Нестандартный урок по русскому языку в 6-7 классах "Занимательный русский язык"
Нестандартный урок по русскому языку в 6-7 классах "Занимательный русский язык"
Нестандартный урок по русскому языку в 6-7 классах -( викторина). "Занимательный русский язык" - обобщение знаний по предмету". Цель:1. привлечь внимание школьников к изучению русского языка, 2. определить лучшего в знании изученных разделов русского языка, 3. показать учащимся богатство русского языка, 4. закрепить знания по изученным темам, 5. способствовать развитию речи, мышления, творческой активности, 6. воспитывать любовь к русскому языку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нестандартный урок по русскому языку в 6-7 классах "Занимательный русский язык" »
Викторина по русскому языку для 7-х классов
Ц е л ь: привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.
Кроссворд
1
2
3
4
5
6
Вопросы:
Раздел науки о языке, изучающий звуки языка, ударение, слог.
Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
Раздел науки о языке, изучающий строение слов и способы их образования.
Раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
Раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение.
В викторине участвуют 2-е команды. Команды выбирают себе названия: ( «Суффиксы», «Глаголы», «Междометия», «Наречие»,… и т.д.) Перед началом викторины каждой команде предлагается выбрать по 3 вопроса ( вопросы учащиеся не знают, они находятся в конвертах). Что собой представляют эти вопросы?
Это вопросы к кроссворду, который заранее выведен на доске. Кроссворд определит очерёдность ответа игроков.
Звучит музыка, викторина начинается.
I ТУР
Та команда, которая вытянула первый вопрос, отвечает на этот вопрос. И если ход результативный получает 2 балла. После чего ребятам предлагается проверить свои знания в этой области науки, а это фонетика.
ФОНЕТИКА
1-е задание:
У кого хвост длиннее?
Заменяйте в каждом последующем слове, начиная с первого, один звук (гласный или согласный) так, чтобы получилось новое слово.
Образец:БОК-СОК-ДОК и т.д. Выигрывает тот, чей «хвост» окажется длиннее.
ДОК, ЛОМ, КОРА, КОЧКА.
2-задание:
Кто грамоте горазд, тому не пропасть!
Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах?
Поэт А.Шабаев написал стихотворение « Грустные вести». Прочитайте его, и вы сразу поймёте , почему поэт так назвал его. Исправьте все ошибки в письме. Объясните их причину.
Пришло письмо мне
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса?!
Наверно, шутит плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетёт –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни!
На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он! Боюсь
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся надо подлечить:
Заставить правила учить…
II ТУР
Зачитывается следующий вопрос из конверта – вопрос №2. Ребята проверяют свои знания в области лексики.
ЛЕКСИКА
1-задание:
Кто лучше?
Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену.
I команда
Мы пересаживали рассаду в землю. (в грунт)
Недалеко от стада овец сидел пастух. (отара, чабан)
II команда
Доярка налила молоко из ведра в бидон. (подойник)
Ребята забрели в самую гущу леса. (чаща)
( Сбоку дороги цвёл высокий иван-чай. (по обочине)).
2-задание:
Спрятанное слово.
Впишите в клетки слова, каждое из которых может иметь указанные значения.
1
2
3
4
ВОПРОСЫ-ЗНАЧЕНИЯ:
а) умение читать и писать;
б) награда за успехи в каком либо деле;
2. а) имеющий небольшую толщину;
б) высокий, писклявый голос;
3. а) часть архитектурного сооружения в виде высокого столба;
б) группа людей, идущих строем;
4. а) одна игра (в шахматы или шашки);
б) определённое количество предметов (о товаре).
1
Г
Р
А
М
О
Т
А
2
Т
О
К
И
Й
3
К
О
Л
О
Н
Н
А
4
П
А
Р
Т
И
Я
II ТУР
Зачитывается из конверта третий вопрос.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
1-задание:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? В таком случае учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Внимательно прочитайте описания различных жизненных ситуаций, подберите к ним фразеологизмы, которые кратко и образно выразили бы их основной смысл.
Мой друг никогда не говорит впустую, напрасно, и если уж пообещает что-нибудь, то обязательно сдержит слово. ( слов на ветер не бросает).
Дядя Миша умеет всё: он и на гитаре играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель планера сделает. ( золотые руки; мастер на все руки).
Вадим не многословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». ( редко, да метко).
Только мы вспомнили об Андрее, а он ,тут как тут, пришёл. ( лёгок на помине).
Егор напроказничал, но каким-то образом избежал наказания (вышел сухим из воды)
2-задание:
Дело мастера боится.
Подберите фразеологизмы, которые обозначают высшее качество .
Беречь -… как зеницу ока.
Ругать -…на чём белый свет стоит.
Сильно краснеть - …до корней волос.
Крепко спать -…как убитый, без задних ног.
Быстро бежать -…во весь дух, сломя голову.
Хорошо знать -…как свои пять пальцев.
IV ТУР
Зачитывается четвёртый вопрос и задания для раздела науки о языке – словообразование.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
1-задание:
Одинаковы ли по словообразовательной структуре слова ГРАМОТЕЙ, КНИГОЧЕЙ, ЗЛОДЕЙ. ( нет: грамотей образовано суффиксальным способом, а книгочей и злодей – сложением слов (книги честь, т.е. читать, и зло деЯть)
Одинаковы ли значения первых компонентов в каждой паре сложносокращённых слов: АВТОВОКЗАЛ, АВТОПОИЛКА, АВТОПОРТРЕТ, МОТОГОНКИ, МОТОПЕХОТА? ( нет: в слове автовокзал авто – «автобусный», автопоилка –«автоматическая», автопортрет – «само»(автор), мотогонки – «мотоциклетные», мотопехота – «моторизованная».
Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня. ( водонепроницаемый, свежеиспечённый).
V ТУР
Вопрос № 4 – морфология
МОРФОЛОГИЯ
1-задание:
Спрятанное слово.
Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии (кого, чего)-(ПРИ)
Антоним предлога вдоль –(ПОПЕРЁК)
Синоним предлогов наперекор (чему), против (чего), несмотря на (что) (-ВОПРЕКИ)
Антоним предлога впереди (кого, чего) – (ПОЗАДИ)
Антоним предлога до (со значением времени) – (ПОСЛЕ)