч Е Л О В Е К А
2 10 7
Е Г О
11 3 12 13
Т Р У Д
Грамматическое задание:
Выпишите из пословицы слово зеркало, выполните морфологический разбор.
VI. Составьте пятистишье (по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)
1.Существительное
2.
3.
4.
5.
VII. Обобщение пройденного. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание: стр.181 упр.450, 451.