Предмет: Русский язык
Класс: 2
Название темы: Имя существительное.
Ход урока
Задачи урока: знакомство с именем существительным как частью речи, наблюдение за значением имен существительных.
Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска
1. Урок начинается с введения в тему (слайд № 3).
Учитель сообщает, что на протяжении нескольких уроков блока «Как устроен наш язык» в центре внимания будут имена существительные.
О том, что предстоит узнать на этих уроках, учитель предлагает прочитать в рубриках «Ты узнаешь» и «Ты сможешь ответить на вопросы» .
2. Постановка проблемного вопроса: (слайд №4)
По исследованиям ученых существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Как вы думаете почему?
Выдвижение гипотез (для того чтобы доказать или опровергнуть выдвинутые гипотезы и ответить на проблемный вопрос учитель предлагает совершить виртуальное путешествие в страну Речь).
3. Чистописание: (слайд №5)
Высказывание С.Я.Маршака:
«Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной» будет нашей первой и важной находкой.
-Запишите это высказывание и подумайте, что Вы можете об этом сказать, как понимаете данные слова.
4. Работа над новым материалом (слайд № 6, 7, 8).
Виртуальное знакомство с первым и важным жителем страны Речь
Работа по учебнику (стр. ) – проверка упражнения (слайд № 9)
Отработка умения вычленять имена существительные среди других слов.
Выполняется в парах, письменно.
Перед началом работы учитель спрашивает, как учащиеся будут определять, является слово именем существительным или нет, и предлагает вспомнить материал 1 класса (слова, обозначающие предметы, называются именами существительными), (Учитель: будем обращать внимание на значение слова, на вопрос, который можно поставить к этому слову)
5. Работа с рубрикой «Давай подумаем» (слайд №10).
Идет работа со словами, отвечающими на вопросы «кто?» и «что?» и приходят к обобщенному выводу в результате обсуждения: « Слова, которые отвечают на вопрос «что?», называют явления природы, растения, предметы. Слова, которые отвечают на вопрос «кто?», называют людей, животных, птиц, насекомых.
6. Классификация существительных по вопросам и значениям (учебник стр. ) – проверка (слайд № 11).
Отработка умения задавать правильный вопрос к имени существительному.
Выполняется письменно самостоятельно с последующей проверкой.
После проверки учитель задает обобщающие вопросы:
- какой частью речи являются все слова?
- есть ли среди этих существительных такие, которые называют людей?
- есть ли среди этих существительных такие, которые называют явления природы?
- есть ли среди этих существительных такие, которые называют города?
7. Дифференцированная работа: учебник стр. и индивидуальные карточки: задание на слайде № 12 – проверка (слайд № 13, 14,15).
Группировка имен существительных в зависимости от значения слов, расширение словарного запаса учащихся. Выполняется письменно, учащийся сам выбирает задание по своим силам.
Индивидуальная карточка (В каждой группе слов найдите лишнее и докажите свой выбор):
сестра
девочка
учитель
учебник
ученик
гнездо
оперение
птица
дерево
крыло
бег
алфавит
чтение
читать
читатель
грусть
грустить
печаль
слезы
радость
Подведение итогов по проделанной работе : вернуться к проблемному вопросу - (слайд № 16, 17)
8. Рефлексия (НТВ) настроение, трудности, важность (слайд № 18).
Эта цветовая рефлексия заполняется учащимися на маленьких листочках, которые отправляются в почтовый ящик учителя. Данная рефлексия помогает отследить, важна ли была данная работа для учащегося, возникали ли затруднения и самое главное настроение помогает отследить уровень психологической комфортности на уроке.
Итог урока
Урок и наше виртуальное путешествие подошло к завершению. Смогли ли мы в ходе него ответить на наш вопрос, поставленный в начале?
Благодаря чему мы достигли такого результата? Спасибо за работу.
Домашнее задание (слайд № 19): Выписать из орфографического словарика пять имен существительных, отвечающих на вопрос «кто?», и пять имен существительных, отвечающих на вопрос «что?».