Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка
Модернизация образования поставила перед современной школой задачу- воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. Творческое использование системы заданий по развитию познавательных способностей школьников и создание определённых условий в преподавании различных предметов повышает эффективность работы учителей и процесс усвоения знаний учениками. К сожалению, современная теория общения пока ещё не располагает достаточными средствами для того, чтобы с необходимой точностью и надёжностью учесть и сделать уровень развития познавательных способностей школьников. Но психологами установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития памяти, внимания, наблюдательности, воображения и, кроме того, способности ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу, то есть владение теми мыслительными процессами, которые отличают творчески активную личность. Стоит отметить и ещё один важный показатель уровня развития познавательных способностей учеников – это темп решения учебных задач, определяющий индивидуальный стиль познавательной деятельности учащихся. Опираясь на психолого-педагогические источники и на опыт работы можно предположить, что в ходе применения системы развивающих задач, направленной на развитие познавательных способностей школьников, будет осуществляться и формирование так называемых «запредельных» новообразований, не запрограммированных процессом приобретения знаний и умений, но успешно развиваемых при соответствующей работе учителя.
Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся.
Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивный, фактологический, описательно-поисковый или творческий. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, мы развиваем познавательный интерес школьника. Формирование познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности обучающихся. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у обучающихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса. Интерес – это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке». У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято считать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств, предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.
В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов школьников в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. Для развития учебно-познавательного интереса существует множество различных методик и приёмов. В своё время В.А.Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, что ребёнок только в том случае полюбит школу, свой класс, если учитель сохранит те радости, которые его окружали. Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках русского языка помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление. Творческая деятельность возникает при наличии интереса к предмету. Для развития познавательного интереса необходимо активизировать деятельность учащихся, творчески применить принципы и методы, на основе исследовательского подхода развивать у детей потребности в самообразовании. Задания творческого характера – это задания, прежде всего предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей обучающихся. Характерной чертой творческих заданий является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует от обучающихся смекалки, сообразительности, т.е. нестандартного творческого мышления. Игры дают возможность ученику стать соавтором учителя на уроке. Но проведение одного урока не решает проблемы повышения активизации познавательной деятельности обучающихся; необходимо использовать игры в системе всего курса. Использование игр в обучении русскому языку способствует становлению творческой личности ученика, формирует умение видеть проблемы, принимать решения, развивать познавательный интерес к предмету, оказывая сильное эмоциональное воздействие, формирует черты характера. Игры повышают качество знаний, вызывают рост интереса к предмету, делают атмосферу урока психологически лёгкой и благоприятной. Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при организации деятельности учащихся на уроках нетрадиционной формы происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но накопление опыта творчества/
Литература:
1.Айзенк,Г.Проверьте свои способности [Текст] / Г. Айзенк. - М.: Мир, 1972.
2. Богданова,Г. А.Уроки русского языка в 6 классе [Текст] / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2003.
3. Бурмако,В. М.Русский язык в рисунках [Текст] / В. М. Бурмако. - М.: Просвещение, 1991.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка»
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка
Бисимбаева А. А – учитель русского языка и литературы
г.Актобе КГУ СШ№17
Модернизация образования поставила перед современной школой задачу- воспитание грамотного, творчески мыслящего поколения. Творческое использование системы заданий по развитию познавательных способностей школьников и создание определённых условий в преподавании различных предметов повышает эффективность работы учителей и процесс усвоения знаний учениками. К сожалению, современная теория общения пока ещё не располагает достаточными средствами для того, чтобы с необходимой точностью и надёжностью учесть и сделать уровень развития познавательных способностей школьников. Но психологами установлено, что наиболее достоверными признаками, характеризующими этот уровень, является степень развития памяти, внимания, наблюдательности, воображения и, кроме того, способности ученика к анализу и синтезу, обобщению и конкретизации, абстрагированию и переносу, то есть владение теми мыслительными процессами, которые отличают творчески активную личность. Стоит отметить и ещё один важный показатель уровня развития познавательных способностей учеников – это темп решения учебных задач, определяющий индивидуальный стиль познавательной деятельности учащихся. Опираясь на психолого-педагогические источники и на опыт работы можно предположить, что в ходе применения системы развивающих задач, направленной на развитие познавательных способностей школьников, будет осуществляться и формирование так называемых «запредельных» новообразований, не запрограммированных процессом приобретения знаний и умений, но успешно развиваемых при соответствующей работе учителя.
Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся.
Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивный, фактологический, описательно-поисковый или творческий. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, мы развиваем познавательный интерес школьника. Формирование познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности обучающихся. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у обучающихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса. Интерес – это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке». У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется по-разному. Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято считать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств, предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.
В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов школьников в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. Для развития учебно-познавательного интереса существует множество различных методик и приёмов. В своё время В.А.Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, что ребёнок только в том случае полюбит школу, свой класс, если учитель сохранит те радости, которые его окружали. Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках русского языка помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает у детей творческое воображение, образное мышление, снимает утомление. Творческая деятельность возникает при наличии интереса к предмету. Для развития познавательного интереса необходимо активизировать деятельность учащихся, творчески применить принципы и методы, на основе исследовательского подхода развивать у детей потребности в самообразовании. Задания творческого характера – это задания, прежде всего предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей обучающихся. Характерной чертой творческих заданий является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует от обучающихся смекалки, сообразительности, т.е. нестандартного творческого мышления. Игры дают возможность ученику стать соавтором учителя на уроке. Но проведение одного урока не решает проблемы повышения активизации познавательной деятельности обучающихся; необходимо использовать игры в системе всего курса. Использование игр в обучении русскому языку способствует становлению творческой личности ученика, формирует умение видеть проблемы, принимать решения, развивать познавательный интерес к предмету, оказывая сильное эмоциональное воздействие, формирует черты характера. Игры повышают качество знаний, вызывают рост интереса к предмету, делают атмосферу урока психологически лёгкой и благоприятной. Такие уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при организации деятельности учащихся на уроках нетрадиционной формы происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но накопление опыта творчества/
Литература:
1.Айзенк,Г.Проверьте свои способности [Текст] / Г. Айзенк. - М.: Мир, 1972.
2. Богданова,Г. А.Уроки русского языка в 6 классе [Текст] / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2003.
3. Бурмако,В. М.Русский язык в рисунках [Текст] / В. М. Бурмако. - М.: Просвещение, 1991.