kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

   Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Трудно не согласится со словами Д.А.Медведева  на Форуме инновационных идей молодежи, что «процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выхода, кроме адаптации ее к информационному веку».

   В настоящее время основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

   Сегодня каждый учитель ставит перед собой цель - сделать урок интересным, ярким. Каждый современный учитель мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали творчески и познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности, а помочь в этом могут, на мой взгляд, только инновационные формы и методы обучения. Именно они позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию. Такие уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

   Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности? Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества к самостоятельной творческой деятельности.

- Обучение проходит не по принуждению, а через пробуждение интереса к получению знаний.

-У учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.

Основными целями инновационного обучения являются:

-развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

- формирование личностных качеств учащихся;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

- развитие различных типов мышления;

- формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- включение учащихся в креативную деятельность;

- тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

-проблемное обучение;

- развитее критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы: ассоциативный ряд; опорный конспект; ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ; мозговая атака; групповая дискуссия; чтение с остановками и Вопросы Блума; кластеры; синквейн; «Продвинутая лекция»; эссе; ключевые термины; нетрадиционные уроки, перепутанные логические цепочки; медиапроектроекты; дидактическая игра; лингвистические карты; лингвистическая аллюзия (намек); исследование текста; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы »

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы

«Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выхода, кроме адаптации ее к информационному веку» - из выступления Д. А. Медведева на Форуме инновационных идей молодежи.

«Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выхода, кроме адаптации ее к информационному веку» - из выступления Д. А. Медведева на Форуме инновационных идей молодежи.

Что такое «инновация»? Инновация – (от латинского «innovation» – нововведение, изменение, обновление ) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. ( Современный словарь иностранных языков )

Что такое «инновация»?

Инновация – (от латинского «innovation»нововведение, изменение, обновление ) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое.

( Современный словарь иностранных языков )

Актуальность: - соответствие концепции гуманизации образования; - преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания; - использование личностно ориентированного обучения; - поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; - соответствие социокультурной потребности современного общества к самостоятельной творческой деятельности. Обучение проходит не по принуждению ,а через пробуждение интереса к получению знаний. У учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.

Актуальность:

  • - соответствие концепции гуманизации образования;
  • - преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
  • - использование личностно ориентированного обучения;
  • - поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
  • - соответствие социокультурной потребности современного общества к самостоятельной творческой деятельности.
  • Обучение проходит не по принуждению ,а через пробуждение интереса к получению знаний.
  • У учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.

Цели:

Цели:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств учащихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • развитие различных типов мышления;
  • -формирование качественных знаний, умений и навыков.
Задачи:

Задачи:

  • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
  • выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
  • включение учащихся в креативную деятельность;
  • тщательный отбор материала и способов его подачи.
Технологии:

Технологии:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • создание ситуации успеха на уроке.
Принципы:

Принципы:

  • креативность (ориентация на творчество);
  • усвоение знаний в системе;
  • нетрадиционные формы уроков;
  • использование наглядности.
Приемы: синквейн; дидактическая игра; работа с тестами; нетрадиционные формы домашнего задания;

Приемы:

  • синквейн;
  • дидактическая игра;
  • работа с тестами;
  • нетрадиционные формы домашнего задания;

СИНКВЕЙН  СИНКВЕЙН  – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

СИНКВЕЙН

СИНКВЕЙНмалая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

СИНКВЕЙНкороткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Цели проведения:

Цели проведения:

  • Обогащает словарный запас.
  • Подготавливает к краткому пересказу.
  • Учит формулировать идею (ключевую фразу).
  • Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
  • Получается у всех.
Правила написания синквейна: 1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Правила написания синквейна:

1 строкаодно слово – название стихотворения, обычно существительное.

2 строкадва слова (прилагательные или причастия). Описание темы.

3 строкатри слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.

4 строкачетыре словапредложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строкаодно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

ЦВЕТОК

ЦВЕТОК

Нетрадиционные  уроки: 1 . Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

Нетрадиционные уроки:

1 . Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал. Урок -диспут

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

Урок -диспут

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-путешествие.
  • 5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-путешествие.

Путешествие по стране «Лексика»

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, ученый Совет.
  • 6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, ученый Совет.

«Защитник» неологизмов.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, «посиделки».

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, «посиделки».

Инсценировка басен И.А.Крылова

Инсценировка басен И.А.Крылова

8. Интегрированные уроки .

8. Интегрированные уроки .

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Нестандартные элементы традиционного урока:    Переведи с русского на русский.

Нестандартные элементы традиционного урока: Переведи с русского на русский.

Найди лишнее

Найди лишнее

Лексический диктант

Лексический диктант

Типы домашнего задания:

Типы домашнего задания:

  • Творческая работа;
  • Лингвистическое исследование текста;
  • Подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание видеоклипов по литературным произведениям
  • Рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;
  • Инсценировка художественного произведения;
  • Исторический комментарий к произведениям (слайд – шоу);
  • Создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
  • Продолжение неоконченных произведений;
  • Подготовка словарных диктантов;
  • Составление конспекта, опорных таблиц;
  • Презентации (обзор героев произведения, биография писателя);
  • Письмо по памяти.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы

Автор: Абдуллаева Эльвина Шахбазовна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 193668

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
    ["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "203813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429547237"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Использование инновационных технологий на уроках русского языка"
    ["seo_title"] => string(65) "ispolzovaniieinnovatsionnykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "275154"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452524369"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях современной общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(144) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-sovriemiennoi-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "191826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427373056"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(73) "doklad_innovatsionnye_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "529667"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575213397"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) ""Применение инновационных технологий на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(71) "primienieniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "257459"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448338833"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства